Скачать 42.61 Kb.
|
КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО УРОКА ПО ТЕМЕ «Философия человека. Внутренний мир и социализация. Самопознание» в 11 классе МОУ «Колыбельская СОШ» Лискинского района Воронежской области. Учитель: Лущикова Галина Степановна ЦЕЛЬ: объяснить, что отношение между сознанием и подсознанием есть внутренний диалог личности с собой; учить умению воспитывать себя как личность; подвести учащихся к осознанию роли личности в человеческом обществе; в процессе дискуссии развивать у учащихся навыки самоанализа, изучения себя через образы и ситуации с учетом мнения других людей, через соотношение себя с другими. ФОРМА УРОКА: беседа с элементами дискуссии ВОПРОСЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ:
ЭПИГРАФ УРОКА: «Мы- источник веселья и скорби рудник, Мы – вместилище скверны и чистый родник. Человек, словно в зеркале мир,- многолик: Он ничтожен – и он же безмерно велик» ( Омар Хайям. Рубаи) ХОД УРОКА: 1.Введение в тему урока. -Ребята, на прошлых уроках мы говорили о человеке как индивиде и человеке как личности. Скажите, в чем состоит эта разница? ( Ответы) Какая же тайна сокрыта в человеке? В чем драма человеческих отношений и человеческого существования? От чего зависит смысл и ценность человеческой жизни? Эти вопросы волновали человечество еще в глубокой древности. Из глубины веков доходят до нас весьма интересные соображения о человеке, его поведении и внутреннем мире ( высказывания из «Бхагавадгиты» и Фирдоуси , стр.131 Однако одно дело- отдельные наблюдения, другое –целостное представление , знание, которое можно назвать философией человека. Какую бы проблему человеческой жизни мы не взяли, она неизменно приводит нас к теме человека. Скажем, хотим мы постичь секреты сознания… Во-первых, сознание присуще только человеку. Во-вторых, это он, человек, рассуждает о своем даре. Восхищаемся ли мы гармонией природы- чем, как не человеком измеряем мы эту гармонию? Вот и выходит , что все философские сюжеты – о Человеке! Человека отличает от животного, в первую очередь, деятельность. Сейчас я попрошу вас ответить на 3 вопроса о сущности вашей деятельности:
( Ответы) УЧИТЕЛЬ: Итак, ребята, отвечая на мои вопросы, вы воочию увидели разницу между тем, что вы есть и тем, чем вы хотите быть. Вам открылся уровень ваших притязаний на жизнь, а это уже начало самоопределения в жизни. Что же такое жизнь?Это не только та вечность, которая вам предстоит и размышления о которой вы пока отложили, но это и то, что происходит сегодня, сейчас. Неуловимое мгновение, с которым ты уже расстался. Все это вместе ждет твоего самоопределения, то есть твоего и только твоего отношения через твои настроения, восприятия, размышления, ожидания. Вот все то, что можно определить, познать в жизни.
Вот видите, на этот вопрос нет однозначного ответа. Я скажу, самое трудное в жизни- познание себя. Об этом говорил еще древнегреческий философ Фалес. Что есть»Я» ? «Я» - это мои дела, обстоятельства, ожидания. А что Будет потом? Потом и откроется, но знать это сейчас – необходимо. Необходимо выявить свою индивидуальность и скрытые резервы. ( Пример О.Ю.Шмидта)
Самоопределиться- это не просто определиться ,где ты есть. Куда пойдешь, это сформироваться как личность , найти свое место в жизни, соотнести свою жизнь с жизнью близких тебе людей, с жизнью окружающих, которые влияют на тебя.Помните, в русских сказках богатыри в начале своего пути останавливаются перед камнем, на котором написано: « Направо пойдешь… Налево пойдешь…Прямо пойдешь…» Куда ни пойдешь – что-то произойдет. А куда пойти? Нужно сориентироваться, а выбирать не придется – иди по тропе жизни и сталкивайся с препятствиями, преодолевай их. И тогда хотя бы мук выбора не будет! Задание: Опишите по памяти , как менялись твои эмоции, твое настроение в течение дня. Представляете, сколько в вас было « НЕ ТЕБЯ», других. Это и болтун, и молчун, и эгоист, и капризуля, и благодушный герой. Чем внимательнее будешь к себе, их будет больше, но это все ты. Выяснение того, кто в тебе доминирует и будет началом твоего самоопределения
Самоопределение – в чем? От каких ситуаций это зависит? Всеми своими «Я» человек управляет. Одного придерживает, другому дает «зеленый свет». КАК ЭТО СДЕЛАТЬ? В ЧЕМ НУЖНО САМООПРЕДЕЛЯТЬСЯ? Дискуссия.
Ответы. В большинстве случаев у вас весь мир существует только в плане твоего «Я». И это не эгоизм, это нормальный процесс становления личности , когда человек пройдя 4 ступени самоопределения, сможет Познать себя. ( Пример Моцарта) А чтобы познать, нужно исследовать свои возможности- это наш 5 вопрос. К чему должен стремиться человек в самопознании? К 4 уровню организации человека, к вершине. Учитель подводит итог: Каждый из нас – строитель собственной личности. КАК ЖЕ СТАТЬ ЧЕЛОВЕКОМ , СПОСОБНЫМ В ПОЛНОЙ МЕРЕ РЕАЛИЗОВАТЬ СВОЙ ПОТЕНЦИАЛ?Нужно прислушаться к советам , которые предлагают люди, которые имеют на это право. ( Советы Чарли Чаплина) Мы видим, что человек постоянно в процессе деятельности меняется, совершенствуется, под воздействием общества пытается достичь вершины своего «Я». А для постижения «Я» не обязательно проводить психологические эксперименты, достаточно, как мы делали на уроке, наблюдать за собой и анализировать свое состояние. Домашнее задание: Повторить параграфы 17,18,19. Выразите свое внутреннее «Я» в рисунке, в цвете. Придумайте девиз своей жизни. |