Скачать 87.94 Kb.
|
Урок №1 Тема: «Поразмыслим в шести шляпах» над романом И.А. Гончарова «Обломов» Истоки характера героя Цели: Познакомить со стратегией «шести шляп». Развивать критическое мышление учащихся. Развивать навык сжатого отбора материала. Обучать умению анализировать текст. Оборудование: Шесть шляп в соответствии с таблицей. Словари, энциклопедии. Тексты произведения. Цветная бумага, фломастеры. Ход урока.
- Как вы понимаете выражение «поразмыслим в шести шляпах»? (фиксирование высказываний на доске без комментариев) - Мы не только по-разому воспринимаем мир, но и по-разному мыслим. И мыслить можно шестью способами, обозначенными цветными шляпами. Метафору «шести шляп» ввел известный психолог Эдуард де Бон (дословно – надень свою мыслительную шляпу -на русский язык можно перевести как «призадуматься, поразмыслить». Обыгрывая этот оборот, Эдуард де Боно и предлагает «поразмыслить шестью различными способами»). -Сформулируйте конкретнее, каким видом деятельности мы будем заниматься на уроке. Подберите как можно больше синонимов к слову «мыслить», используя словари. Сколько их получилось? (можно подобрать 23) - Выполняя это задание, вы, безусловно, активно мыслили. Что такое мышление? Проверьте себя по словарю Ожегова, Энциклопедии для детей. -Какие виды мышления вы можете назвать? (творческое, интуитивное, образное, символическое, критическое...). Стратегия «шести шляп» и предполагает шесть разных видов мышления. Он побуждает нас к разноцветной, разнообразной, нестандартной оценке изученного и пережитого. Знакомство с таблицей
- Прчитайте главу «Сон Обломова». Определите основные вопросы. (Что является предметом изображения?. Для чего изображается далекое прошлое? .Какова модель общества? Каково место Илюши в семье, в обществе? Счастлив ли он? Давайте сформулируем проблему нашего исследования: Соотнесите: 1)
А. «Лишний человек 20х годов» Б. «Лишний человек 40х годов» В. «Лишний человек 30х годов» 2) Определите этих же героев по описанию критиков. 1. «…натура его была слишком хороша, если её не убило совсем такое воспитание. Блестящий юноша, он был увлечён светом, подобно многим; но скоро наскучил им и оставил его, как это делают слишком немногие … (наш герой) не хололдный, не сухой, не бездушный человек, но … страдающий эгоист» В.Г.Белинский Определить героя и записать ключевое словосочетание. 2. «Этот человек не равнодушно, не апатически несет свое страдание: бешено гоняется он за жизнью, ища её повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях.» В.Г.Белинский 3. «(…) не тупая апатическая натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, - развила в нём апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства…» Н.А.Добролюбов «Что такое ……» Запись в тетради
Откуда же взялось такое состояние? Работа в группах. Каждая группа получает одну из шляп. На обсуждение дается 10 минут. Выступления групп (по одному представителю) Анализ выводов, обобщение. - Каждая группа рассматривала главу под определенной точкой зрения и пришла к следующим выводам….(все фиксируется на бумаге фломастерами)
- Что дала вам работа по стратегии «шести шляп»? Написание синквейна
сравнительные таблицы «Андрей Штольц и Илья Обломов» и «Ольга Ильинская и Илья Обломов». Домашнее задание. Сравнительные таблицы «Андрей Штольц и Илья Обломов» Урок №2 Тема: Штольц и Обломов. Цели: Познакомить с образами Обломова и Штольца Развивать критическое мышление учащихся. Развивать навык сжатого отбора материала. Обучать умению анализировать текст. Оборудование: Словари, энциклопедии. Тексты произведения. Ход урока.
Что обозначают фамилии главных героев? (записываются все возможные предположения)
«Цитатный» тест Разделить тетрадь на 2 части. Я зачитываю описание героя, а вы выписываете ключевые слова либо в графу Обломов, либо Штольц.
«В жизни моей ведь никогда не загоралась никакого, ни спасительного, ни разрушительного огня? Жизнь моя началась с погасания…»
«На лице ни сна, ни усталости, ни скуки… Он весел, напевает… Отчего же это?...»
«Засыпал он с мыслью о ней, шёл гулять, читал – она тут… Любовь – претрудная школа жизни!»
«Надо же выйти из этого сна… Нет, я тебя не оставлю так, через неделю ты не узнаешь себя…»
22) О ком это? «В нём дороже всякого ума: честное верное сердце! Это его природное золото; он невредимо пронес его сквозь жизнь».
Написание диаманта Диаманты Диаманта - это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых — понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме: строчка 1: тема (существительное) строчка 2: определение (2 прилагательных) строчка 3: действие (3 причастия) строчка 4: ассоциации (4 существительных) строчка 5: действие (3 причастия) строчка 6: определение( 2 прилагательных) строчка 7: тема (существительное) Обломов Ленивый, добрый, Лежащий, мечтающий, умирающий. Пассивность, бездействие, угасание, обломовщина. Работающий, решающий, живущий, Настойчивый, расчетливый Штольц. Шоболова Галина, 10б класс
Цитатный план «Ольга и Обломов» ГОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» Пакет методических материалов по применению технологии развития критического мышления на уроках литературы и русского языка Выполнила: Сторожева Татьяна Юрьевна, учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ №6, г.Петровска Саратов 2008 |