Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 56.26 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации30.11.2013
Размер56.26 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Философия > Урок
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ
центр образования «Школа здоровья» №1317

улица Академика Анохина, дом 4 корпус 5, г. Москва, 119602

тел.: (495) 735-66-00, 735-66-11, 735-66-22, факс: (495) 735-66-33, E-mail: 1317@bk.ru, http://www.specialschool.ru

ОКПО 13597063, ОГРН 1037729000418, ИНН/КПП 7729422596/772901001


Учитель русского языка

и литературы, кпн -

Тимакова Н.И.

Тема урока. Диагностика знаний (подготовка к ЕГЭ в 11 кл.)
Тип урока: комплексное использование знаний.
Цели урока:

  • познавательный аспект: повторить термины; развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности; определять их роль в тексте;

  • развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;

  • воспитательный аспект: развитие системы ценностных отношений к родному языку; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.

  • .


Оборудование урока: опорный конспект, интерактивная доска.
Ход урока


  1. Организационный момент. Запись темы урока

  2. Интрига. Прослушайте отрывок из рассказа молодого писателя.


«…Сижу, дребезжу на желтой поездной лавке. Под лавой света, обрушившегося из-за туч. Девочки молочные, чистота еще спелёната, школьницы. Рядом спелая женщина лет тридцати шести… Гаражи греются и грызутся боками. Проезжаем. Жужжит разговор, спелость улыбается. Кивает руками в стороны… Надо каждый день писать-тренировать сердце. Девушка с челкой смотрит в меня, в мою грудную клетку… Но ее в клетку не надо, пусть мир пьет свободной. В метро гудит ветер ада. Свет лимонно-белый, как на том свете. Есть ли вообще свет на том свете?» (Ник. Якимчук)
- В какой ситуации вы представили себе героя? Что он делает?

(Поезд, ловит дорожные впечатления, думает о них и о себе, о причудливости жизни).

- Выпишите средства художественной выразительности, ярко выраженное в тексте;

- (эпитеты - «девочки молочные», «спелая женщина»; метафоры - «жужжит разговор», «смотрит в грудную клетку», «гудит ветер ада», «спелость улыбается»; олицетворение - «гаражи греются и грызутся», парцелляция)

- Он пишет, набрасывая что-то вроде дорожного дневника, сдвигая реальности внешнего и внутреннего мира, с недомолвками, но за которыми угадывается развитие сюжета внутри души, с игрой слов, интонаций, метафоричностью.


  1. Движение темы

… Как известно, наша речь начинается со звука, а кончается законченной мыслью – предложением. И все это мы называем единицами языка. Вспомните все единицы языка по мере их укрупнения, а рядом напишем название разделов лингвистики, описывающие эту единицу и правила употребления их в устной и письменной речи.
Единицы речи Разделы лингвистики
1. Звук фонетика, орфоэпия (у.р.), орфография (п.р.)

2. Морфема состав слова, словообразование

3. Слово лексика, морфология, орфография

4. Словосочетание синтаксис, фразеология, стилистика

5. Предложение синтаксис, пунктуация, стилистика
Язык питает нашу письменную и устную речь. Проверим навыка письма.
Ничто для нас столь обыкновенно, ничто столь просто кажется, как речь наша, но в самом существе ничто столь удивительно есть, столь чудесно, как наша речь… О вы, любители чудес, внемлите произнесенному вами слову, и удивление ваше будет чрезмерно…
Автор этого текста (А.Н.Радищев) жил на стыке 18 и 19 веков. Докажите на последнем предложении (лексика, синтаксис) некоторую старомодность слога.
Речь как чудо воспринимается всяким любящим слово, вглядывающимся и вслушивающимся в слово. О лингвистических парадоксах мы и поговорим.



Словарь: ПАРАДОКС – странное, необычное явление, противоречащее установленным закономерностям.
Лингвистические парадоксы
1 задача: образуйте краткую форму от прилагательных: стройный, знойный, достойный




( строен, зноен, но достоин / не путать с «удостоенный» - прич./)
2 задача: что означает слово КУЛЬТТОВАРЫ?

(Культурные товары. А разве бывают «некультурные» товары?)
3 задача: что парадоксального во фразе: У НЕЕ ДВЕ ПАРЫ ЧАСОВ, И ОБЕ НЕ ХОДЯТ»?

(Две пары – значит всего четыре, но мы понимаем, что у нее было всего двое часов) Какие словосочетания со словом ПАРА мы часто используем в речи, не догадываясь о нелепости их?

(пара пустяков, на пару минут, на пару слов)
Как сказать: Их вздору открылась пустыня. Песок до самого горизонта или пески до самого горизонта? (Песок сахарный, у реки – не имеет мн.ч., пески в пустыне – не имеют единственного числа)
Что значит фразеологизм «собаку съел»?

«Собаку съел» - имеющий основательные знания в чем-то, мастер на что-либо.
Парадоксальность в том, что Даль зафиксировал в своем Словаре эту идиому (неразложимое сочетание) как часть поговорки: «Собаку съел, а хвостом подавился», т.е. споткнулся на пустяке.
О богатстве и гибкости языка
- Запишем словосочетания. Раскройте смысл прилагательного «глухой» в них:
Глухая тайга (дикая, сплошь заросшая, непроходимая);

Глухой к добру (нечуткий, душевно неразвитый, недобрый);

Глухое недовольство (затаенное, невысказанное);

Глухая деревня (удаленная от населенных мест),

Глухой голос (незвонкий);

Глухая стена (сплошная, без проломов),

Глухая полночь (время суток, когда все замирает)
Учитель: представим, что слово ГЛУХОЙ имеет только один смысл. Язык утратил бы экономность и гибкость: словарь распух бы от новых слов!
О гибкости языка свидетельствуют и словообразовательные гнезда.
Запишите как можно больше слов с корнем РУКа (1 вар.) и ВОДить (2 вар.)

Рука – рукав, ручной, ручаться, порука, выручать, обручать, рукавицы, нарукавники

Водить – вождь, вожатый, вывод, повод, вывод, произведение, довод, поведение, вождение.
Паронимы – разные по значению слова, но сходные по звучанию и написанию мы часто плохо различаем, поэтому их словоупотребление требует осторожности. Объясните смысл слов в парах, дайте контекст для слов.
Отборный – отборочный, признание – признательность, давить – довлеть.
Основная тема повторения – синтаксис и пунктуация.
- Как расставить знаки в предложениях:
Скала и шторм. Скала и шторм и шляпа.
(Эти строки из стихотворения Б. Пастернака, посвященные Пушкину. Берег Черного моря во время Южной ссылки. В 2-м предложении И не является повторяющимся союзом при однородных членах. Главное здесь группировка слов по смыслу: скала – примета моря; шляпа – одежда)
Усталый и весь в поту дотащился он к себе в пятнадцатую линию.

(«Нос» Гоголя)
Выделите грамматическую основу. Он дотащился усталый и весь в поту

(Составное именное сказуемое: прилагательные, причастия и однородные с ними существительные при глаголах движения образуют составное именное сказуемое)
Ты диктор на радио. Как произнесешь написанные слова?
Обеспечение, ненадолго, принудить, сливовый, углубить, каталог, клала, засветло, дождалась, жалюзи, включишь, банты, каталог, затемно, кралась, нескучный, баловать, Саввична .
Наш урок диагностики знаний подошел к концу. Он был нескучен, полезен. В заключение запишем слова М. Пришвина.
«Жадно я метался в поисках друга, и когда нашел его, то этот друг, оказалось, и был мой родной язык».
Может быть, и для вас родной язык стал родным, верным, всегда интересным и загадочным другом?

Домашнее задание: упр.396

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск