Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 129.18 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации11.01.2014
Размер129.18 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Философия > Методические рекомендации


МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИРКУТСКИЙ КОЛЛЕДЖ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
Т.Н. Дорохова

Методические рекомендации по

ОГСЭ.01. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

для студентов очной формы обучения




СОГЛАСОВАНО:

Председатель ПЦК общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

_____________Т.Н. Дорохова

Протокол № _____________

от «___» ____________2012 г.


2012

ОГЛАВЛЕНИЕ:

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ…………………………3

  2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ………………………………………………………..4

    1. Теоретико-методический раздел……………………………………………4

    2. Практический раздел ………………………………………………………..7

  3. ФОРМА КОНТРОЛЯ (вопросы к зачету)…………………………………….9

  4. ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………………11

  5. Приложение ……………………………………………………………………12




  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Методические рекомендации для дисциплины «Основы философии» предназначены для изучения основ философии в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке специалистов среднего звена.

Методические рекомендации ориентированы на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о современном состоянии развития философии и методах философии как науки;

  • знакомство с наиболее важными идеями и достижениями всемирной философии;

  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира;

  • развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших наблюдений и исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации философской информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов развития общества и использования достижений философии для развития цивилизации и повышения качества жизни;

  • применение знаний по философии в профессиональной деятельности и повседневной жизни.


В результате изучения учебной дисциплины «Основы философии» обучающийся должен

уметь:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни, как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
знать:

- основные категории и понятия философии;

- роль философии в жизни человека и общества;

- основы философского учения о бытии;

- сущность процесса познания;

- основы научной, философской и религиозной картин мира;

- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

- о социальных этических проблемах связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии.


  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

    1. Теоретико-методический раздел

Раздел 1. Введение

Основные категории и понятия философии. Проблема основного вопроса философии. Материализм и идеализм. Специфика философского мировоззрения. Культура философского мышления – фундамент формирования полноценного специалиста в сфере Экономических, юридических и управленческих дисциплин.

Самостоятельная работа студентов:


  1. Составление конспекта «Мифологическое и религиозное сознание»



Раздел 2. Историко – философское введение

Общие закономерности развития философии Востока и Запада. Философия античности, натурфилософский, классический и эллинистический периоды. Космоцентризм. Первые философы и проблема начала всех вещей: Фалес, Анаксимандр, Аксимен, Гераклит. Древнегреческий атомизм. Антропологическая революция в античной философии. Софисты: смена космоцентризма антропоцентризмом. Философское учение Сократа. Философское учение Платона. Создание системы объективного идеализма. Содержание и сущность философии Аристотеля. Учение о материи и форме. Философия раннего эллинизма: стоики, скептики, эпикурейцы, неоплатоники, киники.

Предпосылки зарождения средневековой философии. Основные черты и главные направления философии. Теоцентризм как системообразующий принцип средневекового мировоззрения. Основные проблемы средневековой философии, периодизация (патристика и схоластика). Учения А. Блаженного и Ф. Аквинского. Спор об универсалиях. Реализм и номинализм. Проблема доказательств бытия Бога.

Основные направления философии эпохи Возрождения. Специфика постановки и решения основных философских проблем в эпоху Возрождения. Антропоцентризм и гуманизм. Мистический пантеизм Н. Кузанского и Дж. Бруно. Роль реформации в духовном развитии Западной Европы. Социальные концепции эпохи Возрождения. Формирование принципов буржуазной концепции религии, мира и человека в трудах Э. Роттердамского, М. Лютера. Концепция гуманистического индивидуализма М. Монтеня. Идеология диктаторских, тоталитарных политических режимов Н. Макиавелли. Историческое место и значение эпохи Возрождения в истории философской мысли.

Тенденции развития философии Нового времени и Просвещения. Основные характеристики философской мысли, специфика философских направлений. Цель Просвещения как течения культуре и духовной жизни общества. Формирование нового типа знания. Создание механико - материалистической картины мира. Эмпиризм и рационализм. Френсис Бэкон: учение об «Идолах». Рационалистическая метафизика. Рене Декарт. Дедукция и рационалистическая интуиция. Экономические, социально – политические и духовные основания Просвещения. Сущность просветительского движения. Его основные направления и представители. Роль французского Просвещения в создании идеологии Французской буржуазной революции. Учение о человеке и обществе. Философская концепция истории. Природа человека, «Естественные права», естественное состояние и общественный договор (Гольбах, Дидро, Руссо).

Характерные особенности немецкой классической философии. Основные положения философских концепций И. Канта, Г. Гегеля, Л. Фейербаха. Критическая философия И. Канта, ее предмет и задачи. Основные принципы построения и содержания философской системы Г. Гегеля. Понятие абсолютной идеи. Идеалистическая диалектика Г. Гегеля. Антропологический характер материализма Л. Фейербаха. Историческое значение классической философии.

Предпосылки возникновения марксистской философии, основные проблемы, этапы развития. Предмет и метод марксисткой философии. Диалектический материализм, его категории их содержание. Материя, движение, пространство, время. Материальное единство мира. Материалистическое понимание истории. Понятие общественно – экономической формации. История, как естественный, закономерный процесс смены общественно – экономических формаций. Историческое значение марксистской философии и ее влияние на современную философию.

Этапы развития русской философии, ее школы и течения. Нравственно – антропологическая направленность русской философии. Западники и славянофилы. Философское осмысление вопроса о месте России славянофилами (А.С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков) и западниками (П. Я. Чаадаев, А. И. Герцен, В. Г. Белинский). Проблема человека, его природы и сущности, смысла жизни и предназначении, свободы ответственности. Русские религиозные философы о двойственной природе человека. Философские воззрения великих русских писателей Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого. «Философия всеединства» Владимира Соловьева.

Западная философия XX в., ее основные направления: экзистенциализм, позитивизм и неопозитивизм, структурализм, неотомизм, герменевтика. Основные положения теории психоанализа З. Фрейда, «Архетипов» К. Юнга. Социально – исторические и духовные предпосылки экзистенциализма. Светский и религиозный экзистенциализм. «Смысл бытия» и новое понимание мышления в трудах М. Хайдеггера. Философия К. Ясперса: свобода, «Пограничная ситуация».
Самостоятельная работа студента:


  1. «Особенности Древнеиндийской и Древнекитайской философии», конспектирование, подбор примеров.

  2. Доклад «Великие гуманисты эпохи Возрождения»

  3. Выполнение теста по теме «Русская философия»

  4. Подготовка сообщения «Ф.Ницше о сверхчеловеке».



Раздел 3. Систематический курс
Основы философского учения о бытии, основные понятия философской онтологии. Законы диалектики, формы познания мира: диалектическая и метафизическая. Основы научно – философской и религиозной картин мира. Общие философские проблемы бытия. Онтология как учение о бытии. Категория «Бытие» и многообразие его определений. Бытие, небытие, ничто. Уровни бытия. Своеобразие бытия человека. Категории бытия человека: любовь, творчество, смерть, вера, счастье и т.д.. «Материя» как фундаментальная онтологическая категория. Объективная и субъективная реальности. Историческое изменение представлений о материи. Метафизическое и диалектико – материалистическое понимание мира. Уровни организации материи: неживая природа, биологический и социальный уровни. Атрибутивные свойства матери: движение, пространство, время, отражение, системность. Многообразие форм движения материи и диалектика их взаимодействия. Всеобщие и специфические свойства пространства и времени.

Философские и научные концепции о природе и структуре создания. Сущность теории отражения, генезис сознания. Отражение как всеобщее свойство материи. Эволюция типов и форм отражения. Специфика отражения в неживой и живой природе. Сознание – высшая форма отражения действительности. Сущность сознания. Структура сознания. Сверхсознание (самосознание) и бессознательное. Три формы самосознания. Проблема бессознательного. Уровни бессознательного. Основные идеи психоанализ З. Фрейда. Основные виды бессознательных процессов: сновидения, телепатия, ясновидение, интуиция, озарение, Теория архетипов К. Юнга. Коллективное бессознательное и его роль в развитии культуры.

Сущность процесса познания. Познание как философская проблема. Философское учение о познании. Многообразие форм духвно – практического освоения мира: мифологическое, религиозное, эстетическое, моральное. Агностицизм и скептицизм. Чувственное, рациональное и интуитивное познание. Истина – центральная категория теории познания. Материалистическая, метафизическая и диалектическая трактовки истины. Объективность истины. Относительная и абсолютная истина, диалектика их взаимодействия. Конкретность истины. Практика как критерий истины. Специфика научного познания. Уровни научного познания: теоретический и эмпирический.

Философское понимание природы, понятия живой и неживой природы. Проблема жизни, ее конечность и бесконечность в условиях Земли, ее уникальность и множественность во Вселенной. Ценность жизни. Природа и общество. Человеческая деятельность как специфический способ существования социального.

Общество и его структура. Основные сферы жизни общества: экономическая, социальная, политическая, духовная. Сущность экономической сферы. Способ производства как материальная основа общества. Современная научно – техническая революция. Производственные отношения как отношения экономических интересов. Социальная сфера общества. Человек в системе социальных связей. Человек и общество. Политическая сфера жизни общества. Духовная сфера общества. Сферы духовного производства: наука, искусство, философия, образование, воспитание.

Теории о происхождении человека, проблема сущности человека в истории философии. Природа человека, смысл его существования в истории философии. Соотношение понятий «Человек», «Индивид», «Личность», «Индивидуальность» Биологическое и социальное в человеке. Структура личности: биологическая и психологическая подструктуры, социальный опыт, направленность личности. Формирование и развитие личности. Социализация как процесс овладения социально историческим опытом.

Понятие исторического процесса. Исторический процесс как форма бытия общества. Движущие силы развития общества. Идеалистические и материалистические представления о движущих силах развития общества. Идеалистические и материалистические представления о движущих силах общества. Понятие социального противоречия. Типы, виды социального противоречий, способы их разрешения. Социальные противоречия как источник развития общества. Человек и исторический процесс. Проблема периодизации исторического процесса. Учение Н. Данилевского о культурно – исторических типах. Концепции многообразия цивилизаций и культур (О. Шпенглер, А. Тойнби, П. А. Сорокин, К. Ясперс). Культура и цивилизация, критерии их топологии. Различия Востока и Запада как цивилизационных типов. Особенности Российской культуры. Современные технократические концепции общества. Проблема образования единой мировой цивилизации.

Глобальные проблемы современности. Понятие общественного прогресса. Критерии общественного прогресса. Интенсификация глобальных техногенных процессов. Увеличение интенсивности воздействия техносферы на геокосмическую, геологическую и биологическую сферы. Угроза уничтожения жизни на Земле. Завершение эпохи потребительского отношения к природе.
Самостоятельная работа студента:


    1. Составление и анализ схемы «Материальность мира»;

    2. Подготовка реферата на тему «Проблемы бессознательного в человеке и обществе».

    3. Составление таблицы по теме «Политическая и духовная сферы общества».

    4. Сообщение «Типы мировоззрения».

    5. Составление конспекта на тему «Проблемы жизни и человека в философии».

    6. Выполнение теста по теме «Глобальные проблемы современности».



2.2. Практический раздел

Раздел 2. Историко – философское введение


  1. Составление таблицы «Учение о материи», тестирование «Античная философия».

  2. «Доказательство существования Бога».

  3. Заполнение таблицы «Особенности французского просвещения»

  4. Составление конспекта «Гуманизм И. Канта».

  5. Составление таблицы «Философские взгляды западников и славянофилов»


Раздел 3. Систематический курс


  1. Составление сравнительной таблицы «Метафизика и диалектика – материалистическое понимание мира».

  2. Письменные ответы на вопросы по теме «Психоанализ - учение З. Фрейда»

  3. Составление таблицы «Социальная сфера общества»

  4. Составление таблицы «Соотношение понятий «Человек», «Индивид», «Личность», «Индивидуальность»;

  5. Выполнение теста по теме «Роль культуры в жизни человека и развитии общества».





  1. ФОРМА КОНТРОЛЯ


Вопросы для подготовки к экзамену


  1. ЛИТЕРАТУРА


Основные источники:

  1. Алексеев П.В. История философии: учеб / Алексеев П.В – М.: Проспект, 2009. - 420 с.

  2. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений / Канке В.А – М.: Логос, 2010. – 287 с.

  3. Кахановский В.П. и др. Философия для средних и специальных учебных заведений: Учебное пособие / Кахановский В.П. – М.: Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 450 с.

  4. Радугин А.А. Философия: курс лекций / Радугин А.А. – М.: Центр, 2008. – 271 с.


Дополнительные источники:

  1. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н Философия: учеб. Пособие / Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н – М.: Проспект, 2008. – 380 с.

  2. Орлов С.В. История философии / Орлов С.В. – М.: СПб Питер, 2006 – 410 с.

  3. Рассел Б. Мудрость Запада / Рассел Б. – М.: Республика, 1998. – 310 с.

  4. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА – М , 2009 – 460 с.


Интернет-ресурсы:

  1. Портал «Гуманитарное образование» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru (15.06.2012).

  2. Федеральный портал «Российское образование» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.edu.ru (25.06.2012).

  3. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.school-collection.edu.ru (10.07.2012).


Приложение 1.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск