Наглядность обучения.
Про наглядное обучение К.Д. Ушинский писал в своём учебнике "Родное слово": "Что такое наглядное обучение? Да это такое ученье, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком: будут ли эти образы восприняты при самом ученье, под руководством наставника, или прежде, самостоятельным наблюдением ребенка, так что наставник находит в душе дитяти уже готовый образ и на нем строит ученье... Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов и -- ребенок усвоит их налету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает: вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро. Попробуйте одно и то же происшествие рассказать двум детям, одинаково способным: одному -- по картинкам, другому без картинок, -- и вы оцените тогда все значение картинок для ребенка... Показывание картинок и рассказы по ним -- лучшее средство для сближения наставника с детьми. Ничем вы не можете так быстро разрушить стену, отделяющую взрослого человека от детей, и в особенности учителя от уче-ников, как показывая и объясняя детям картинки. Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), -- начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно, непринужденно, что, конечно, необходимо для учителя русского языка, если он не суживает своей обязанности до выучки детей чтению, письму и орфографии. При наглядном обучении учитель, так сказать, присутствует при самом процессе формирования языка в детях и может направлять этот процесс. Причем главное дело опять делает та же картинка: она поправляет ложный эпитет, приводит в порядок нестройную фразу, указывает на пропуск какой-нибудь части; словом, выполняет на деле легко то, что учителю на словах выполнить чрезвычайно трудно..."
Сознательность, активность и са-мостоятельность учащихся в обуче-нии. К.Д. Ушинский считал, что познавательная самостоятельность ребенка в сочетании с развивающим влиянием сознательно усвоенных знаний дает лучшие результаты. В процессе обучения необходимо активное овладение знаниями и умениями на основе их осмысления, творческой переработки и применения в процессе самостоятельной работы, сотрудничества учителя и уче-ников в осознанном достижении целей обучения.
Конспект физкультурного досуга “В гости к мишке” во 2 младшей группе Дети входят в зал.
Воспитатель держит в руках накрытого тканью игрушечного мишку. Воспитатель: “Ребята, отгадайте загадку”. “ Он - хозяин леса строгий,
Любит спать зимой в берлоге.
Страшно может он реветь.
Кто же он?” (медведь) Воспитатель: “Правильно, это мишка (показывает). Он приглашает нас в гости, в лес. Но нас ждёт нелёгкая дорога.” Повернулись за воспитателем. 2. а) Ходьба друг за другом. Воспитатель: “Мы шагаем друг за другом
лесом и весенним лугом.
Носом глубоко дышите,
спинки ровненько держите!” Остановились (в колонне по одному) друг за другом. б) Воспитатель: “Вот быстрые журчащие ручейки, которые нужно перепрыгнуть” Прыжки через косички (6 штук) “Прыгаем как мячики, девочки и мальчики” в) Воспитатель: “Путь неровный рвы, канавы.
Их преодолеть нам надо!” Воспитатель: “Через эту канаву мы переберёмся по мостику на четвереньках, чтобы не упасть. Не боитесь?” Ползание на четвереньках (6 метров) по гимнастической скамейке. Воспитатель: “Молодцы! Ловкие, умелые, быстрые и смелые!” г) Воспитатель: “А сейчас мы по этой тропинке пойдём,
Поляну с цветами в лесочке найдём.
И хоть она недалеко,
Идти нам будет нелегко.
Песок и камни на дорожке
Немножко пощекочут ножки”. Ходьба по ограниченной поверхности (20 см шириной), песок, камни, шишки. 3. Воспитатель: “Вот цветочки перед нами,
Поиграем мы с цветами” Воспитатель: “Покажем мишке, как вы делаете зарядку. Подойдите к цветочкам” Упражнение с цветами 1) И.п. – ноги слегка расставлены. Руки у груди. Поднять цветы вверх, посмотреть на них. Вернуться в И.п. (4 раза). Воспитатель: “Мы растём, растём,
Мы цветём, цветём” 2) И.п. - ноги на ширине плеч, руки опущены. Повороты: в одну сторону, затем - и.п. В другую, и.п. (по 4 раза в каждую сторону). Воспитатель: “Взмах цветком туда,
Взмах цветком сюда.
Делай раз,
И делай два!” 3)И.п. - руки возле груди. Наклоны вперёд, руки вниз, вернуться в и.п. (4 раза). Воспитатель: “Наклонитесь,
Быстро встаньте!
Наклонитесь,
Улыбнитесь!” 4) И.п.- руки возле груди. Приседания (4 раза). Воспитатель: “Аккуратно приседаем,
И цветочки не роняем!” 5)И.п. - лёжа на животе, руки вытянуты вперёд, ноги прямые. Прогнуться, поднять руки (4 раза). Воспитатель: “Вверх цветочками взмахнули,
Отдохнули. Вверх взмахнули – и легли!” 6) Прыжки чередуются с ходьбой на месте. Воспитатель: “Мы - весёлые ребята,
Как спортивные зайчата,
Будем прыгать и скакать
Будем ножки развивать!” Воспитатель: “Как солдаты на параде
Мы шагаем ряд за рядом.
Левой – раз, левой – два!
Посмотрите все на нас!” 7) Воспитатель: “А сейчас мы подуем на цветочки и согреем лепесточки” Сделайте глубокий вдох и подуйте на них (5 раз) Воспитатель: “Тихо-тихо мы пойдём
И цветочки уберём” Воспитатель: “Молодцы ребята! Мишке понравилось, как вы делали зарядку. Теперь вы стали ещё сильнее и точно дойдёте до “Мишкиного” леса. Правда, Мишенька?” “Да!” Встали в колону по одному. 8) Ходьба. Воспитатель: “Смотрите, дети, в какую чащу мы зашли! Здесь живут разные звери. И лисы с лисятами тоже живут здесь. Поиграем как лисята? ” Встаньте в круг и идите друг за другом на носочках, как лисята. Воспитатель: “Вот идут наши ребята –
Настоящие лисята.
Хвостиком виляют,
Следы заметают.
На носочках ходят ловко,
Будто лисоньки-плутовки”. Воспитатель: “А ещё в лесу живут весёлые, озорные волчата. Пошалим, как они? Встаньте парами лицом друг к другу и возьмитесь за руки, легли на животики и покатились.” Воспитатель: “Вот волчата покатились,
Крепко лапками сцепились.
Ловко, весело играют
И друг другу помогают” 9) Взять мишку. Воспитатель: “Мишка очень рад, что вы пришли к нему в гости. Он хочет поиграть с вами в игру, которая так и называется - “Медведь”. Подвижная игра “Медведь” “Как-то мы в лесу гуляли
И медведя повстречали.
Он под ёлкою лежит, (хороводный шаг)
Растянулся и храпит.
Мы вокруг него ходили,
Косолапого будили
“Ну-ка, мишенька, вставай (останавливаются, грозят пальцем).
И быстрей нас догоняй! Убегают по всему залу в разных направлениях. Музыка останавливается, дети становятся в круг. 10) Воспитатель: “ Ну, а теперь, мишенька, мы вернёмся домой, но по ровненькой дорожке.” Малоподвижная игра “По ровненькой дорожке” (дети в кругу). “По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки. (Хороводный шаг)
Через камни и песок (ходьба с высоким подниманием колена)
Перешагивай, дружок. По тропинке, по лесной (Бег, взявшись за руки)
Побежали вслед за мной. А теперь опять пошли (Хороводный шаг)
И до домика дошли.” Присели, руки сложили “домиком”. Воспитатель: “Мы по лесу погуляли
Поиграли, подышали
И вернулись без сомненья,
Все с хорошим настроеньем” |