Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 151.67 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации28.11.2013
Размер151.67 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Философия > Урок
Тема урока:

Готовимся к сочинению-рассуждению

на основе анализа прочитанного произведения
Класс: 8

Цели:

Образовательные:

- научиться видеть, как автор текста развивает основную мысль;

- научить излагать собственные мысли в небольшом по объему сочинении – рассуждении на основе предложенной фразы;

- научить подбирать доказательства, примеры;

Воспитательные:

- на основе текста Ю.Яковлева сформировать представление об истинной красоте человека;

- учиться видеть за непривлекательной внешностью человека его внутреннюю красоту.

Развивающие:

- продолжать формировать у учащихся навыки работы с художественным текстом;

- способствовать развитию критического мышления учащихся, необходимого не только в учебе, но и в обычной жизни.

Использованная технология: технология развития критического мышления.

Приёмы технологии критического мышления: синквейн, верные-неверные утверждения, чтение с остановками, 6 шляп критического мышления.

Оборудование: Шесть шляп (соответственно группам уч-ся), тексты, толковые словари, презентация.

Ход урока:
I. Организационный момент, постановка целей урока.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Давайте их поприветствуем. Садитесь.

-Сегодня мы с вами будем анализировать прочитанный текст и на основе анализа учиться писать сочинение-рассуждение по данному тексту на заданную тему

II. Стадия вызова. Настрой на деятельность

1) - Ребята, я вам предлагаю синквейн без первой строчки:

- Вспомните, что такое синквейн?

Доска (правый разворот)

1 строка – тема - имя существительное

2 строка – описание темы - 2 имени прилагательных

3 строка – действия в рамках этой темы – 3 глагола

4 строка – фраза - отношение автора к данной проблеме

5 строка – суть темы – одно слово

Доска (правый разворот)

1.______________

2. Природная, духовная

3. Радует, чарует, восхищает

4. Она спасет мир

5. Внутренний свет

- Определите первое слово синквейна (красота).

- Я предлагаю Вам найти и озвучить нам, какое толкование данному слову дает С.И. Ожегов в толковом словаре.

Слайд (появляется одновременно с ответом детей)

1. Все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.

2. мн. Красивые, прекрасные места (в природе, в художественных произведениях)

- Что для вас есть красота? Как вы понимаете значение этого слова?

-Итак, как же растолковывает нам это слово С.И. Ожегов?

- Сегодня мы с вами будем говорить не только о внешней красоте человека, но и о внутренней его красоте и ее проявлении.

- Как вы думаете, актуальна ли эта тема? Почему? (внутренняя и внешняя красота – это понятия разные. Очень часто люди обращают внимание и судят о человеке по внешней красоте, не замечая и не видя его внутренней красоты, истинной и духовной ценности человека)

2) «Верные – неверные утверждения»: Доска (основной разворот)

-Посмотрите, пожалуйста, на доску и найдите утверждения, с которыми вы полностью согласны, а с какими нет по данной теме. Обоснуйте свое мнение.

1. Много есть людей с красивой внешностью, которым, однако, нечем похвастаться внутри.

2. Если есть внешняя прелесть, то ее не обязательно оживлять внутренней красотой.

3. При красоте тела невольно веришь в красоту души, при красоте души не замечаешь физического несовершенства.

4. Красота человеческой души всегда видна окружающим.

III. Работа под руководством учителя.
- Говорить об этом мы будем на материале рассказа «Игра в красавицу» Юрия Яковлевича Яковлева, журналиста, писателя и сценариста, автора книг для детей и юношества: Слайд

Именно о детстве, о своих детских воспоминаниях и впечатлениях пишет автор в рассказе «Игра в красавицу».

1) Работа с текстом. Чтение текста с остановками.

(1)Мы любили свой двор. (2)В нем никогда не было скучно. (3)Были у нас игры и собственного изобретения. (4)Например, игра в красавицу.

(5)Неизвестно, кто придумал эту игру, но она всем пришлась по вкусу. (6)И, когда наша компания собиралась под старым тополем, кто-нибудь обязательно предлагал:

(7)- Сыграем в красавицу?

(8)Мы почему-то любили, когда водила Нинка из седьмой квартиры. (9)Она опускала глаза и разглаживала руками платье: заранее знала, что ей придется выходить на круг и быть красавицей.

(10)Теперь мы вспоминаем, что Нинка была на редкость некрасивой: у нее был широкий приплюснутый нос, бесцветные глаза, прямые жидкие волосы и большие грубые губы, вокруг которых и на лбу рассыпались веснушки. (11)Но мы этого не замечали и пребывали в том справедливом неведении, когда красивым считался хороший человек, а некрасивым - дрянной.

Вопрос-прогноз: Каким же человеком была Нинка для ребят?

Как вы думаете, в чем заключался смысл данной игры?

(12)Нинка была стоящей девчонкой - мы выбирали красавицей ее.

(13)Когда она выходила на середину круга, по правилам игры, мы начинали "любоваться" - каждый из нас пускал в ход вычитанные в книгах слова.

(14)- У нее лебединая шея, - заученно говорил один.

(15)Другой подхватывал:

(16)- У нее коралловые губы и жемчужные зубы….

(17)- У нее золотые кудри и атласная кожа…

(18)- У нее глаза синие, как море, и соболиные брови...

(19)Нинка расцветала: наши слова превращались в зеркало, в котором она видела себя красавицей.

(20)Нам самим начинало казаться, что красивее нашей Нинки нет.

(21)Как-то в наш дом переехали новые жильцы, и во дворе появился новенький.(22)Мы предложили ему сыграть с нами в красавицу.

Вопрос прогноз: Как вы думаете, как поведет себя новенький?

(23)Нинка приблизилась к новенькому и сказала:

(24)- Когда играют в красавицу, всегда выбирают меня.

(25)- Почему тебя? - удивился новенький.(26) - Разве ты красивая?

(27) У Нинки вытянулось лицо, веснушки у рта и на лбу стали еще заметнее.

(28)- А меня выбирают.

(29)- Очень глупо, - сказал новенький.

(30)С появлением новенького с Нинкой вообще стало твориться что-то странное.(31)Он заходил в булочную - она стояла напротив и не отрывала глаз от стеклянных дверей.(32)Она и утром поджидала его у подъезда и шла за ним до школы.

(33)Новенький не сразу сообразил, что Нинка ходит за ним как тень, а когда обнаружил это, очень рассердился.

(34)- Не смей ходить! - крикнул он Нинке. - (35)Ты бы лучше посмотрела на себя в зеркало!

(36)Нинка знала только то зеркало, которым были для нее мы, когда играли в красавицу. (37)Она верила нам, а этот тот тип разбил наше зеркало, и вместо живого, веселого, доброго появилось холодное, гладкое, злое. (38)Нинка в первый раз в жизни пристально взглянула в него – и зеркало убило красавицу.

(39)Но мы тогда не понимали этого и ломали себе голову: что это с ней?(40) Мы не узнавали свою подружку: она стала чужой и непонятной.

(41)В тот вечер был сильный дождь, дул сверлящий ветер, а Нинка из седьмой квартиры стояла под окном новенького. (42)Мы кричали ей из подворотни:

(43)- Иди к нам, Нинка!

(44)Она не шла.

Вопрос: Как вы думаете, что произошло с Нинкой? Почему она стала так себя вести?

(45)Потом мы увидели, как к Нинке подошла ее мать и уговаривала Нинку уйти.(46)Наконец ей удалось увести девчонку из-под дождя в подъезд, где горела тусклая лампочка. (47)Нинкина мать повернула лицо к свету, и мы услышали, как она сказала:

(48)- Посмотри на меня. (49)Я, по-твоему, красивая?

(50)Нинка удивленно посмотрела на мать: разве мать может быть красивой или некрасивой?

(51)- Я некрасивая, - жестко сказала Нинкина мать. (52)- И ничего страшного. 53)Счастье приходит не только к красивым.

(54)Нинка прижалась к матери и заплакала. (55)Девочка как бы увидела маму в безжалостном зеркале такой, какая она есть, какой видели ее мы, чужие ребята.

(56)Потом Нинка совершенно спокойным голосом сказала:

(57)- Мама, давай с тобой сыграем в красавицу.

(58)- Глупости!

(59)- Нет, давай сыграем. (60)Я тебя научу. (61)Ты стой и слушай, что я буду говорить.

(62)Она сильней сжала мамину руку, приблизилась к ней и тихо стала произносить слова из нашей игры, которые мы до приезда новых жильцов дарили ей:

(63)- Мама, у тебя лебяжья шея и большие глаза, синие, как море. (64)У тебя длинные золотистые волосы и коралловые губы...

(65)Сквозь пронизывающий холод живой, теплой струйкой текли слова, заглушающие горе:

(66)- У тебя атласная кожа... соболиные брови... жемчужные зубы...

(67)И они зашагали спокойно и уверенно дальше, крепко прижавшись друг к другу….

(По Ю. Яковлеву)

2)«Верные – неверные утверждения»: Доска (основной разворот)

- Оправдались ли ваши ожидания? Какое из утверждений наиболее точно подходит к данному тексту.

1. Много есть людей с красивой внешностью, которым, однако, нечем похвастаться внутри.

2. Если есть внешняя прелесть, то ее не обязательно оживлять внутренней красотой.

3. При красоте тела невольно веришь в красоту души. При красоте души не замечаешь физического несовершенства.

4. Красота человеческой души всегда видна окружающим.

- Согласны ли вы с тем, что душевная/внутренняя красота должна преобладать в человеке?

3. Стадия осмысления.

- Давайте вернемся к тексту. В начале урока, я говорила о том, что сегодня мы с вами будем не только анализировать текст, но и учиться писать сочинение-рассуждение на заданную тему. Нам с вами нужно будет объяснить, Доска (правый разворот)

Почему Нинка предложила маме игру в красавицу?

- Чтобы выполнить это задание, я предлагаю вам поразмыслить разными способами над содержанием рассказа, поступками героев, понять их причину, т.е. поразмышлять в «6 шляпах критического мышления».

- Вы сейчас разделитесь на 6 групп. Каждая группа получит собственное, соотнесенное с особенностью «шляпы», задание. Задание - это ряд вопросов, на которые участники группы должны ответить, подтверждая свои мысли (там, где это возможно) примерами из текста.

- Ребята, обращаю ваше внимание на то, что в задание каждой группы включен вопрос со звездочкой. Вы должны подумать над ответом на этот вопрос, но не озвучивать его при выступлении группы. К нему мы вернемся в конце урока.

III. Работа в группах + индивидуальная работа

Каждая группа получает одну из шляп с заданием. На обсуждение дается 10 минут. (Тихо звучит музыка «Лесной олень»)

1 группа – белая шляпа (объективный наблюдатель):

Ваша цель: Точно, без искажений, отсекая ненужное, не пропуская важные детали, пересказать текст.

– О ком текст? Назовите героев рассказа.

- Какая игра считалась во дворе любимой?

- Кого чаще других выбирали красавицей?

- Была ли Нинка на самом деле красавицей? Опишите внешность Нинки.

- Почему ребята не замечали недостатков Нинки?

- Кто изменил представление Нинки о самой себе?

-Как изменилась Нинка с появлением новенького мальчика во дворе?

- Кто оказался с Нинкой в самый трудный момент и помог ей?

- Что удивило Нинку в маминых словах? С чем она была не согласна?

- Что предложила Нинка маме?

* -Почему Нинка предложила маме игру в красавицу?
2 группа – красная шляпа (эмоциональный наблюдатель):

Ваша цель: Назвать эмоции, которые возникают при знакомстве с содержанием текста, с его героями, составить эмоциональный портрет героев.

- Дайте характеристику героям рассказа, используя прилагательные-определения (см. слова для справок)

Слова для справок: искренний, стоящий, влюбленный, мудрый, справедливый, милосердный, добрый, внимательный, доброжелательный, окрыленный, равнодушный, хладнокровный, разочарованный, одинокий, жестокий.

- Какие эмоции вызвали у вас герои рассказа?

(ребята: одобрение; Нинка: сочувствие, сострадание; новенький: осуждение, негодование; мама: уважение и, м.б., тоже сочувствие, ведь она была беспомощна перед чужой жестокостью и не знала, как помочь дочери)

* -Почему Нинка предложила маме игру в красавицу?

3 группа – желтая шляпа (оптимист):

Ваша цель: Выделить положительные стороны игры в красавицу. (Найдите предложения, которые подтвердят ваши ответы, и выделите ключевые слова)

- Что давала эта игра Нинке?

(она давала ей уверенность в себе, радость и осознание своей неповторимости; Нинка расцветала: наши слова превращались в зеркало, в котором она видела себя красавицей. (19)

- Что представляло собой зеркало, в котором Нинка видела себя красавицей? Охарактеризуйте его.

(Нинка расцветала: наши слова превращались в зеркало, в котором она видела себя красавицей. (19)Нам самим начинало казаться, что красивее нашей Нинки нет. (20)Нинка знала только то зеркало, которым были для нее мы, когда играли в красавицу.(36) Она верила нам, а этот тот тип разбил наше зеркало, и вместо живого, веселого, доброго появилось холодное, гладкое, злое. (37)

- Почему ребята не замечали недостатков Нинки?

(Но мы этого не замечали и пребывали в том справедливом неведении, когда красивым считался хороший человек, а некрасивым - дрянной. (11)Нинка была стоящей девчонкой - мы выбирали красавицей ее. (12))

* -Почему Нинка предложила маме игру в красавицу?

(Этот мир доброго, «справедливого неведения» дворовой компании дарило некрасивой Нинке счастье, радость, уверенность в себе, осознание своей неповторимости, нужности).
4 группа – черная шляпа (взыскательный критик):

Ваша цель: Дайте критическую оценку поступку новенького.

- Почему новенький не увидел душевной красоты Нинки?

(он не знал Нинку так, как знали ее ребята, и судил о ней только по внешности)

(Уничтожена вера в справедливость. Уничтожена доброта. Уничтожены радость и осознание своей неповторимости. Исчез в Нинке «хороший человек». Нинка «стала чужой, непонятной»)

- Что, по вашему мнению, испытала девочка, узнав злую правду «безжалостного зеркала»? (сильную душевную боль и горе от жестокости слов - «убийц»; от осознания своей некрасивости; от неразделённости первого чувства; от утраченного доброго мира; от разбитой веры в искренность слов; от внезапной пустоты и одиночества.)

* -Почему Нинка предложила маме игру в красавицу?

5 группа – зеленая шляпа (творец):

Ваша цель: вжиться в образ Нинки и понять ее состояние, объяснить ее поведение

- Кто оказался рядом с Нинкой в самый трудный для нее момент и помог ей?

- Почему Нинка расплакалась после слов матери?

(она поняла, что мама может испытать ту же душевную боль и горе, что пережила она сама от злой правды новенького)

- Предлагая игру в красавицу, что Нинка хотела подарить маме? (Слайд)

(Игра в красавицу дарила некрасивой Нинке счастье и радость. Она хотела подарить маме тот мир доброты и счастья, в котором когда-то жила сама)

-От чего Нинке хотелось уберечь маму? (Слайд)

(Душевная боль и горе от злой правды новенького были настолько сильны, что Нинка не могла допустить, чтобы ее мама испытала подобное)

- В чем проявилась истинная красота Нинки? (в ее взрослом поступке)

- Что поняла Нинка после игры с мамой? (Слайд)

(Истинная красота Нинки проявилась в ее взрослом поступке – желании уберечь маму от душевной боли. Девочка поняла, что любимые люди всегда прекрасны.)

* -Почему Нинка предложила маме игру в красавицу?

6 группа – синяя шляпа (философ):

Ваша цель: Провести сравнительный анализ отрывка из стихотворения Н. Заболоцкого и рассказа «Игра в красавицу» Ю. Яковлева. Определить тему произведений. Сделать вывод о полученном уроке.

- Подготовьте выразительное чтение отрывка из стихотворения «Некрасивая девочка» Н. Заболоцкого (при выступлении группы читает подготовленный ученик под музыку из кинофильма «Вам и не снилось»)

Некрасивая девочка.
Среди других играющих детей

Она напоминает лягушонка.

Заправлена в трусы худая рубашонка,

Колечки рыжеватые кудрей

Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,

Черты лица остры и некрасивы.

Ни тени зависти, ни умысла худого

Еще не знает это существо.

Ей все на свете так безмерно ново,

Так живо все, что для иных мертво!

И не хочу я думать, наблюдая,

Что будет день, когда она, рыдая,

Увидит с ужасом, что посреди подруг

Она всего лишь бедная дурнушка!



Мне верить хочется, что сердце не игрушка,

Сломать его едва ли можно вдруг!

Мне верить хочется, что чистый этот пламень,

Который в глубине ее горит,

Всю боль свою один переболит

И перетопит самый тяжкий камень!

И пусть ее черты нехороши

И нечем ей прельстить воображенье,—

Младенческая грация души

Уже сквозит в любом ее движенье.

А если это так, то что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

(Н. Заболоцкий)



- Как вы думаете, что объединяет отрывок из стихотворения «Некрасивая девочка»

Н. Заболоцкого и рассказ «Игра в красавицу» Ю. Яковлева? (В них говорится о внутренней красоте человека.)

- Это тема рассказа «Игра в красавицу».

?

-Какой урок выносит для себя читатель после знакомства с этими произведениями?

(Истинная красота – это внутренняя красота, а не внешняя. Нужно учиться видеть за внешностью внутреннее наполнение человека, не делать поспешных выводов.)
-Это идея данного текста.
* -Почему Нинка предложила маме игру в красавицу?

2) Индивидуальная работа (Во время выступлений групп дети выполняют записи в рабочих листах.)

-Ребята, во время выступления каждой группы вы должны будете делать записи в своих рабочих листах, собирая таким образом материал, который вам понадобится для написания сочинения-рассуждения.

3) Выступление групп (по одному представителю).

-Итак, группы выступили, а вы, я надеюсь, успели выполнить записи в своих рабочих листах.

-Проверьте правильность заполнения рабочих листов. (Слайд, 10 секунд)

III. Рефлексия.

- Вспомните, пожалуйста, я обращала ваше внимание, что задание каждой группы содержит вопрос со звездочкой, над ответом на который вы должны были подумать. Прочитайте этот вопрос. (Почему Нинка предложила маме сыграть в красавицу?)

- Так почему же Нинка предложила маме игру в красавицу?

- Итак, ребята, ваша задача – написать сочинение-рассуждение: Объясните, почему Нинка предложила маме игру в красавицу?

2) Вспомним композиционные части сочинения-рассуждения: (Слайд)

Тезис, первый аргумент, второй аргумент, вывод.

- Данную информацию вы можете найти у себя на рабочем листе № 1, на обратной стороне

3) Работа над частями сочинения-рассуждения:

-Случайно ли Нинка предложила маме сыграть в красавицу?

(Нет. Нинка неслучайно предложила маме игру в красавицу).

- Это будет тезисом нашего с вами сочинения-рассуждения.

- Запишите, пожалуйста, тезис сочинения в свой рабочий листок № 2.

IV. Подведение итогов урока.

1) Домашнее задание:

- А вот 2 аргумента и вывод сочинения-рассуждения вы запишите дома.

2)

-Спасибо большое всем за плодотворную работу на уроке. Надеюсь, что сегодняшний урок поможет вам в будущем научиться видеть в человеке его истинную красоту.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск