Литературное чтение 3 класс Тема:Л.Н.Толстой «Акула». Поступок, продиктованный любовью.
Цель: развитие читательских умений.
Задачи:
познакомить учащихся с произведением Л. Н. Толстого «Акула»;
обучать выразительному чтению для более глубокой и тонкой передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении;
создавать условия для совершенствования художественно-эстетической деятельности учащихся посредством анализа художественного произведения;
формировать умения строить умозаключения;
воспитывать культуру общения, общечеловеческие ценности.
Оборудование: авторская выставка книг; презентация с иллюстрациями к произведению, аудиозапись классической музыки Л. Бетховен «Адажио контабилье», Ф. Лист «Грезы любви»;
Ход урока 1.Организационный момент. Эмоциональный настрой. -Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас на уроке. Улыбнитесь друг другу, садитесь и приступим к работе. «Я слышу – я забываю,
Я вижу – я запоминаю,
Я делаю – я понимаю» гласит китайская пословица. Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. Ведь чтение без размышления – пустое развлечение. 2.Мотивация. Постановка целей. - Фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся, вы определите сами. Для этого рассмотрите серию портретов писателей и записанные в столбик фамилии. Найдите совпадение. ( Совпадают портрет и фамилия только одного автора).
А.С.Пушкин
Л.Н.Толстой
С.А.Есенин (1 слайд) -Мы, действительно, будем сегодня работать с произведением Л.Н.Толстого. А чем именно будем заниматься на уроке определите с помощью опорных фраз: ( На доске записаны опорные фразы, дети читают начало, продолжают фразу самостоятельно)
- продолжим знакомство с творчеством …
- расширим свои знания о жизни …
-продолжим работу над развитием читательских…
- на уроке нам предстоит ответить на вопрос «Что хотел донести … (2 слайд) Учитель: Своё детство и большую часть жизни Лев Николаевич провел в имении Ясная Поляна, неподалеку от Москвы и Тулы. Ему было полтора года, когда умерла его мама, но теплота большой и дружной семьи – сначала отец, а потом бабушка, тётки, три брата и сестра – не давали возможности остро ощущать сиротство. Л.Н.Толстой считал детство не только самой счастливой но и наиболее важной порой, потому что именно тогда его душе было дано направление, куда расти, к чему стремиться. Лев Николаевич прожил долгую жизнь и написал разные произведения. Много работал. Свои сочинения он по нескольку раз перерабатывал, по 10-12 раз переписывал, чтоб сделать их хорошими. Толстой любил труд, он занимался и крестьянской работой: пахал землю, косил траву, пилил и колол дрова, строил избы, клал печи, шил сапоги. Он считал, что всякий труд полезен и нужен; уважать можно только такого человека, который всю жизнь трудиться. Очень долго Толстой жил в своем доме в Ясной Поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди со всего мира. В соседней деревне Лев Николаевич утроил школу и стал учить крестьянских детей по учебникам, которые написал сам. По этим учебникам училось не одно поколение детей.
(3-6слайд)
3. Работа с выставкой книг. - Обратите внимание на выставку книг?
- Кто автор этих книг?
- Как назвать её? Почему? ( авторская, т.к. автор этих книг – Л.Н. Толстой)
- Какие произведения читали самостоятельно?
- Произведения каких жанров писал Л.Н.Толстой?
- Выберите из выставки басни, были, рассказы. ( Дети называют варианты и показывают книги)
--О чём пишет этот автор? Что его волнует? (Рассказы о животных, о людях, о детях, о природе.Волнуют человеческие чувства, отношения.)(7 слайд)
4. Подготовка к восприятию.
-Ребята, я очень люблю произведения Л.Н.Толстого, думаю, что и вы тоже. Но больше всего мне запомнился один его рассказ, с которым я хочу вас сегодня познакомить.
- Предварительная словарная работа.
-В этом произведении вам встретятся новые слова. Обратите внимание на доску, прочитайте слова, записанные . Объясните значение тех слов, которые уже встречались вам раньше. Фитиль – шнур для поджигания пороха.
Артиллерист – человек, стреляющий из пушки.
Палуба – часть судна.
Якорь –
-Где можно найти объяснение этим словам? (Спроситьу учителя, родителей, посмотреть в словаре, в интернете…).
- Задание:
1 группа ищет в толковом словаре значение слов: фитиль– зачитывают всему классу.
2 группа ищет значение слова артиллеристи зачитывает всему классу.
3 группа ищет в толковом словаре значение словапалуба.
4 группа ищет в толковом словаре значение слова якорь. (8 слайд)
- А какое литературное произведение по-своему содержанию нас ждет: научный, научно-популярный или художественный текст?
(разные варианты ответов; нужно прочитать или открыть учебник хотя бы, чтобы узнать.)
5. Работа над новым материалом:
-Я приглашаю вас в путешествие к берегам материка, который называется Африка.
-Какой там климат?( жаркий)
-А какой транспорт выберите для путешествия? (корабль)
-Точнее парусник (9 слайд)
Первичное чтение текста учителем до слов «Акула плыла прямо на мальчика…» - А теперь внимательно послушайте рассказ и попробуйте представить и прочувствовать все, что услышите.
Прогнозирование по содержанию:
- Как вы думаете, что будет дальше? Как могут развиваться события? Чтение текста до конца учителем. Пауза для эмоционального восприятия.
Физкультминутка – релаксация. (Звучит музыка-Л.Бетховен «Адажио контабилье».)
-Закройте глаза. Представьте, что вы плывете на корабле по теплому синему морю. Светит ласковое солнышко, вам хорошо и тепло. Дети с закрытыми глазами слушают тихую музыку.
-Откройте глаза, поделитесь своими впечатлениями о произведении.
-Совпали ли предположения?
-А как бы вы назвали это произведение? (ответы детей)
-Л.Н.Толстой назвал его «Акула». Оставим это право за автором.
Открывается название рассказа на доске (10 слайд)
7. -Давайте послушаем материал об акулах из Энциклопедии.(Дима сообщение)
- Кто-то хочет его дополнить?
-Думаю, что многие узнали об акулах что-то новое и интересное.
Составление группового синквейна «Акула» (11-13слайд)
1. Написать имя существительное по теме.
2. Два имени прилагательных
3.Три слова-действия
4. Предложение
5. Слово-смысл темы.
Акула
Огромная, кровожадная.
Плавает, нападает, поедает.
У акулы острые зубы.
Хищник.
9.Анализ произведения. (слайд 14)
-При ответах на вопросы опять воспользуйтесь опорными фразами (на 14 слайде):
-Название этого рассказа у меня вызывает чувство …
-Во время чтения рассказа я чувствовал…
-Я думаю, что главный герой этого рассказа …
-Характер этого человека вызывает у меня …
Я считаю, что совершить этот поступок его вынудило …
- Я думаю, что этот рассказ Толстой написал с целью …
- Расскажите, что вы пережили во время чтения рассказа? Уже в названии рассказа есть что-то тревожное, предчувствуешь, что что-то случиться. ( Да, название вызывает беспокойство, потому что акула страшный хищник моря.)
(Начало рассказа спокойное. Потом, когда мальчики вздумали купаться, плавать наперегонки в открытом море – начинаешь волноваться. )
(Резко и неожиданно раздается крик:«Акула!»- и сразу становится страшно.)
(А я чувствовал ужас, когда матросы были далеко, а акула в 20 шагах. )
(Сердце сжалось от волнения.)
(Но в конце – по волнам колыхалось желтое брюхо мертвой акулы – радость и облегчение!)
Учитель: Да, Лев Николаевич Толстой заставил нас пережить и тревогу, и беспокойство, и волнение, которые переходят в страх, а в конце рассказа – в радость и облегчение.
11. Осмысление прочитанного.
-Почему рассказ называется «Акула» ?
-Кто, по-вашему, главный герой рассказа? Обоснуйте ответ. (Артиллерист)
- Посмотрите, как его изобразил художник.
Открывается портрет артиллериста. (слайд 15)
- Что можете сказать? Каким он был человеком? (план рассказа о герое слайд 16)
На доске появляется характеристика героя (слайд 17) Нужно выбрать верные ответы:
сильный духом
мудрый
мужественный
опытный
находчивый
решительный
смелый
бывалый
(Работаем в парах с рядом сидящим учеником)
Учитель: Главным героем, конечно, является артиллерист, отец мальчиков. Испытывая страх за детей, он в то же время проявил находчивость, принимая быстрое решение, хотя рисковал жизнью мальчиков.
-Возьмите в руки простые карандаши, проследите по тексту его действия и состояние.
Работа в группах.(слайд 18-19)
Учащиеся восстанавливают подтекст «Переживания артиллериста» и рисуют модель, отражающую его состояние:
Радость страх отчаяние успокоение
любовался закричал упал, открыл лицо,
сыномбледный закрыв лицо посмотрел
руками на море
12. Итог урока:
-Как вы относитесь к поступку артиллериста?
-Что его побудило совершить этот поступок? (Любовь к сыну)
-Пришло время подвести итог:
- С какой целью написал Толстой свой рассказ? Какой смысл в немзаложен?
Этот рассказ помог понять вам сложность описанной ситуации, пригласил к размышлению.
-Народная мудрость гласит: «Любовь побеждает все!» - Вы согласны?
14. Рефлексия. (Звучит тихая музыка Ф.Листа «Грезы любви».)
На доске слайд: девочка со свечой (слайд 20) -У русских людей есть традиция: всё доброе, светлое сбудется, если пожелать это, пока горит свеча. -Пожелайте в душе самым близким, дорогим людям того, чего хотелось бы вам пожелать. Помните, любовь побеждает всё! -Мне было очень приятно побеседовать с вами. Спасибо за урок.
13. Домашнее задание (слайд 21):
- На слайде три варианта домашнего задания. Прочитайте и выберите один вариант, который вам по силам.
1)Перескажи текст. Во время пересказа постарайся голосом, интонацией показать свое отношение к героям (кому ты сочувствуешь, за кого переживаешь; когда радуешься или огорчаешься).
2)Как вы думаете, кому и как мог рассказать об этом старый артиллерист ? Творческий пересказ от старого артиллериста.
3)Составить три – четыре вопроса к прочитанному тексту. |