Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 254.09 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации30.11.2013
Размер254.09 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Философия > Урок
Министерство образования Чувашской Республики

Муниципальное образовательное учреждение

«Батыревская общеобразовательная средняя школа №2»

Описание системы работы.
Модульное обучение на уроках чтения.

Работа учителя начальных классов Михайловой Алевтины Валерьевны
с. Батырево 2005г.

Еще несколько лет назад я задумалась над тем, как повысить эффективность уроков чтения, сделать их интересными? Как вовлечь всех учащихся в активную учебную деятельность на протяжении всего урока с учетом их возможностей и способностей? Как изменить урок, чтобы каждый ученик смог проявить себя? Как обучение чтению превратить в сбособ развития у детей мышления?

На эти вопросы я нашла ответ, изучив литературу об инновационных технологиях обучения.

В отличие от традиционной системы обучения в основе построения урока по новым технологиям лежит активная самостоятельная деятельность ученика на каждом этапе урока, полное вовлечение его в учебный процесс в соответствии со способностями и возможностями, формирования учебной деятельности как желания и умения учиться, развития познавательных интересов.

Урок чтения ориентирован на решение таких задач, как формирование (совершенствование) навыков осознанного, беглого, правильного, выразительного чтения, как речевое, эмоционально – нравственное и творческое развитие.

Роль учителя состоит в том, чтобы целенаправленно формировать у детей самостоятельную деятельность:

- самоанализ, самоцелеполагание;

- самопланирование, самоорганизацию;

  • самоконтроль и оценку, саморегулирование.

На основе изученного материала, исходя из наработанного опыта решила разработать алгоритм проведения уроков чтения, который включает в себя новые технологии обучения: модульное, КСО (по Ривину), разноуровневое и технологию обучения навыкам оптимального чтения, основанную на теории профессора И.Т.Федоренко.

Приоритетной задачей начальной ступени является сохранение индивидуальности ребенка, создание условий для его самовыражения. Эту задачу решаю посредством дифференцированного обучения, которое учитывает темп деятельности школьника, уровень его обученности, сформированность умений и навыков. Большую роль при этом играет организация групповых форм обучения, потому что они, во-первых, основаны на учебном сотрудничестве младших школьников, а во-вторых, по тому что учащиеся тогда работают без пошагового учительского руководства и контроля. К тому же, обучение, основанное на групповых формах организации урока, позволяет к концу начальной школы сформировать класс как учебное сообщество, способное и склонное ставить учебную задачу, искать пути ее решения и полученные результаты использовать для решения большого круга частных задач. Использование данной формы организации обучения в 5-6 классах позволяет успешно продолжать формирование навыков самообучения.

Исходя из вышесказанного, по разработанному мною алгоритму работа ведется как индивидуально: одни ученики могут продвинуться значительно вперед, другие, наоборот, могут остановиться на одном из этапов урока, так и в группах с опорой на зону ближайшего развития по трем уровням: низкий, средний, высокий. Зона ближайшего развития определяется после каждого модуля. Группы в течение урока могут меняться по составу.

Алгоритм урока чтения имеется у каждого ученика. Умение пользоваться алгоритмическими предписаниями развиваю постепенно, останавливаясь на каждом модуле (этапе урока) основательно. После того, как дети приобретут некоторое умение пользоваться алгоритмическими предписаниями, перехожу к самостоятельной работе на одном уровне.

Когда эти навыки будут устойчивыми, можно перехожу и на организацию самостоятельной деятельности на разных уровнях.

Имея данный алгоритм, необходимо проявлять творческий подход: что-то брать на спланированный урок, что-то отбрасывать, подбирать необходимый материал для модуля 1, проблемные вопросы к каждому модулю для групп с высоким и средним уровнем обучаемости, оформление доски и др.

С тех пор, как уроки чтения стала проводить по данному алгоритму, у моих учащихся повысился интерес к предмету и чтению вообще, значительно улучшились результаты.

Ученики читают тексты осмысленно без труда находят в тексте главную мысль; умеют пересказывать, могут искать информацию в учебной литературе, в словарях, в справочниках; выполнять работу по алгоритму; индивидуально, совместно (всем классом) ставить новую задачу, определять последовательность действий по его решению; доводить начатое дело да конца.

Модульные уроки чтения с использованием технологий развивающего обучения, способствуют формированию умений описывать объект наблюдения, проводить классификацию отдельных объектов по общему признаку, сравнивать объекты для того, чтобы найти их специфические и общие свойства, высказывать суждения по результатам сравнения; видеть границу между известным и неизвестным; соотносить результат своей деятельности с образцом, самоанализировать, и главное – формируют склонность искать недостающие способы и средства решения задач, а не получать их в готовом виде.

Важно и то, что на уроках, построенных по данному алгоритму, учащиеся приобрели такие навыки и способы деятельности, как: вступление в учебное общение участие в дискуссии, организации своей работы в малых группах, владение приемами учебного сотрудничества (умение регулировать конфликты, понять точку зрения другого содержательно оценить достоинства и недостатки действий и суждений своих одноклассников по совместной работе; скоординировать разные точки зрения и прийти к общему результату).



Чтение (модульное обучение)


Номер

модуля

Номер

задания

Учебный материал

с указанием задания


Методические

указания

1

2

3

4







Цель урока: совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного, выразительного чтения; развивать монологическую речь, творчество и воображение; обогащать словарный запас; воспитывать положительные качества в процессе работы в парах, группах.





Модуль

1




Цель – научиться четко произносить звуки, читать целыми словами.

Освоение данного модуля поможет развивать зрительную память, внимание, речь, расширить словарный запас.








1

Подготовиться к звуковой разминке, к игре “Фотоглаз”.

1. Звуковая разминка.

2. Упражнение на дыхание.

3. Упражнение “Фотоглаз”.

4. Словарная работа (слова из коробочки).




Готовность покажи

красным сигналом.

Смотри на доску




2

Подготовься к проверке домашнего задания. Цель – проверить свои навыки: правильность; беглость; осознанность; выразительность.

1. Открой учебник на странице… (Если это стихотворение, повтори его.)

2. Прочитай 1/3 страницы. (Стихотворение расскажи соседу по парте.)

3. Расскажи, о чем говорится в этом отрывке, что особенно запомнилось и почему.

4. Найди ответ на вопрос к тексту.

5. Оцени себя.

6. Выслушай оценку товарища.




Работай в паре
Смотри в верхний правый угол доски




3

Прими участие в общеклассной беседе.

Цель – подвести итоги.


Приготовь сигналы:

красный – 5; зеленый – 4;

желтый - 3




1

2

3

4







Как ты подготовился к уроку? (Улучшил ли ты свои навыки?)

Над чем еще надо работать?

Какие качества характера надо в себе воспитывать? усидчивость; терпеливость; настойчивость; упорство и др.





Модуль

2




Цель – узнай, о чем говорится в новом произведении.

Освоение данного модуля поможет осознать прочитанное.








1

Прослушай объяснение учителя, прими участие в беседе.

Цель – научиться воспринимать и перерабатывать содержание материала.

Какие произведения этого автора ты читал?

О чем он пишет?









2

Открой учебник на странице …

1. Чтение-спринт начни по команде учителя: “Начали!”

Памятка.

  • Плотно сожми губы и зубы.

  • Читай только глазами.

  • Читай как можно быстрей, читай все.

  • Ответь на вопросы к тексту.

Ответь на вопросы после команды учителя: “Стоп!”

2. Продолжи чтение текста шепотом. Непонятные слова подчеркни или выпиши на листок.

3. Ответь на вопросы к тексту.

Обсуди свой ответ на вопросы с товарищем, посоветуйся.

Поделись своими чувствами о прочитанном.

Спроси о значении непонятных слов.

Прими участие в общеклассной беседе.

Цель – подвести итоги.

Что нового ты узнал из этого произведения?

Все ли ты понял?

Сделай вывод: необходимо ли еще раз прочитать произведение?



Смотри в верхний правый угол доски

Смотри на доску
Работай в паре


Модуль

3




Цель – научиться читать бегло.

Освоение данного модуля поможет тебе более быстро читать книги, газеты, журналы, титры в кино, по телевизору.








1

2

3

4




1

Подготовься к выполнению интенсивного упражнения в навыках беглости.

  1. Чтение за диктором (вполголоса).

  2. Чтение под ритмический стук.

  3. Чтение с отрывом взгляда от текста.

  4. Чтение с убыстрением.

  5. Чтение в парах.

  6. Чтение с переходом на незнакомый текст.

  7. Чтение в темпе скороговорки.

  8. Жужжащее чтение.

  9. Чтение текста, перекрытого полосками.

  10. Чтение про себя (только глазами)

  11. Замер скорости чтения.

Слушай команды учителя: “Начали!”, “Стоп!”

Выслушай и оцени соседа по парте. Запиши результаты в тетрадь






2

Прими участие в общеклассной беседе.

Цель – подвести итоги.

1. Оцени свое чтение:

выше нормы, без ошибок – “5”;

по норме, 1 – 2 ошибки – “4”;

ниже нормы, 3 – 5 ошибок – “3”.

2. Сделай вывод:

прочитай цель модуля;

подумай, достиг ли ты цели;

если цели не достиг, вернись опять к работе

по данному модулю.


Смотри нормы в своей тетради (на доске)
(Можно дома.)

Сделай запись домашнего задания в дневнике

Модуль

4





Цель – научиться читать правильно, выразительно.

Освоение данного модуля поможет тебе в общении с людьми.







1

Выбери отрывок по своему желанию.

При подготовке пользуйся памяткой:

1. Правильно ставь ударения.

2. Соблюдай паузы.

3. выбери силу голоса (громко, тихо).

4. Определи темп (быстро, медленно).

5. Читай эмоционально.

6. Покажи интонацией свое отношение к произведению.







2

Прочитай подготовительный отрывок в пол голоса соседу по парте. Выслушай его оценку.

Работа в паре




3

Прочитай отрывок еще раз с учетом замечаний.







4

Прими участие в общеклассной беседе.

Цель – подвести итоги.

1. Оцени свое выразительное чтение. Все ли пункты памятки ты выполнил ?

Выполнил все – “5”;

1 – 2 не выполнил – “4”;

3 – 4 не выполнил – “3”.

2. Прими участие в конкурсе дикторов. Определи победителя с учетом всех пунктов памятки.


Покажи сигнал




1

2

3

4







3. Сделай вывод: достиг ли ты цели? Если цели не достиг, вернись опять к работе по данному модулю.





Модуль

5




Цель – научиться выделять мысли, пересказывать содержание прочитанного, вести диалог. Освоение данного модуля будет способствовать развитию речи, памяти.








1

Прочитай соседу (партнеру) по парте один абзац.







2

Партнер задает тебе вопросы для того, чтобы ты понял значение слов, словосочетаний, уловил смысл абзаца.







3

Обсуди с партнером возможные варианты заголовков, выбери наилучший. Учти: заглавие выражает смысл абзаца.

Запиши заглавие в тетрадь




4

Перескажи содержание первого абзаца.







5

Работай с партнером по его заданию.







6

Работай над вторым абзацем и далее, как над первым.







7

Дай партнеру свою тетрадь для выставления отметки.

Поблагодари партнера за совместную работу.







8

По окончании работы над текстом подготовься к выступлению в группе.

Помни: тебе помогут передать содержание записанные в тетради заголовки.







9

После выступления в группе работа над пересказом закончена.







10

Прими участие в общеклассной беседе.

Цель – подвести итоги.

Прочитать цель модуля; подумай, достиг ли ты цели; если цели не достиг или достиг частично, вернись к работе по данному модулю дома.


Сделай запись в дневнике

Модуль 5.1

Альтернатива модуля 5

Цель – учиться составлять модели, которые помогут лучше осознать прочитанное и пересказать.




Модуль

6

1

Проверь свои знания. Ответь на контрольные вопросы. Найди подходящее предложение для надписи над иллюстрацией. Нарисуй картинки (словесно) к диафильму. Опиши героя, понравившийся эпизод, природу. Чтение отрывка по ролям. Оцени партнера. Дай свою тетрадь партнеру для записи отметки. Поблагодари партнера за совместную работу. Подведи итоги работы на уроке. Что нового узнал? Чему научился?

Спасибо за работу на уроке!

Работа в группе


Приложение




  1. Упражнения для постановки дыхания и развития четкости произношения:

    1. Вдох носом, выдох через рот.

    2. Вдох, задержка дыхания, выдох.

    3. «Задуй свечу» (глубокий вдох и выдох).

    4. «Задуй 3,5,…свечек» (глубокий вдох и выдох по порциям соответственно числу свечек)




      1. Упражнения для звуковой разминки:




  1. Чистоговорки:


Самолёты взлетают: у-у-у.

Машины едут: ж-ж-ж.

Лошадки поскакали: цок-цок-цок.

Рядом ползёт змея: ш-ш-ш.

Муха бьётся в стекло: з-з-з-з.
Или:

Летела муха около уха: ж-ж-ж.

Летела оса около носа: с-с-с.

Летел комар и звенел: з-з-з.

Сел на лоб, а мы его хлоп!

И поймали (кулачок прижимается к

уху), з-з-з - пусть летит!
2. Работа с таблицей согласных. Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда:
БКЗСТРМНВЗРШЛНХ

ЖЛПФХЧШБРПТСТКЛ

МНДГМКТФТРМГНЖЗ


ВДФХФГМНБСКТФМН

ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ

ЗСЧКТФТЩДМЛХВДМ

ДГРШКТБСТЦТРСЧШ

ТРГХЛДКВЧТБЛМНЗ

МФТЧСБНПЖЛЧШГХР

БСЛНРГЛЦМБДФЖЦЖ

НБСМНПРЛКФХЦЧШП

Ф Щ М Ж Д Ш X ЧЪ1 К Б П Р В С

Чтение согласных с какой-нибудь гласной. Например: первый ряд читает с гласным ], второй ряд — с гласным [о], третий ряд — с гласным ].

После этого упражнения учащиеся тренируются в чтении ряда гласных с ударением на одном из них: а о у ы и э.


  1. Жужжащее чтение с использованием решеток.

Решетки представляют собой комплект четырехугольников, вырезанных из плотной бумаги, размером 10-26 см. В каждом четырехугольнике вырезаны окошки 1-6 см. Решетки различаются шириной перегородок, которые могут быть от 4-6 мм. Тренировка начинается с решетки перегородки которой составляют 4 мм. При чтении решетки накладываем горизонтально на читаемую часть страницы. Учащиеся, воспринимая видимые в окошках элементы текстов мысленно восполняют скрытые перегородками участки строки, восстанавливая смысл. Когда появится ощущение легкого чтения, решетку необходимо заменить на следующую.

План – конспект урока чтения в третьем классе
Тема. «Сказки о животных. В.Г. Сутеев "Дядя Миша"».

Цель: Учить составлять схематичный план и пересказывать по плану.

Задачи. Познакомить учащихся со сказкой В.Г. Су­теева "Дядя Миша"; формировать понятие "сказка", умение правильно называть произведение (фамилия автора, заглавие), тему и жанр, понятие о дружбе, уме, глупости; воспитывать доброе отношение к сказкам, к сказочным героям; учить объяснять по­ступки героев и свое отношение к ним; работать с текстом произведения.

Оборудование. Книга В.Г. Сутеева "Дядя Ми­ша"; листочки; цветные карандаши; ручка.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Постановка темы урока

Учитель. Сегодня на уроке вы познакомитесь с еще одним произведением Владимира Григорьеви­ча Сутеева "Дядя Миша".

III. Первичное восприятие произведения

У. Послушайте текст.


Дядя Миша


Зашел как-то Медведь к Зайцу в огород и спра­шивает:

- Как дела. Косой?

- Да вот, морковку дергаю, дядя Миша.

- А хороша морковка-то?

- Хороша, дядя Миша, да только сидит глубоко.

- Мне, пожалуй, тоже морковки нужно, - задумчиво сказал Медведь, - в запас на зиму...

- На здоровье, дядя Миша! Бери сколько хочешь!

Поплевал Медведь себе на лапы и пошел морковь дергать, да так, что она во все тороны по­летела...

Как раз мимо Ежик проходил, и одна морковка ему прямо в голову угодила и на колючках повисла.

- Безобразие какое! - зашипел Ежик. - Что это тут делается?

- Морковку дергаем! - рявкнул Медведь. - А ты куда собрался, колючая голова?

- В лес иду.

- За груздями, за белыми грибами! Вот грибы - это дело! - обрадовался Медведь. Мне запас на зиму нужен. Идем за груздями, за белыми грибами!

- Дядя Миша, - пискнул Заяц, -. а как же мор­ковка?

- Морковка, морковка... - рассердился Медведь. Сам ее кушай, а я грибы больше люблю!

И пошел за Ежиком в лес.

Ходит Ежик по лесу, грибы собирает и себе на колючки накалывает, а неуклюжий Медведь их больше ногами топчет. Белка ему с дерева кричит:

- Что это ты, дядя Миша, все кланяешься?

- Да вот, грибы собираю - себе запас на зиму делаю, - отвечает Медведь.

- Ну что твои грибы, - пищит Белка, - ты лучше орешков попробуй!

Попробовал Медведь орехов, и они ему очень по­нравились.

- Вот это дело! Я их сразу, одним махом соберу.
Вот так! Обхватил Медведь лапами целый куст орешника, полный спелых орехов, и вырвал его из земли прямо с корнями, потом взвалил себе на спи­
ну и потащил. Увидел это Ежик только лапками развел.

Туг навстречу Медведю Кот с удочками.

- Куда собрался, усатый? - остановил его Медведь.

- На рыбалку, дядя Миша. Хочу котятам рыбки наловить.

- Рыбки? Я люблю рыбку, - облизнулся Медведь. - Мне очень нужно назиму рыбкой запастись.

- Что ж, пошли! У меня как раз лишняя удочка есть, - сказал Кот. Пошли на рыбалку. Вдруг Кот спрашивает:

- Постой! А как же твои орехи, дядя Миша?

- Да что орехи... Мелочь. Идем скорее рыбу ловить, мне ее много на зиму нужно.

Пришли на речку. Только закинули удочки - Лиса тут как тут! Подсела к Медведю и хихикает:

- Пустяками ты, дядя Миша, занимаешься.

- Как это - пустяками? - обиделся Медведь. Мне рыба в запас на зиму нужна.

- Да много ли ты ее наловишь? И какая радость целую зиму рыбу жевать? - говорит Лиса. - Я лучше тебе другое дело предложу. Всю зиму меня благодарить будешь.

- Что за дело? - спросил Медведь.

- Пойдем-ка в деревню кур, уток таскать.

- Кур? Уток? Идем скорее! - обрадовался Мед­ведь и удочку бросил.

- Дядя Миша, у тебя рыбка клюет! - кричит Кот.

- Пускай клюет. Рыба не курица, - проворчал Мед­ведь и пошел за Лисой.

Когда стемнело, Медведь и Лиса по задам деревни подкрались к колхозному птичнику. Лиса доску в заборе отодвинула и шепчет:

- Ты, дядя Миша, посторожи здесь, а я тебе курочек и уточек вынесу, сколько твоей душеньке захочется.

-Ладно, - говорит Медведь, -только поскорее приходи, побольше приноси. Мне запас на зиму нужен.

Ходит Медведь вдоль забора туда-сюда, смотрит по сторонам, прислушивается... Но недолго ему пришлось сторожить: собак со всей деревни набежало ви­димо-невидимо! И все рычат, лают, заливаются, того и гляди разорвут! Забыл Медведь про кур, про уток, про Лису-плутовку и со всех ног бросился бежать... Собаки целой сворой - за ним! Так и гнали бедно­го Мишку до самого леса.

Тем временем Лиса со своей добычей незамет­но выбралась из птичника и побежала. Только ее и видели!

А утром лежит Медведь в лесу под деревом, сто­нет, охает...

Мимо Мышонок пробегал, увидел Медведя, ос­тановился.

- Что с вами, дядя Миша?

- Да вот, собаки... Вчера всю шкуру с меня чуть не содрали.

- Собаки? Это нехорошо, - пискнул Мышонок.

- Я хотел, понимаешь, себе на зиму запас сделать...

- Запас - это хорошо, - пискнул Мышонок.

- Я и морковку дергал, и грибы собирал, и орехи рвал, и рыбу удил, и кур таскал...

- Кур таскал? Это нехорошо, - пискнул Мышонок.

- Все делал — и вот с пустыми лапами остался...

- Что же теперь делать будете, дядя Миша? -спросил Мышонок.

- Делать нечего, - сказал Медведь. - Зима на носу. Залягу в берлогу, буду до весны лапу сосать...

- Эх, дядя Миша! - пискнул Мышонок. Он хотел, видно, еще что-то сказать, да только махнул лапкой, свистнул и побежал дальше. А что тут скажешь?
Дети слушают произведение, книги закрыты.

Учитель. Понравилось ли вам произведение?
Дети. Да.

У. Что вам понравилось?

Д. Все звери помогали Медведю делать запасы на зиму, животные разговаривают вежливо, употребляя в своей речи волшебные слова -"на здоровье", "спасибо" и другие.

У, Что вам не понравилось?

Д. Дядя Миша никогда не доводил начатое дело до конца.

- Вырвал из земли целый куст орешника, полный спелых орехов, прямо с корнями, тем самым погубил дерево, и уже никто не нарвет спелых орешков.

- Дядя Миша пошел с лисой воро­вать кур, уток.

У. Когда вам было весело?

Д, Было весело, когда дядя Миша собирал морковь, ловил рыбу.

У. Когда вам было грустно?

Д. Грустно было, когда на медведя на­пали собаки и чуть всю шкуру с него не содрали.
IV. Упражнения в моделировании

У. Как вы, ребята, думаете, что я вам прочитала?
Д. Сказку.

У. Почему вы так решили? Докажите.

Д. Животные разговаривают, Медведь собирает орехи, грибы, рыбу удит, кур, уток таскает. В реаль­ной жизни такого не бывает.

У. Покажите на своей модели, что я вам прочи­тала сказку.

У всех ребят на партах лежат листочки (модели), на которых они рисуют круг простым карандашом.

У. Почему вы нарисовали круг?

Д. Мы нарисовали круг, потому что первая сказ­ка, с которой мы познакомились, была сказка "Ко­лобок", а он очень похож па круг, поэтому мы и ре­шили так обозначать сказки.

У. Подумайте, о ком сказка, которую мы сегодня читали?

Д. О животных.

У. Правильно. Покажите это на своих моделях.

Дети закрашивают круг коричневым каранда­шом.

— А теперь посмотрите на свои книги и найдите фамилию автора сказки. Кто се написал?

Д. Владимир Григорьевич Сутеев.

У. Какая это сказка: народная или авторская?

Д. Эту сказку написал Сутеев, значит, сказка авторская или литературная.

У. Покажите на модели фамилию автора.

Дети чертят прямоугольник в верхней части мо­дели и закрашивают красным карандашом, питом пишут фамилию автора.

- Сравните с моей моделью.

Учитель показывает заранее заготовленную мо­дель.

- Ребята, что вы знаете об этом человеке, писателе, авторе?

Д. Сутеев рисовал картинки к детским книжкам.

- Рисовал мультфильмы.

- Писал сценарии к мультфильмам.

- Еще у Сутеева был один секрет: писал он правой рукой, а рисовал левой.

- Сутеев сам иллюстрировал свои произведения.
У. С какими произведениями этого автора вы уже встречались?

Д. Мы читали сказки "Яблоко", "Мешок яблок", "Палочка-выручалочка", "Елка", "Под грибом", "Кто лучше?".

У. Найдите и прочитайте название сказки. Как Сутеев озаглавил свою сказку?

Д. "Дядя Миша".

У. А как бы вы озаглавили эту сказку, если бы были писателями?

Д. "Медведь".

- "Лиса и Медведь".

- "Обманутый Медведь".

- "Зимние запасы".

- "Звери готовятся к зиме".

- "Лес готовится к встрече зимы",

У. Правда, Сутеев красиво озаглавил свою сказку, более точно и в то же время очень просто и ласково?

Д. Да. Нам очень понравилось.

У. Смоделируйте название сказки.

Дети чертят прямоугольник внизу модели и зак­рашивают синим карандашом, пишут название про­изведения.

- Сравните с моей моделью. Ребята, назовите правильно произведение, с ко­торым мы работаем сегодня на уроке.

Д. Сутеев, "Дядя Миша", сказка о животных.

V. Работа с текстом

У. Кто главный герой в сказке?

Д. Дядя Миша.

У. Переверните ваши модели на другую сторону и покажите это.

Учитель проделывает то же самое на доске.

- С чего начинается сказка? Прочитайте.

Дети читают начало сказки, где Медведь встре­чается с Зайцем.

- Покажите на модели.

Дети показывают.



- Почему использовали двустороннюю стрелку?

Д. Потому что Медведь разговаривает с Зайцем, Заяц разговаривает с Медведем.

У. Как это явление называется в литературе, в русском языке?

Д. Диалог.

У. Что такое диалог?

Д. Это разговор двух или нескольких лиц.

У. Что делал Заяц?

Д. Морковку дергал.

У. Покажите на модели.

Дети рисуют морковку.



- О чем попросил Зайца Медведь? Прочитайте.
Д. "Мне, пожалуй, тоже морковки нужно, - задумчиво сказал Медведь, — в запас на зиму...

- На здоровье, дядя Миша! Бери сколько хо­чешь!"

У. Как Медведь дергал морковь? Прочитайте.

Д. "Поплевал Медведь себе на лапы и пошел мор­ковь дергать, да так, что она во все стороны полетела..."

У. Что было дальше?

Д. Дядя Миша встречается с Ежиком, и они вме­сте идут в лес за груздями, за белыми грибами.

У. Покажите на модели.

На доске висят условные обозначения.

У. Набрал ли дядя Миша с Ежиком грибов?

Д. Нет.

У. Как он относился к делу? Прочитайте.

Д. "Ходит Ежик по лесу, грибы собирает и себе на колючки накалывает, а неуклюжий Медведь их больше ногами топчет".

У. Кто потом позвал Медведя?

Д. Белочка.

У. Покажите на модели.


- Как Медведь собирал орехи? Прочитайте.

Д. "Обхватил Медведь лапами целый куст ореш­ника, полный спелых, орехов, и вырвал его из земли прямо с корнями, потом взвалил себе на спину и по­тащил".

У. С кем произошла встреча дальше?

Д. С Котом.

У. Куда Кот позвал медведя?

Д. На рыбалку.

У. Справился ли дядя Миша с таким делом, как рыбалка?

Д. Нет.

У. Покажите на модели.

Дети показывают.

- Кто встретился потом? Д. Лиса.

У. Что предложила Лиса Медведю? Прочитайте.

Д. Пойдем-ка в деревню, кур, уток таскать.

У. Как они охотились? Прочитайте.

Дети читают.

- Покажите на своих моделях.

Дети рисуют яйцо, так как им еще трудно на­рисовать курочку или утку.


- О каком еще герое говорится в сказке?

Д. О Мышонке,

У. Покажите на модели.

- Что сказал Мышонок Медведю? Прочитайте.

Д. "Эх, дядя Миша! - пискнул Мышонок. Он хо­тел, видно, еще что-то сказать, да только махнул лап­кой, свистнул и побежал дальше. А что тут ска­жешь?"

У. А что бы вы сказали Медведю, если бы оказа­лись на месте Мышонка?

Д. Нехорошо воровать, нельзя браться за все сра­зу, начатое дело надо довести до конца.

У.Ребята, на ваших глазах рождается еще одна книжечка, где каждая страничка - это ваша работа.
Учитель собирает модели и стиплером сшивает их, обложка для книжки подготовлена заранее.

- Дети! "Сказка - ложь, да в ней намек: добрым молодцам - урок". Чему учит наша сказка? Какой урок мы возьмем из нес? Что хотел нам сказать автор?

Д. Сказка учит трудолюбию, терпению, добру, бескорыстию. Если взялся за дело, то доведи его до конца, иначе можешь остаться у разбитого корыта, то есть ни с чем.

- Друзья всегда помогут тебе н трудную минуту.

- Всего надо добиваться своим трудом, а золотая рыбка бывает только в сказке. Нельзя хвататься за все сразу. Есть такая пословица: "За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь", что и произошло с нашим Медведем. Не смог он сделать запас на зиму, поэтому он вынужден залечь в берлогу и до весны сосать лапу.
VI. Физкультминутка

Ребята превращаются в героев сказки. Учитель задает вопросы, а ребята показывают, как скачет, прыгает Зайчик, как ходит Медведь, как Медведь дергал морковку, как прыгает Белоч­ка; показывают хитрые глазки лисы и т.д.
VII. Работа с текстом (продолжение)

У. Я предлагаю вам игру "Молчанка".

Учитель показывает ребятам полоску с вопро­сом, дети читают молча, поднимают руку и отве­чают на вопрос: вместе с кем Медведь это делал?

У. Морковку дергал?

Д. С Зайцем.

У. Кур таскал?

Д. С Лисой.

У. Грибы собирал?

Д. С Ежиком.

У. Рыбу удил?

Д. С Котом.

У. Орехи рвал?

Д.С Белочкой.

VIII. Выявление читательского опыта

У. Как называется сказка, с которой мы сегодня работали?

Д. "Дядя Миша".

У. Чему учит эта сказка?

Д. Сказка учит трудиться, помогать своим друзь­ям и тем, кто нуждается в твоей помощи. Учит доводить дело до конца и только потом браться за другое дело.

Учит добру.

У. На какую сказку очень похожа наша сказка?

Д. На сказку Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке".

У. Почему вы так считаете?

Д. Старуха тоже очень много хотела, а осталась у разбитого корыта, как и наш дядя Миша, который всю зиму будет сосать лапу, так как ничего не смог собрать, приготовить себе на зиму, хотя брался за все.

У. Какие вы можете вспомнить пословицы, которые точно отражают основную мысль нашей сказки?

Д. За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Делу - время, а потехе - час.

Кончил дело - гуляй смело.

Какова работа, такова и награда.
IX. Рекомендации по работе с книгой

У. Ребята, расскажите эту сказку дома своим род­ным от имени дяди Миши.


А.В. Михайлова,

учитель начальных классов

Батыревской СОШ№2

Батыревского района

Чувашской республики


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск