Тема: Нравственные качества
Цель: формирование у обучающихся представление о нравственных качествах
Задачи:
Познакомить обучающихся с нравственными качествами.
Развивать умение аргументировать, отстаивать свою точку зрения.
Воспитывать личность с активной жизненной позицией, осознанными мотивами к нравственному поведению.
Виды деятельности: лексическая работа, чтение и анализ учебного текста, работа в группах.
Оборудование: мультимедиа проектор, рабочие листы, учебник «ОРКСЭ. Основы светской этики» 4 класс, под редакцией Т.Д. Шапошниковой.
Ход урока
Этап урока
| Содержание урока
| 1.Организация деятельности учащихся
|
| 2.Обсуждение результатов выполнения домашнего задания
| - Скажите, а что такое добродетель? ( Это положительные, нравственные качества человека, на основе которых он совершает добро для людей) 1 слайд
- Что такое порок? (Действие человека, из-за которого причиняется зло самому себе и другим людям). 2 слайд
- Ребята, я вам сейчас предлагаю поиграть в игру, которая называется «Добродетель и порок». 3 слайд На доске вы видите две серединки цветков, одна желтого цвета, а другая черного цвета. Какая из них будет на ваш взгляд добродетель, а какая порок? Почему?
Я вам сейчас выдам лепестки, а вы на них должны подумав записать или добродетельное качество человека или человеческий порок.
Но доске:
Дети читают записанные качества человека и прикрепляют к нужному кружку.
Запись на лепестках: трудолюбие, сочувствие, сопереживание, ответственность, вежливость. Жадность, лень, равнодушие, лживость и т.д.
| 3.Актуализация знаний, целеполагание.
| - Вспомните 11 добродетелей характера, выделенных Аристотелем.
4 слайд
- Какими из них вы обладаете и какими хотели бы обладать. Что вы могли бы для этого сделать?
5 слайд
- Древние философы считали, что на добродетелях основываются лучшие нравственные качества человека: честность, порядочность, ответственность, доброжелательность, отзывчивость. Это тема нашего сегодняшнего разговора.
Мы узнаем, что такое честность и какого человека можно назвать честным.
| 4.Чтение и анализ учебного текста (групповая работа).
| Но для начала я хотела бы познакомить вас с интересным материалом. Внимание на экран.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
- Итак, что же такое паралимпийские игры?
- Как вы думаете, почему и зачем их проводят? - Прочитайте рассказ на с.36-37.
- Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?
- Как можно охарактеризовать поступок спортсменов?
| ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
| 5.Работа с высказываниями
| 6 слайд
- Внимательно прочитайте высказывания мыслителей.
«Более подходит нравственно хорошему человеку выказать свою честность» (Аристотель)
«Лучше будь прост да честен, чем умен и лжив» (Софокл)
- О какой добродетели в них говориться? (честность)
| 6.Работа в группах, обоснуй своё мнение.
| - С каким понятием совпадает первое значение слова «честность»?
7 слайд
- Поработайте в группах и дайте ответ на вопросы: Какого человека можно назвать честным? Как проявляется честность в нашей повседневной жизни? 8слайд
Честный человек – это человек порядочный и совестливый, которому можно доверять.
Честность – верность. Честный человек не может солгать, обмануть, предать, он верен своему слову при любых обстоятельствах.
Честный – справедливый. Поделить обязанности по-честному, то есть разделить справедливо.
Самое трудное – быть честным по отношению к самому себе, собственному «я». Это правдивость, верность и честность самому себе.
| 10. Рефлексия
Упражнение «Парус»
| 9 слайд
- Представьте, что человеческая жизнь – это судно (лодка). Чтобы судно шло вперед, надо наполнить его паруса нравственными поступками. Выберите глаголы, которые отражают ваши возможные хорошие, добрые поступки и запишите их на своём парусе (на слайде глаголы: помогаю, люблю, защищаю, ругаю, берегу, прощаю, обманываю, спасаю, делюсь, забочусь, обижаю). - Какие действия вы выбрали, чтобы ваш парус двигался вперед? ВЫВОД: Каждый день мы совершаем те или иные поступки, принимаем те или иные решения. Всё это влияет на наш характер и нашу жизнь… Чем больше добрых дел мы совершаем, тем счастливее будет наша жизнь.
| 11. Заключение урока
| - О каких нравственных качествах шла речь на сегодняшнем уроке?
- Что было интересным?
10 слайд
- Сегодня на уроке мы говорили о нравственных качествах человека. Вы готовы к хорошим поступкам, поэтому наполнили свои паруса добрыми делами. Доброта живёт на свете тихо,
Незаметна, словно хлеб и соль.
Где болит, возьмет себе всю боль,
Там, где лихо, встанет против лиха.
Чужды ей реклама, суета
И возни придуманные драмы.
Доброта – как будто руки мамы.
Нити жизни держит доброта.
| 12.Домашнее задание
| 11 слайд
с.39 в.4,5
| |