Скачать 4.83 Mb.
|
www.koob.ru Евгений Алексеевич Торчинов, Михаил Яковлевич КорнеевХайдеггер и восточная философия: поиски взаимодополнительности культурhttp://anthropology.ru «Хайдеггер и восточная философия: поиски взаимодополнительности культур»: Санкт Петербургское философское общество; СПб.; 2001 ISBN 5 93597 007 4 АннотацияКоллективная монография представляет первую в отечественной историко философской мысли попытку прочтения М. Хайдеггера в диалоге и сравнении с философскими традициями Востока. Для всех интересующихся философской мыслью Запада и Востока и компративистикой. Михаил Яковлевич КорнеевЕвгений Алексеевич ТорчиновХайдеггер и восточная философия: поиски взаимодополнительности культурЧасть перваяФилософия Мартина Хайдеггера в ее «открытости» к восточной философииРаздел первыйВведение в хайдеггеровскую философиюГлава 1Творчество Мартина Хайдеггера в зарубежной сравнительной философии(М.Я. Корнеев)§1. Хайдеггер в сопоставлении с западными мыслителями. Хайдеггер – экзистенциалистИсследованию творчества Хайдеггера еще при его жизни было посвящено немало книг, статей, многие из которых писались в контексте сравнительной философии. И, как правило, он рассматривался как экзистенциалистский мыслитель. Приведем несколько названий монографий и сборников, вышедших в 50 е – начале 70 х гг. Например, в книге Блэкхема Г.Дж. «Шесть экзистенциалистов (Кьеркегор, Ницше, Ясперс, Марсель, Хайдеггер, Сартр)»1, не только Хайдеггер, но и Кьеркегор и что еще более удивительно – Ницше. Их рассмотрение идет в плане понимания ими категории «экзистенция» и других экзистенциалов. Но известно, что сам Хайдеггер никогда не считал себя экзистенциалистом. В работе Мориса Корвеза «Философия Хайдеггера»2 уже была предпринята попытка представить его и как экзистенциалиста и как представителя феноменологической философии. Сходную мысль можно обнаружить и в книге Томаса Лэнгема «Значение Хайдеггера. Критическое изучение экзистенциалистской феноменологии»3. И хотя в названиях последних двух работ имя Хайдеггера не сопрягается с именами других современных западных философов, но в самом содержании исследование ведется в компаративистском духе. И несмотря на то, что мы ограничили себя анализом отражения творчества Хайдеггера в зарубежной сравнительной философии, все же упомянем, что в нашей стране в 50 e – 70 е гг. Хайдеггер рассматривался в контексте экзистенциализма. Схожая ситуация была как в восточной философской литературе, так и латиноамериканской. К обзору последней мы вернемся в конце нашего очерка, а что касается восточных восприятий творчества Хайдеггера в духе сравнительной философии, то следует для начала упомянуть прежде всего работу индийского философа Гуру Датта, который в 1960 г. выпустил книгу «Экзистенциализм и индийская мысль»4, в ней Хайдеггер фигурирует в качестве экзистенциалиста наряду с Кьеркегором (и даже с Паскалем), Ясперсом, Сартром, в определенной мере с Мунье. Один из известных японских экзистенциалистов Танабэ Хадзиме в своей книге «Онтология жизни или диалектика смерти» (1962) писал, что Хайдеггер, чьи лекции он слушал в 1922–23 гг. в Германии, объяснил ему дорогу в философию – дорогу в экзистенциализм5. Нет нужды перечислять другие работы западных и незападных авторов, в которых Хайдеггер представлен экзистенциалистом в той или иной степени. Возможно, стоит упомянуть лишь имя известного арабского философа абд ар Рахмана Бадави, автора нескольких6 монографий об экзистенциализме (40–50 е гг.), который рассматривал Хайдеггера в ряду других западных экзистенциалистов. |