Скачать 39.99 Kb.
|
Тема: Н. М. Артюхова. Трусиха. Цели: формировать умение проводить анализ текста; умение составлять план текста; расширять словарный запас учащихся; воспитывать, через восприятие литературного образа, такие нравственные понятия, как смелость, чувство ответственности. Ход урока:
-Настроимся на работу, ребята, выполнив упражнение « незаконченные предложения». А) Мой друг… Б) Мы дружим … В) Был случай, когда я не побоялся … Г) Был случай, когда мне стало стыдно… - В конце урока сравним свои ответы , мнения, убеждения с поступками героев сегодняшнего произведения. 2. Речевая разминка. - Чтобы наша речь была чистой, выразительной, проведём речевую разминку: А) Постановка дыхания и развитие чёткости произношения: - вдох носом, выдох через рот; - вдох, задержка дыхания, выдох; - вдох, выдох по порциям. Б) Работа со скороговоркой: На опушке в избушке Живут старушки – болтушки, У каждой старушки лукошко, В каждом лукошке кошка. Кошки в лукошках Шьют старушкам сапожки. - Приготовились, все раскручиваем карусель! (упражнение выполняется с опорой на текст) - Карусель остановили, первый ряд произнесёт скороговорку с интонацией удивления, второй – с испугом, а третий ряд с большим чувством радости. Очень хорошо, передача какого чувства удалась лучше? Почему? - Переходим к работе в парах . Задайте как можно больше вопросов друг другу по содержанию данной скороговорки. Проверим работу , пары задают вопросы по выбору другим парам. 3. Повторение изученного материала. - На прошлом уроке мы работали над рассказом В. Осеевой « Три товарища». Прочитайте выразительно рассказ. Молодцы, своей интонацией вы смогли передать чувства главного героя. Сейчас послушаем вторую часть домашнего задания: пересказ текста от первого лица. - Чей пересказ вам понравился больше? Почему? Подводя итог работы по домашнему заданию, перечислите ещё раз качества настоящего друга. 4. Работа над новой темой. Первичное восприятие: - Ребята, сейчас мы несколько минут будем работать в группах. Задание сегодня для всех групп одинаковое: перед вами два столбика, запишите слова ,характеризующие данные понятия. Смелый человек - Трусливый человек – - Замечательно, мы выслушали мнения всех групп и теперь готовы послушать рассказ в котором главной героине пришлось пережить очень сильное чувство. А какое чувство, мы сейчас узнаем. Образец чтения показывает учитель, дети в это время внимательно слушают. Проверка первичного восприятия: - Ребята, скажите, какое впечатление произвёл на вас рассказ, что вас удивило, взволновало? – Что мы сейчас можем сказать о Вале? ( выслушиваем все мнения без обсуждения). Вторичное восприятие. - Ребята сейчас вы прочитаете рассказ самостоятельно, жужжащим чтением, по ходу чтения попробуйте разделить его на смысловые части. В рассказе встретятся словосочетания: Бросились врассыпную; Выползли из своих убежищ. - Да, правильно, бросится врассыпную - это значит разбежаться кто куда, в разные стороны. А выползти из убежищ - это значит, выползти из тех мест, куда спрятались дети. 5. Работа над составлением плана. - На сколько частей можно разделить рассказ? ( на 4 части) - Посмотрите на первую картинку и прочитайте отрывок, относящийся к ней. Почему Валя и Андрюша не играли с ребятами? ( Валю считали трусихой, а Андрюша был ещё очень маленький.) - Как можно озаглавить первую часть? - Рассмотрите вторую картинку и прочитайте отрывок текста, который ей соответствует. - Как случилось, что Андрюша остался один на улице? ( Он ходить не умел.) - Кто заставил ребят разбежаться? ( Злой Лохмач, сорвавшийся с цепи.) - Как озаглавить вторую часть? - Рассмотрите третью картинку. Почему Валя сначала убежала, а потом вернулась? - Озаглавим третью часть. - Работаем с последней сюжетной картинкой. Чем закончился поединок Вали и Лохмача? - Прочитаем составленный план: 1. Игра на улице. 2. Лохмач сорвался с цепи. 3. Смелый поединок. 4. Опасность миновала. - Ребята , план поможет вам выполнить домашнее задание. 6. Анализ поступка главной героини. - Попробуйте представить себя на месте Вали, какие чувства у вас могли бы быть в это время? ( страх, паника) - А как вела себя Валя в этой обстановке? Почему она взвизгнула? - Что придало ей силы? ( чувство ответственности за брата) - Почему девочка заплакала, когда опасность миновала? ( она только сейчас почувствовала страх) - Что теперь вы можете сказать про Валю? - А как вели себя остальные ребята? - Кто же на самом деле смелый? Прочитайте пословицу: « Смелый не тот , кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идёт». - Почему данная пословица очень подходит к нашему рассказу, попробуйте провести аналогию. - Итак, мы подошли к выводу, я попрошу вас, работая в группах, сформулировать главную мысль рассказа. - Действительно, ребята, Валя не стала вдруг храброй, это значит, есть сила, заставляющая и робкого человека принимать решение в трудную минуту. Эта сила – любовь, стремление оберегать младшего, ответственность за него. Важно уметь побеждать свой страх. У Вали хороший характер, в ней есть чувства сильнее страха – доброта и самоотверженность. Рефлексия: -Постарайтесь сказать, что больше всего вам запомнилось на сегодняшнем уроке. С какими мыслями вы выйдите с урока чтения? 7. Домашнее задание. Прочитать дома рассказ, подготовить пересказ текста по плану. |