Действия учителя
| Действия ученика
|
1. Оргмомент
|
Первые впечатления от прочитанного рассказа.
Какие чувства у читателя он вызывает? Кто из героев вызывает ваши симпатии и почему?
| Свободные высказывания по предложенным вопросам
|
2. Работа с текстом
|
Предлагаются задания по двум вариантам: характеристики главных героев – Гриши и бабы Дуни
Гриша
Расскажите о Грише. Почему ему нравится приезжать в деревню? Как внук относится к своей бабушке? (Обратите внимание на то, как он к ней обращается). Свой рассказ проиллюстрируйте примерами из текста.
Баба Дуня
Расскажите о бабе Дуне. Какую жизнь она прожила? Как она относится к близким? Как баба Дуня воспринимает свою болезнь?
Свой рассказ проиллюстрируйте примерами из текста.
| Работа в группах по предложенным вопросам, представление результатов, фиксация.
|
3. Выводы
|
Мы познакомились с героями рассказа. Как вы думаете, понимают ли друг друга бабушка и внук? Легко ли понимать друг друга людям разных поколений?
| Гриша искренне любит бабушку, он уважает её старость и знает, что она многое пережила. Он мирится с тем, что бабушка кричит по ночам от страшных воспоминаний о войне. Бабушка восхищается внуком, её радует уже одно его присутствие в доме. Бабушка боится потревожить сон Гриши, не хочет причинять ему беспокойство.
|
4. Анализ эпизода
|
Чтобы понять, насколько хорошо Гриша и бабушка понимают друг друга, прочитаем внимательно их диалог.
О чём они говорят?
Что в диалоге героев вызывает смех?
Как вы думаете, слышат ли бабушка и Гриша друг друга? Бывали ли такие случаи в вашей жизни?
|
Гриша говорит о рыбалке, а бабушка о своих воспоминаниях. Внук использует выражение «Фирма веников не вяжет». Бабушка отвечает: «С вениками правда плохо. До трёх рублей на базаре». Баба Дуня не понимает смысла современного выражения.
|
5. Определение толерантности
|
Когда Гриша начинает по-настоящему понимать бабушку?
Что по-настоящему сильно задевает его чувства?
Почему бабушка, несмотря на искренний интерес и сочувствие внука, не рассказывает подробностей?
| Внук начинает её понимать, когда разговаривает с ней об одном из страшных снов. Он поражён тем, что бабушка «вправду» плачет. Для неё это не просто сон, а страшная реальность. Она не хочет пугать Гришу.
|
|
Как вы думаете, что необходимо для того, чтобы один человек мог по-настоящему почувствовать боль другого? Как может помочь бабушке Гриша? Почему он не воспользовался советом матери?
Можно ли назвать отношение Гриши к бабушке толерантным?
Справка (на доске): Толерантность — это готовность принимать чужой образ мыслей, чувства, вероисповедание, поведение и тому подобное, которые не совпадают с собственными.
| Нужно поставить себя на его место. Это и пытается сделать Гриша.
Мать советует крикнуть «Молчать!» Гриша понимает, что это жестоко. А самое главное – это никак не поможет бабушке.
|
|
Как вы думаете, легко ли быть толерантным?
Что почувствовал Гриша, войдя в ситуацию бабушки, словно побывав в её воспоминании о страшных годах войны?
Кого ещё начинает жалеть Гриша? Почему? Ведь он даже не знает этих людей.
| Цитирование текста: «Его бил озноб. Какой-то холод пронизывал до костей. И нельзя было согреться. Он сидел у печки и плакал. Слёзы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то ещё…»
Очень трудно брать на себя чужую боль, потому что тогда и тебе становится плохо. Но другого пути для настоящего понимания нет.
|
Итоги урока
|
Как вы понимаете смысл названия рассказа? О каком и чьём исцелении идёт речь?
Почему Гриша принимает решение ни о чём не рассказывать бабушке? Как вы думаете, легко ли ему сохранить эту тайну? Чем приходится поступиться? Какие новые ценности появляются теперь в его жизни?
| Речь идёт об исцелении бабушки. Но и внук тоже меняется, он словно взрослеет за эти несколько ночей, становится серьёзней, даже мудрее.
Гриша справляется со своим самолюбием, потому что здоровье и спокойствие бабушки важнее его желания гордиться своей смекалкой.
|