Скачать 56.26 Kb.
|
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕГОРОДА МОСКВЫ центр образования «Школа здоровья» №1317
Учитель русского языка и литературы, кпн - Тимакова Н.И. Тема урока. Диагностика знаний (подготовка к ЕГЭ в 11 кл.) Тип урока: комплексное использование знаний. Цели урока:
Оборудование урока: опорный конспект, интерактивная доска. Ход урока
«…Сижу, дребезжу на желтой поездной лавке. Под лавой света, обрушившегося из-за туч. Девочки молочные, чистота еще спелёната, школьницы. Рядом спелая женщина лет тридцати шести… Гаражи греются и грызутся боками. Проезжаем. Жужжит разговор, спелость улыбается. Кивает руками в стороны… Надо каждый день писать-тренировать сердце. Девушка с челкой смотрит в меня, в мою грудную клетку… Но ее в клетку не надо, пусть мир пьет свободной. В метро гудит ветер ада. Свет лимонно-белый, как на том свете. Есть ли вообще свет на том свете?» (Ник. Якимчук) - В какой ситуации вы представили себе героя? Что он делает? (Поезд, ловит дорожные впечатления, думает о них и о себе, о причудливости жизни). - Выпишите средства художественной выразительности, ярко выраженное в тексте; - (эпитеты - «девочки молочные», «спелая женщина»; метафоры - «жужжит разговор», «смотрит в грудную клетку», «гудит ветер ада», «спелость улыбается»; олицетворение - «гаражи греются и грызутся», парцелляция) - Он пишет, набрасывая что-то вроде дорожного дневника, сдвигая реальности внешнего и внутреннего мира, с недомолвками, но за которыми угадывается развитие сюжета внутри души, с игрой слов, интонаций, метафоричностью.
… Как известно, наша речь начинается со звука, а кончается законченной мыслью – предложением. И все это мы называем единицами языка. Вспомните все единицы языка по мере их укрупнения, а рядом напишем название разделов лингвистики, описывающие эту единицу и правила употребления их в устной и письменной речи. Единицы речи Разделы лингвистики 1. Звук фонетика, орфоэпия (у.р.), орфография (п.р.) 2. Морфема состав слова, словообразование 3. Слово лексика, морфология, орфография 4. Словосочетание синтаксис, фразеология, стилистика 5. Предложение синтаксис, пунктуация, стилистика Язык питает нашу письменную и устную речь. Проверим навыка письма. Ничто для нас столь обыкновенно, ничто столь просто кажется, как речь наша, но в самом существе ничто столь удивительно есть, столь чудесно, как наша речь… О вы, любители чудес, внемлите произнесенному вами слову, и удивление ваше будет чрезмерно… Автор этого текста (А.Н.Радищев) жил на стыке 18 и 19 веков. Докажите на последнем предложении (лексика, синтаксис) некоторую старомодность слога. Речь как чудо воспринимается всяким любящим слово, вглядывающимся и вслушивающимся в слово. О лингвистических парадоксах мы и поговорим. Словарь: ПАРАДОКС – странное, необычное явление, противоречащее установленным закономерностям. Лингвистические парадоксы 1 задача: образуйте краткую форму от прилагательных: стройный, знойный, достойный ( строен, зноен, но достоин / не путать с «удостоенный» - прич./) 2 задача: что означает слово КУЛЬТТОВАРЫ? (Культурные товары. А разве бывают «некультурные» товары?) 3 задача: что парадоксального во фразе: У НЕЕ ДВЕ ПАРЫ ЧАСОВ, И ОБЕ НЕ ХОДЯТ»? (Две пары – значит всего четыре, но мы понимаем, что у нее было всего двое часов) Какие словосочетания со словом ПАРА мы часто используем в речи, не догадываясь о нелепости их? (пара пустяков, на пару минут, на пару слов) Как сказать: Их вздору открылась пустыня. Песок до самого горизонта или пески до самого горизонта? (Песок сахарный, у реки – не имеет мн.ч., пески в пустыне – не имеют единственного числа) Что значит фразеологизм «собаку съел»? «Собаку съел» - имеющий основательные знания в чем-то, мастер на что-либо. Парадоксальность в том, что Даль зафиксировал в своем Словаре эту идиому (неразложимое сочетание) как часть поговорки: «Собаку съел, а хвостом подавился», т.е. споткнулся на пустяке. О богатстве и гибкости языка - Запишем словосочетания. Раскройте смысл прилагательного «глухой» в них: Глухая тайга (дикая, сплошь заросшая, непроходимая); Глухой к добру (нечуткий, душевно неразвитый, недобрый); Глухое недовольство (затаенное, невысказанное); Глухая деревня (удаленная от населенных мест), Глухой голос (незвонкий); Глухая стена (сплошная, без проломов), Глухая полночь (время суток, когда все замирает) Учитель: представим, что слово ГЛУХОЙ имеет только один смысл. Язык утратил бы экономность и гибкость: словарь распух бы от новых слов! О гибкости языка свидетельствуют и словообразовательные гнезда. Запишите как можно больше слов с корнем РУКа (1 вар.) и ВОДить (2 вар.) Рука – рукав, ручной, ручаться, порука, выручать, обручать, рукавицы, нарукавники Водить – вождь, вожатый, вывод, повод, вывод, произведение, довод, поведение, вождение. Паронимы – разные по значению слова, но сходные по звучанию и написанию мы часто плохо различаем, поэтому их словоупотребление требует осторожности. Объясните смысл слов в парах, дайте контекст для слов. Отборный – отборочный, признание – признательность, давить – довлеть. Основная тема повторения – синтаксис и пунктуация. - Как расставить знаки в предложениях: Скала и шторм. Скала и шторм и шляпа. (Эти строки из стихотворения Б. Пастернака, посвященные Пушкину. Берег Черного моря во время Южной ссылки. В 2-м предложении И не является повторяющимся союзом при однородных членах. Главное здесь группировка слов по смыслу: скала – примета моря; шляпа – одежда) Усталый и весь в поту дотащился он к себе в пятнадцатую линию. («Нос» Гоголя) Выделите грамматическую основу. Он дотащился усталый и весь в поту (Составное именное сказуемое: прилагательные, причастия и однородные с ними существительные при глаголах движения образуют составное именное сказуемое) Ты диктор на радио. Как произнесешь написанные слова? Обеспечение, ненадолго, принудить, сливовый, углубить, каталог, клала, засветло, дождалась, жалюзи, включишь, банты, каталог, затемно, кралась, нескучный, баловать, Саввична . Наш урок диагностики знаний подошел к концу. Он был нескучен, полезен. В заключение запишем слова М. Пришвина. «Жадно я метался в поисках друга, и когда нашел его, то этот друг, оказалось, и был мой родной язык». Может быть, и для вас родной язык стал родным, верным, всегда интересным и загадочным другом? Домашнее задание: упр.396 |