Скачать 160.84 Kb.
|
4 раздел 1. Постоянная мифологическая структура 3 звена сюжетного развития II III I II III Потеря действия героя приобретение Беда, недостача преодоление беды, ликвидация по- ликвидация недостачи тери Испытания положительного героя 3 звена Предварительное основное дополнительное Подвиг героя на идентификацию (т.е.ликвидация потери) доказательство (совершил подвиг!) посрамление соперни- ков.
С IXв. в славянских землях Конец официального существования славянской мифологии Высшие уровни Низшие уровни Трансформация мифологических ? персонажей (двоеверие) Либо Либо Сохранилась демонология Перемещение отожествление Лешие Водяные Полевки в разряд с христианскими (связь с домашним хозяйством) отрицательных святыми Триглав Перун Велес Ярила ЗАГОВОРЫ Бог-Отец Илья-пророк Власий Георгий Магические Бог-Сын (связь с громом, тексты-фор Бог-Святой дождем) мулы. Дух. 5 раздел 1. «Сказки Салтыкова-Щедрина» (опорная схема-конспект) 1869 – 1886 г.г. «Для детей изрядного возраста» Особенности: Фантастика, реальность, комическое + трагическое, гротеск, гипербола Задача: обличение пороков, освещение злободневных вопросов русской действительности, выражение народных идеалов, передовых идей. С К А З К И«Дикий помещик» «Премудрый пескарь» Цель: пробудить самосоз-нание, показать отношения между: Цель: в чем смысл жизни и назначение человека помещиками народом Судьба пескаря ЧЕРТЫЦель жизни: беречь свою распостылую жизнь Черты: Глупость, трусость, беспомощность Глупость, жадность, паразитизм Безропот-ность, терпение, трудолюбие Итог жизни: «Жил дрожал, и умирал – дрожал» 2. ОСК (опорная схема конспект) «АНДРЕЙ БОЛКОНСКИЙ»(по роману Л.Н.Толстого «Война и мир») «Неужели мне открылась истина жизни только для того, чтобы я жил во лжи?» (А.Болконский) Аустерлиц Общ. Европа 1812 год благо * * * * Слава ОтечествоДРУЖБА ЛЮБОВЬ МЕСТЬ ОПИСАНИЕ: Четыре взлета испытал в своей жизни Андрей Болконский. Это битва при Аустерлице, где он был близок к осуществлению своих честолюбивых мечтаний, творческое участие в реформах Сперанского («общественное благо»), давшее ощущение преобразования жизни. Третий взлёт – познание европейской свободной мысли («Европа»), и четвёртый - героический 1812 год, открывший Андрею действительный смысл бытия. Но были в жизни главного героя и три катастрофических падения: разочарование, постигшее его под небом Аустерлица, поражение Сперанского, не получил счастья в любви, «сожженной» изменой Наташи. Какие же силы поднимали Андрея Болконского? Это дружба с Пьером, любовь к Наташе Ростовой, чувство мести к Анатолию Курагину. Рассмотрим среднюю линию – символ посредственной жизни. Она не свойственна Болконскому, и тем не менее в его судьбе имеет свое начало и конец. Жажда славы превращает жизнь князя в цепь одухотворенных одержимостей и катастрофических разочарований. Но вот вошёл в неё 1812 год и очередного падения не происходит. Открылась вдруг Андрею истина: вся его жизнь – ложь, и все живут во лжи. Впереди его взлетов шла корысть, поэтому не было у него счастья. И вот два вывода:
3. ОСК к поэме Некрасова«Кому на Руси жить хорошо» «Я лиру посвятил народу своему» 1863 1877 тому живется хорошо на Руси, кто борется заосвобождение народаЗадача : Цель : Показать Русь снизу доверху осмыслить опыт борьбы за свободу, до и после реформы разобраться в сущности народного характера Пролог – программа действий Цель путешествия: «Как живется счастливо, вольготно на Руси» Главный конфликт поэмы «Дольщики» «Народное море» духовенство, помещики, холопы протестанты русская женщина помещики: Ипат, правдоискатели Матрена Оболт-Облдуев, Яков, Яким Нагой Тимофеевна Утятин-Последыш, Шутов, Ермил Гирин Корчагина Шалашников Глеб Савелий Фогель Глуховский Народный заступник Григорий Добросклогов Понимание счастья, долга В ы в о д. «Ведь на Некрасове целое поколение революционеров училось» ОСК «Пьер Безухов» ? Платон Наташа Тайное общество1812 год МасонствоЭлен Андрей АнатольЛюбовь Республика Европа ОПИСАНИЕ: Пьер был воспитан в Европе. В Петербург он приехал исполненный любовью ко всем людям и сочувствующий республиканскими идеями. Первое дало ему в попутчики по жизни Анатоля, Элен, Андрея. Второе – только дружбу Андрея. Позже Пьер поймет, что Анатоль и Элен заведут его в тупик. И вся его духовность сконцентрируется на дружбе с Андреем. Под влиянием князя Болконского Пьер начнет искать свой путь в жизни. Но масонство, к которому он придёт, не оправдает его надежд. Устойчивой натуре Пьера хватит сил, чтобы начать новый поиск. 1812 год даст возможность после проб и ошибок обрести зрелость убеждения, социальную позицию. 1812 год – это познание философского мира Платона Каратаева, любовь Наташи, гордость и боль российский народ, который приведут его к участию в тайном обществе. Дальнейшая судьба Пьера нам известна. Но те, кто вышел на Сенатскую площадь, не боялись возможного поражения, т.к. «выучились видеть великое, вечное и бесконечное» (Л.Толстой). ОСК «НАТАША РОСТОВА»«Я не жил прежде. Теперь только я живу» (Князь Андрей) Берг Анатоль «…кроме блуда, не чувствовал ничего» (Анатоль) Борис Николай Марья «Эта девушка такое сокровище… «Все любовались ею» Это редкая девушка» (Пьер Безухов) ОПИСАНИЕ: В центре - сама Наташа. Она как родник чистой воды в болоте – все гнилое, нездоровое отталкивает к берегу: Берга – сразу, Анатоль Курагин на какое-то время вторгается в её судьбу, но он обречен. Борис Друбецкой, князь Николай, княжна Марья не делают погоды в её жизни, но они рядом с нею, им хорошо возле неё. Борис хотел забыть Наташу, но увидел её после разлуки и не смог; брат Николай любуется её русской натурой всю жизнь; она приятна Марье, позже их свяжет крепкая дружба. Зависимость княжны от Наташи сильнее, поэтому её орбита стрелки больше всех. А Пьер и Андрей при помощи Наташи возрождаются. Она счастлива с ними по-настоящему. Путь с Андреем не такой уж длинный. С Пьером она будет идти всю жизнь, поэтому изгиб стрелки больше. ОСК «ДВОЙНИКИ РАСКОЛЬНИКОВА» «Между нами есть какая-то общая точка… Мы одного поля ягоды…» (Свидригайлов Раскольникову) РОСКОЛЬНИКОВ Т Д Р У И Н Х Я И Н Ы ОЛПИСАНИЕ: Действительно, между Раскольниковым, Свидригайловым, Лужиным, ненавидящими, боящимися и презирающими друг друга, есть «общая точка». Это – возлюби прежде всего себя. Это - «я и сам хочу жить, а то уж лучше и не жить». Именно поэтому стрелки «Раскольников», «Лужин», «Свидригайлов» замыкаются на одной общей точке-планке «трихины», которая характеризует, по определению Раскольникова, микроскопические существа, заражающие людей вирусом себялюбия, отчуждения и жестокости. Да, и орбиты у этих стрелок похожи: Лужин «служит миллиону», Свидригайлов развратности, анархии , а Раскольникову надо лишь «мысль разрешить». Это и отличает движение стрелок: за их удовольствия платят слабенькие. Дуня – из «слабеньких». Но почему стрелки отталкиваются от неё? Вспомните, Дуня дважды стреляет в Свидригайлова; та, которая привыкла страдать. Прощать. И она поражена язвами насилия. В этом и предостережение человечеству. ОСК «СОНЯ МАРМЕЛАДОВА»«Солнцу прежде всего надо быть солнцем» Лизавета Марфа Петровна Мать Дуня Маляр Описание: Порфирий Петрович во время беседы с Раскольниковым советует ему: «Станьте солнцем, вас все увидят». Но солнце еще и греет. Продолжим его мысль. В романе Достоевского типичным светом становится Соня Мармеладова. Сестра старухи Лезавета, жена Свидригайлова, Марфа Петровна, мать Раскольникова, его сестра Дуня, Микола-маляр – все эти персонажи сфокусированы на Соне. Они составляют её образ, олицетворяют в себе сострадание. Но: Лизавета терпит страдания бесполезно для себя; Марфа Петровна пытается взять от судьбы больше, чем может, и т.д. Все эти люди излучают сострадание и добро, но нет от них тепла сердцу. Согреть душу способна только Соня. Мачеха Сони, Катерина Ивановна, обрекает её жить по желтому билету. Но после совершенного ею греха, Катерина Ивановна подошла к «Сонечкиной постели и весь вечер простояла у нее в ногах на коленях, ноги её целовала»…,за истощенных голодных детей, которые благодаря Соне получили возможность жить. На этом уровне находиться и Мармеладов. После гибели Катерины Ивановны и отца, именно она, падшая, смысл своей жизни видит в заботе и малолетних детях. Благодарны ей и люди, окружающие её. Лучи тепла достигают и Раскольникова. Он сопротивляется им, но все-таки, в конце концов, опускается перед ней на колени. ОСК «Образ глуповцев» (по роману М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города») ГРАДОНАЧАЛЬНИКИ . глупые, алчные, жестокие, бездеятельные, эгоистичные, жадные КАЧЕСТВА НАРОДА терпеливые, верящие, наивные, добрые, трудолюбивые, искренние «Мы претерпеть могим. Ежели нас теперича всех в кучу сложить и с четырех концов запалив – мы и тогда противного слова не молвим!» Цель: писатель хотел заставить народ уважать себя НАРОДНЫЕ ЗАСТУПНИКИ раскрыть облик формируют ведут к политической самодержавия самосознание масс активности 4 раздел Центон – литературное произведение У древних римлян это было одеяло из цветных лоскутков. Желая выразить свое уважение к какому-либо поэту, они составляли из его строк стихотворения, центоны. Теперь это стало литературным термином, упражнением. На уроках я использую этот вид работы в качестве творческого домашнего задания, где предлагаю детям составить центон по сказкам Пушкина, басням И.Крылова. Это значительно легче, чем создать свое произведение. Таким образом ученики не только лучше запоминают произведения, но и пополняют свой читательский опыт. Чтобы вы меня лучше поняли, я предлагаю вам познакомиться с центоном ученицы 6 класса составленного по басням И.Крылова. Попробуйте угадать, какие фрагменты басен здесь прозвучали? * * * Зубастой Щуке в ум пришло За кошачье приняться ремесло. Да призадумалась. А сыр во рту держала. На ту беду Лиса близёхонько бежала. И говорит так сладко, чуть дыша: «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! Отколь такой берется голосок? И чист, и нежен, и высок». По счастью, близко тут Журавль случился. Он костью чуть не подавился. Центон по сказкам К.И.Чуковского Вдруг из маминой из спальни, Кривоногий и хромой, Выбегает… Гадкий, нехороший, жадный Бармалей! «Я кровожадный, Я беспощадный, Я злой разбойник Бармалей! И мне не надо Ни мармелада, Ни шоколада, Я только маленьких детей! И сказал Гиппопотам Крокодилам и китам: «Кто с чудовищем сразится, Я тому богатырю Двух лягушек подарю И еловую шишку пожалую!» Из далеких из полей Прилетает Воробей. Прыг да прыг Да чик-чирик, Чики-рики-чик-чирик! Вот и нету великана. Поделом великану досталося. И усов от него не осталося. И обрадовались блюдца: Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля! И танцуют и смеются – Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля! А слониха-щеголиха Так отплясывает лихо, Что румяная луна В небе задрожала И на бедного слова Кубарем упала. Расскажите детям о синекдохе… Послушайте такую шуточную историю: « На плите беседует вода в чайнике и щи. Вода в чайнике возмущается: «Все пыхчу, пыхчу, а вся слава чайнику достается. Чайник кипит. Уморили! Это меня в чашки наливают и заваривают меня. И когда только люди это поймут. Все перепутали! » «Это еще что, - подхватили щи. Меня съедят, а потом хвастаются: «Съел целую тарелку!» Тарелке-то что, ее помыли и опять на полку поставили. А меня съели… и хоть бы раз правду сказали!» Действительно, выпить стакан , съесть тарелку мы не можем, но так говорим. Я думаю, что дети обязательно поймут, что такое СИНЕКДОХА Практическая проверка знаний в группах. На партах лежат карточки. Распределите их по принципу: может быть, не может быть. Но предварительно еще убедитесь, что поняли все ученики. Попробуйте вместе: говорит Москва (может или не может быть), объясняет учитель, картина написана маслом, картина написана художником. После этого каждая группа будет выполнять разные варианты заданий. 1 группа: распределите слова на две колонки по принципу: может быть – не может быть : все село об этом знает, вытирайте ноги, вытирайте туфли, концерт для скрипки с оркестром, праздничный концерт, ликует болельщик победе «Спартака», болельщик купил билет, у него легкая рука, это легкая сумка, волка ноги кормят. Ответ:
2 группа: из отрывков стихотворений выпишите синекдоху в отдельный пустой столбик: Пример карточки
3 группа: составьте свои предложения с предложенными примерами: съесть тарелочку супа, концерт для скрипки с оркестром, говорит Москва, выпей чашечку компота. (это задание для сильных учеников). Расскажем ученикам 9-11 классов… о стилистических повторах (алгоритм) об эпитетах, оксюмороне, антитезе (алгоритм) о сравнении, метонимии, метафоре, синекдохе (алгоритм) |