ПЛАН-КОНСПЕКТ
открытого урока по русскому языку
Тема: «Состав слова . Закрепление.»
3 класс. ( традиционная система)
Выполнила: Матвеева Е.А.
Учитель начальных классов
I категории
МОУ «Лицей №4» Саратов
Тема урока: Состав слова . Закрепление.
Цели урока:
Развивать умение образовывать слова с помощью приставок и суффиксов.
Закрепить знания по приставке, о суффиксе и окончании.
Выработать у учащихся навык подбора однокоренных слов.
Формировать умение разбирать слова по составу.
Оборудование:
- карта «Страна Морфемика»
- плакат «Главная часть слова»
- кроссворд со словарными словами
- карточки с уменьшительно-ласкательными суффиксами
-карточки с тестом.
Ход урока.
Организационный момент.
Постановка задачи.
- Мы продолжаем путешествие по грамматическому царству, орфографическому государству. И сегодня мы совершим путешествие по океану Знаний в страну Морфемику.
- Как вы думаете, что это за страна такая и кто там живёт? Назовите все части слова.
- Эта страна интересна тем, что состоит из островов. (КАРТА) Мы, конечно же, посетим эти острова и встретимся с нашими любимыми частями слова.
- Но любое путешествие не обходится без трудностей. Готовы ли вы с ними справиться?
Чистописание.
- Для того, чтобы попасть в эту страну, нужно научиться соединять части слова, писать правильное и красивое соединение букв.
- Посмотрите на букву, которую мы сегодня повторим.
Р рр РР рр РРР рр
- Как вы думаете, почему именно эту букву? Вспомните название морфем. ( Эта буква есть в словах: приставка, корень).
-Запишите эти слова.
Словарная работа.
- Посмотрите на кроссворд. Давайте его разгадаем. ( Морковь, горох, огурец, малина, яблоко)
- На какие две группы можно разделить эти слова? (Овощи и фрукты)
-А теперь посмотрите внимательно. Среди этих слов найдите название транспорта, на котором мы отправимся в путешествие. (КОРАБЛЬ)
- Запишите это слово. Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.
Упражнение в различении приставок, их смысла и в подборе слов с различными приставками.
- Итак , в путь! Закройте глаза. Сейчас мы с вами вообразим, что все вместе отправляемся в путешествие по океану на прекрасном большом корабле. Вот мы приближаемся к какому-то острову.
-Прислушайтесь, что с палубы кричит матрос: « ПРИПЛЫЛИ! ПРИЧАЛИВАЙТЕ! ВЫХОДИТЕ! СКОРЕЕ, СКОРЕЕ НА ОСТРОВ СПЕШИТЕ!»
-как вы думаете, на каком острове мы оказались? ( На острове приставок.)
- Почему вы так решили?
- Что же такое приставка?
- Для чего служат приставки?
- Вспомните и назовите приставки, которые вы знаете?
- В русском языке более 40 приставок, с ними вы будете знакомиться в 4 и 5 классах и ещё многое о них узнаете.
-А сейчас жители этого острова дают вам задание.
Как сказать одним словом:
Соединить с помощью клея два листа бумаги.(СКЛЕИТЬ)
Соединить с помощью шва два куска ткани. (СШИТЬ)
Соединить с помощью узла два конца верёвки. (СВЯЗАТЬ)
Работа с учебником.
-Откройте учебники на стр.75 упр.167.
-Прочитайте задание.
-С какими приставками нужно употребить данные слова. Если действие уже завершилось? Напишите по образцу.
Физминутка.
Упражнение в различении корня слова и подборе однокоренных слов.
-А нам пора плыть к другому острову.
- Как вы считаете, какая часть слова самая главная? Почему?
- Да, корень- обязательная часть слова, которая сохраняется во всех родственных словах. И вот мы попали в гости к главной части слова.
- Какое основное значение слова «корень»?
- А почему учёные использовали это слово для названия главной части слова?
- Прочитайте текст на доске. Вставьте подходящие по смыслу однокоренные слова с корнем
–мор-.
В сильный шторм …. Бушевало. Смелые … быстро поднялись на палубу. … волна захлёстывала корабль.
- Напишите текст в тетрадь. Назовите среди записанных слов однокоренные имена существительные, имена прилагательные? Выделите корень.
- Наш следующий остров- остров суффиксов. А что такое суффикс? Для чего служат суффиксы?
- Посмотрите на доску, образуйте слова и запишите их, выделяя суффикс.
- ник -ник -ник
работа корова сапоги
-еньк -еньк - еньк
сладкий красный тёплый
-ов -ов -ов
клён ель гроза
Упражнения в определении роли окончаний в слове.
- С какой морфемой мы сегодня не встречались? (окончание)
- Почему так называется?
Нас приглашает окончание.
И у него для нас задание.
- Жители этого острова приготовили небольшой тест.
Окончание служит для связи слов в предложении.
Окончание служит для образования новых слов.
- Карточка одна на двоих. Посоветуйтесь друг с другом и выберите правильный ответ.
- А теперь докажите это. Переставьте слова, измените окончания, где это необходимо, чтобы получилась пословица.
В, хорошо, а, луче, дом, гости.
- Запишите пословицу в тетрадь. Слово «пословица» разберите по составу.
- Как бы хорошо ни было в гостях , дома всегда лучше. Вот и наше путешествие заканчивается.
Итог урока.
- Понравилось ли вам наше необычное путешествие? Где мы побывали?
Какие задания вам понравились больше?
С какой морфемой вы хотели бы встретиться ещё и почему? |