Скачать 60.99 Kb.
|
Образовательное учреждение: ГОУ СОШ №229 Адмиралтейского района Преподаватель: Пескова Наталия Германовна Тьютор:Панферова Елена Юрьевна Учебная дисциплина: русский язык Тема: «Имя прилагательное как часть речи» Целевая аудитория: 4 класс Цели: Знание: знать понятие "имя прилагательное", связь с существительным Понимание: отличать прилагательные от других частей речи Применение: распознавать имена прилагательные в тексте, определять их роль в языке и синтаксическую функцию Анализ: выбирать прилагательные из ряда других частей речи, объяснять роль прилагательных в языке Синтез: вставлять прилагательные в текст, составлять текст-описание с прилагательными Оценка: оценивать выполненные задания с помощью ТК Ход урока I. Организационный момент. II. Каллиграфическая минутка. III. Объявление темы, постановка цели. 1. Отгадывание загадок. Длинноклювый, длиннокрылый, Маленькие зверьки, Белый с черною каймой, Серенькие шубки, Встал на крыше он высокой, Черненькие глазки, Возвратясь к себе домой. Остренькие зубки. (Аист.) (Мыши.) Была зелёной, маленькой, Сам алый, сахарный, Потом я стала аленькой, Кафтан зелёный, бархатный. На солнце почернела я, (Арбуз.) И вот теперь я спелая. (Вишня.) – Что помогло так быстро отгадать загадки? – Какие слова помогли? Что они обозначают? – На какие отвечают вопросы? – Как называется часть речи, к которой относятся эти слова? – Попробуйте сами определить тему сегодняшнего урока. (Изучение имени прилагательного.) 2. Постановка цели. – Но что именно нам нужно вспомнить об имени прилагательном сегодня? Давайте обратимся к вопросам «Почемучки» на с. 136: они помогут вам определить задачи урока. – Над чем будем работать на уроке? Что должны повторить? (Роль прилагательных в языке; что они обозначают; вопросы имён прилагательных.) IV. Наблюдение над ролью прилагательного в речи. – Послушайте рассказ. Один мальчик рассказал мне, что провёл целую ночь в лесу. Его взял с собой отец, который был охотником. – Что же тебе запомнилось? – спросила я. – Ночь была очень тёмная, а на небе сверкали звёзды, – ответил мальчик. …А вот в лесу оказался другой человек. Послушайте, как он рассказал об этом событии: «Безмолвная ночь осторожно надвигалась на леса глухой синевой. Едва заметно, будто капли серебряной воды, блестели первые звёзды. Утки с тяжёлым свистом летели на ночлег. Ночь начиналась над лесным краем, долгие сумерки густели в чащах…» Этот человек был писателем. Звали его Константин Георгиевич Паустовский. (В. Толмачёва.) – Что можете сказать об описании ночи мальчиком и писателем? – Чем отличаются эти описания и почему? – Какова роль прилагательных в речи? (Прилагательные делают речь выразительной, яркой, образной.) – Можно ли составить текст - описание, не пользуясь именами прилагательными? Почему? – Сделайте вывод о роли прилагательных в речи. (Описывают явления и предметы; делают речь более выразительной.) – Как вы думаете, удалось ответить на первый вопрос «Почемучки»? Обоснуйте своё мнение. V. Нахождение имён прилагательных в тексте, связь с существительным. 1. Выполнение упражнения 268(самостоятельно). 2. Проверка. – Какие прилагательные нашли в тексте? С какой частью речи они связаны? Почему? – Прочитайте выделенные вами словосочетания прилагательное + – Сравните окончания прилагательных. Почему они разные? От чего это зависит? - Отметьте в карте урока заработанные вами баллы. VI. Физминутка VII. Составление таблицы, обобщающей знания учащихся об имени прилагательном. – Что можно сказать об имени прилагательном, пользуясь этой таблицей? – Назовите вопросы и окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода. – Определяется ли род прилагательных во множественном числе? Почему? – Дайте ответы на остальные вопросы «Почемучки». VIII. Наблюдение над употреблением прилагательных в прямом и переносном значении. – Прочитайте словосочетание с прилагательным золотая из упражнения 268. (Золотая целина.) – Объясните значение слова целина. (При необходимости можно обратиться к толковому словарю.) – Почему целина названа золотой? – Что можно сказать об употреблении этого слова? – Что значит «употребить слово в переносном значении»? (Свойства или качества одного предмета переносятся на другой.) – Из каждой пары словосочетаний, прочитанных мною, вам нужно выбрать и записать то, где прилагательное употреблено в переносном значении. Рядом запишите другое словосочетание, заменив это прилагательное синонимом, то есть близким по смыслу. Острый нож – острое слово, светлая вода – светлая мысль, прозрачный воздух – прозрачный намёк, сладкая речь – сладкая ягода, золотое сердце – золотое кольцо, живая беседа – живые цветы, круглый столик – круглая дата. – В записанных словосочетаниях выделите окончания имён прилагательных.(Коллективная проверка) - Отметьте в карте урока заработанные вами баллы IX. Самостоятельная работа с учебником. Выполнение упражнения 269, с. 136–137. Выписать словосочетания прилагательное + существительное и выделить окончание. Отметьте в карте урока заработанные вами баллы X. Домашнее задание: упражнение 270, с. 137. XI. Итог урока. – Как вы думаете, для чего мы начали изучение темы «Имя прилагательное» с повторения того, что уже знаем? – Удалось нам найти ответы на вопросы «Почемучки»? Обоснуйте свой ответ. – Для чего мы составили схему об имени прилагательном? – Кто считает, что работал на уроке в полную силу? – У кого возникли вопросы? Какие? - Возьмите карту урока и сосчитайте заработанные вами баллы. Оцените свою работу по критериям: 9 баллов - "5" 8-6 баллов - "4" 5-3 балла - "3" 2 и меньше - необходимо повторить материал ещё раз Карта урока Ученика (ученицы) _________________________________________________
________________________________________________________________$ |