Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 83.63 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации25.11.2013
Размер83.63 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Философия > Конспект
Конспект коррекционно-развивающего урока для младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

(4 специальный (коррекционный класс VII вида)
Тема:  Сочинение сказки по аналогии.

Цели: – педагогическая: создание условий для формирования умения строить повествование в жанре сказки с учетом ее структуры и особенностей героя;

Универсальные учебные действия:

1.  Личностные: определение и закрепление навыка полного ответа на заданный вопрос, соблюдение общих для всех правил поведения.

2.  Регулятивные: определение, формулирование учебной задачи в диалоге с учителем, углубление знаний о тексте-повествовании, соотнесение своей оценки с оценкой учителя.

3.  Познавательные: выделение основных структурных элементов сказки; выявление скрытого смысла пословиц и причинно-следственных связей; расширение словарного запаса: подбор синонимов, образование родственных слов.

4.  Коммуникативные: развитие когнитивных процессов, построение простого речевого высказывания, закрепление умения в рамках совместной деятельности слушать других.

Оборудование: карточки с текстом сказки, таблица с вопросами, карточки с пословицами, мяч, интерактивная доска с опорными словами, предложениями.

Сценарий урока:

Организационный момент: эмоциональный настрой, мотивация к деятельности.

А).  Сегодня мы отправляемся в чудесную страну, название которой знает каждый из вас. Расшифруйте его:

– Работа с анаграмным словом: казкас (на доске).

– Кто объяснит, что такое сказка? (слушаем ответы учащихся).

Б).  Актуализация опорных знаний: даем определение сказки на интерактивной доске:

Сказка – народное произведение о вымышленных героях с участием волшебных сил. (2, с.941)

Обсуждение определения сказки.

– Кто пишет и рассказывает сказки?

Ответ учащихся: Сказочник, сказочница, сказитель, сказительница.

При затруднении учащихся даем смысловую направленность догадки.

В).  Расширение словарного запаса путем подбора родственных слов и объяснения значения незнакомых. Игра с мячом.

Слова для справок: сказка, сказочка, сказочный, сказать, рассказать, пересказать, рассказ, пересказ, сказочник, сказочница, сказитель, сказительница, подсказка.

– Знакомы ли вам эти слова? (На интерактивной доске воспроизводятся слова «присказка», «сказание», «сказ»).

Объяснение значения незнакомых родственных слов.

– Чем мы сейчас занимались? Сделайте вывод.

Ответ учащихся: Подбирали родственные слова к слову сказка.

– Дайте определение понятия «родственные слова»?

(Дается определение родственных слов.)

– Продолжите поговорку о сказке: Сказка-ложь, да в ней…

Ответ учащихся: Намек, добрым молодцам урок.

– Что означает смысл поговорки?

Ответ учащихся: Сказка носит поучительный характер.

– Что такое синонимы? (Учащиеся дают определение синонимам. На интерактивной доске при правильном ответе воспроизводится определение.)

– Подберите синонимы к словам: ложь, намек.

Ответ учащихся: Ложь  –  выдумка, неправда; намек  –  подсказка, догадка.

(Синонимы воспроизводятся на интерактивной доске.)

– Сегодня каждый из вас будет сказочником…

1.  Объявление учащимся темы занятия:

– Кто догадался и сформулирует тему занятия?

Ответ учащихся: Сегодня мы будем учиться сочинять сказку.

Открыть тему урока на доске.

2.  Перевод внутреннего высказывания во внешнее.

– Сформулируйте, что нам понадобится для сочинения сказки, используя опорные слова (обращаем внимание учащихся на интерактивную доску):

Опорные слова:

Ответы учащихся:

Выбрать

Выбрать главных героев

Решить

Решить, где происходят события

Обсудить

Обсудить порядок событий

Составить

Составить план сказки

На интерактивной доске появляются высказывания-ответы.

3.  Развитие слухового и зрительного внимания с опорой на текст сказки.

– А поможет нам сказка «Мальчик Огонек» (3, с.215).

а)  самостоятельное чтение сказки.

б)  чтение текста по цепочке.

Мальчик Огонек.

Жил на свете Огонек. Хотелось ему стать мальчиком. Фея превратила его в мальчугана. Но предупредила:

– Если попадешь в воду – погаснешь.

Как-то вышел Огонек на берег реки. А там мальчишка тонет. Что делать? Вспомнил Огонек слова волшебницы, вспомнил и бросился в воду.

Вытащил на берег мальчишку, но сам погас. Лежат на песке черные угольки. Тут солнце направило сильный луч на мальчика Огонька и зажгло его. Стал Огонек большим Огнем с добрым сердцем.

4.  Развитие когнитивных функций с проведением беседы по тексту:

Логопед: Докажите, что это сказка, используя определение сказки.

Выслушивание доказательств учащихся, обсуждение.

Логопед: Прочитайте то место в сказке, которое заставило вас волноваться.

Ответ учащихся: Как-то вышел Огонек на берег реки. А там мальчишка тонет.

Логопед: Как описан этот момент?

Ответ учащихся: Вспомнил Огонек слова волшебницы, вспомнил и бросился в воду.

Логопед: Кто задает вопрос: «Что делать?»

Ответ учащихся: Сам мальчик Огонек мысленно задает вопрос.

Логопед: Прочитайте выразительно предложение с многоточием.

Ответ учащихся: Вспомнил и бросился в воду.

Логопед: Почему это предложение так построено?

Ответ учащихся: Чтобы показать, как герой в этот момент принимает решение.

Логопед: Как герой принимает решение?

Ответ учащихся: Быстро, моментально, стремительно.

Логопед: Назовите общее понятие всех слов, характеризующих скорость принятия решения героем.

Ответ учащихся: Синонимы. (Дают определение синонимам.)

Логопед: Почему Огонек бросился в воду?

Ответ учащихся: Не остался равнодушным к чужой беде.

Логопед: Как вы расцениваете поступок Огонька? Ведь он погиб…

Ответ учащихся: Он совершил смелый поступок.

Логопед: В чем заключается действие волшебных сил после гибели героя?

Ответ учащихся: Оживление героя, как благодарность за смелый поступок.

Логопед: Почему Огонек стал большим «Огнем» с добрым сердцем?

Ответ учащихся: Он совершил смелый поступок, помог в беде мальчику. Люди, помогающие другим, попавшим в беду, «вырастают» в глазах остальных.

Логопед: А как вы бы поступили в данной ситуации?

Выслушивание ответов учащихся.

5.  Развитие умения выявлять скрытый смысл пословиц и причинно-следственных связей. Работа с пословицами с опорой на карточку.

Логопед: Как говорит о поступке Огонька народная мудрость?

Прочитайте пословицы, добавьте недостающее звено к ним.

Смелость города…

На смелого собака лает, а трусливого…

Смелый боец и в ученье и в бою…

Храброму смерть…

Сам погибай, а товарища…

Слова для справки: берет, кусает, молодец, не страшна, выручай.

Логопед: Объясните, как вы понимаете смысл этих пословиц.

Логопед: Что общего во всех пословицах?

Логопед: Какая пословица точнее всех подходит к сказке? Почему?

Ответ учащихся: Пятая, потому что она лучше всех отражает поступок мальчика. Его самопожертвование ради помощи.

6.  Развитие речедвигательных функций. Физкультминутка.

Движения с речевым сопровождением логопеда и ответами учащихся с перекидыванием мяча. Стихи о сказке (1, с.17).

Логопед: В сказке часто так бывает, что предметы в ней летают,

А порою, и герои вдруг взмывают над землею.

Назвать, конечно, ты готов этих чудо-летунов:

Она летает на метле…

Ученик: Баба Яга.

Логопед: А он на пушечном ядре…

Ученик: Барон Мюнхгаузен.

Логопед: Летала в домике своем, да не одна, а с верным псом.

Ученик: Элли и Тотошка.

Логопед: Он на ковре взлетит всегда – была б сухою борода.

Ученик: Старик Хоттабыч.

Логопед: Моторчик на его спине.

Ученик: Карлсон.

Логопед: Бывал он даже на луне.

Ученик: Незнайка.

Логопед: А этот сделался так мал, верхом на гусе он летал.

Ученик: Нильс.

Логопед: Сказки чаще «проверяйте», ежедневно их читайте.

Сей совет не просто так: вдруг там снова кавардак.

7.  Развитие речемыслительной деятельности. Составление плана текста сказки.

Логопед: Прочитайте первую часть сказки. Какие события описаны в ней?

Ответ учащихся: Мечта Огонька и воздействие волшебных сил. Запрет феи.

Логопед: Озаглавьте эту часть.

Ответ учащихся: Появление героя и запрет феи.

Логопед: Найдите и прочитайте основную часть сказки. Какие события происходят в ней?

Ответ учащихся: Описание беды, которая произошла в воде.

Логопед: Озаглавьте эту часть.

Ответ учащихся: Испытание.

Логопед: Чем заканчивается сказка?

Ответ учащихся: Огонек спас мальчика и совершил смелый поступок.

Логопед: Озаглавьте эту часть.

Ответ учащихся: Спасение, помощь.

Логопед: Запишите получившийся план.

8.  Подготовка к составлению сказки с использованием таблицы. Логопед: Прочитайте вопросы в таблице. Как вы думаете, что поможет сделать она?

Ответ учащихся: Правильно составить сказку.

Логопед: Подумайте, о каком герое будете сочинять сказку? Запишите.

Логопед: Кто в вашей сказке поможет герою принять облик человека? Запишите.

Логопед: Как сказано о запрете? Прочитайте из сказки.

Ответ учащихся: Если попадешь в воду – погаснешь.

Логопед: Как оформить слова феи? Продолжите фразу:

Если ты …, то …

Тебе нельзя …, потому что …

Выслушивание и обсуждение вариантов ответов учащихся.

Логопед: Составьте разговор волшебника и героя.

Коллективно обсуждаются варианты ответов. Делаются записи в таблице.

Логопед: Расскажите, как развиваются события в вашей сказке?

Слушается получившийся рассказ одного из учащихся. Обсуждается.

Редактируется таблица после коллективного обсуждения.

9.  Дается домашнее задание: Доработать получившуюся сказку с опорой на текст и таблицу.

Кто герой сказки?

Какой он?




Что может делать?




Что не может делать?




О чем мечтал?




Кому и как помог?




Кем был спасен?





10.  Итог урока. Рефлексия.

Логопед: Что такое сказка?

Учащиеся вспоминают и закрепляют определение сказки.

Логопед: Чем вы занимались на уроке?

Учащиеся формулируют последовательный ход работы с выводами.

Логопед: Что нужно, чтобы получилась сказка? Ответьте, используя опорные слова интерактивной доски.

Ответ учащихся: Выбрать главных героев; решить, где происходят события; обсудить порядок событий; составить план сказки.

Логопед: На следующем уроке мы запишем получившуюся сказку.

Оценка работы каждого ученика, положительная характеристика детьми друг друга: что получилось, в чем затруднялся.
Список литературы.

1.  Жук Л.И., В сказочной стране. Минск, издательство «Краско-Принт» 2007г.–128с.

2.  Ожегов С.И., Словарь русского языка. Москва, издательство «Оникс» 2005г.– 1199с.

3.  Щеголева Г.С., Система обучения связной письменной речи в начальной школе. Санкт-Петербург, издательство «Специальная литература» 2005г

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск