Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 33.41 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации21.02.2014
Размер33.41 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Философия > Урок
Воспитание нравственных понятий на уроках литературного чтения.
С каждым годом все заметнее меняется наша жизнь. Происходит переосмысление жизненных ценностей родителями, а значит и детьми. Теперь иное, более прагматичное время, да и дети другие; взрослее, напористее; мягкость принимают за слабость, грубость за твердость, заметны неумение чувствовать и нежелание задумываться.

Отсутствие нравственных понятий является пробелом в воспитании ребенка. Учитель в первую очередь обращает на это внимание и старается провести некоторую коррекцию. Уроки чтения в начальной школе в этом плане дают богатую возможность для нравственного воспитания и развития разума.

Как сделать уроки чтения наполненными мыслью, чувствами? Как повести ребенка 7- 10 лет в мир сопереживания герою? Ведь только то оставляет след в душе маленького человека, что прошло через его чувства. Поэтому наиглавнейшая задача уроков литературного чтения – нравственное воспитание, становление личности ребенка, обогащение души через чтение, размышление через чувства.

Раскрыть замысел автора, т.е. выявить главную мысль произведения, сделать идейный вывод –над этими вопросами следует работать в большей мере на уроках чтения. Ведь писатели – «художники слова», - это великие мудрецы, которые учат нас жить. Создавая произведение, даже самое маленькое по объему, они закладывают в него нравственную, научно-познавательную или эстетическую ценность; делясь своими ошибками, предупреждая наши, учат нас разбираться в жизненных коллизиях, искать выход из, казалось бы, тупиковых ситуаций.

Используя в свое работе учебный материал «Родная речь» Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой остановлюсь на малой доле произведений, помогающих воспитывать чувство дружбы, товарищества.

В беседе по басне И.Крылова «Лебедь, Щука и Рак»(2 класс) задаю вопросы:

- Почему автор называет героев товарищами?

- Случайно ли это?

- Что могло объединить их, таких несхожих?

Перечитывая и анализируя басню, ученики приходят к выводу о том, чтобы быть настоящими товарищами, надо быть дружными, идти на уступки друг другу.

После чтения рассказа Н.Носова «На горке» (2 класс) спрашиваю:

- Что можно сказать о Котьке?

- Правильно ли он поступил?

- Исправил ли он свою ошибку?

- А вы бы простили бы своего друга за такой поступок?

- Одобряете ли вы «наказание», которое применили ребята к Котьке?

- Пошел этот урок ему на пользу?

Далее ведется работа над пословицами. Выбор пословицы, которая является главной мыслью рассказа («Умел ошибиться, сумей и поправиться»). Делается вывод: ценить человека надо по его делам.

Для анализа рассказа В.Осеевой «Синие листья» заготавливаю вопросы:

- Почему автор дала такое название рассказу?

- Как можно еще его озаглавить?

- Были ли у вас такие случаи?

- Хотели бы вы дружить с Катей? Почему?

- На какие качества человека обращает внимание писательница?

Главная мысль выражена в последнем предложении: « Надо так давать, чтобы можно было взять». Внимательное прочтение текста, коллективное обсуждение позволяют детям сделать вывод: нужно искренне делиться с другом тем, что у тебя есть.

Большую нравственную ценность представляет рассказ В.Осеевой «Волшебное слово». Одним из первых вопросов является:

- Может ли слово быть волшебным?

- Кого в этом рассказе можно назвать волшебником?

-Почему? Какое волшебство произошло? Как менялось поведение Павлика?

Обращаясь к детям, спрашиваю:

-Используете ли вы тайну «волшебного слова»? Как часто?

- Как реагируют ваши близкие, друзья, одноклассники?

В заключении читаем пословицу: «Добрый человек добру и учит». Учащиеся делают вывод, что «волшебные слова» надо произносить тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь.

Неоценим и рассказ В.Астафьева «Стрижонок Скрип» (4 класс). «Уроки жизни», полученные Скрипом, сходны с первыми ошибками и неудачами самих ребят. Отношения стрижей в стае тоже не проходят мимо внимания детей. «Дружный народ – стрижи!» Даю напутствие детям: «Будете держаться вместе – любое дело одолеете».

Таким образом мы видим, сколько воспитательных ценностей заложено в каждом произведении. Уроки литературного чтения носят воспитательный характер, который предполагает свободную беседу нравственного плана. Проблемные же вопросы призваны будить интеллект ребенка, ведь ему надлежит разобраться в нравственном затруднении.

Наблюдая за отношениями детей во время уроков, на переменах, во внеурочное время, стараюсь постоянно обращаться к тем моральным понятиям, с которыми ученики знакомятся на уроках чтения, т.е. непременно перекидывая мостик в реальную жизнь.

Воспитание нравственных качеств, норм поведения – процесс длительный, и решить эту задачу за 4 года обучения в начальной школе не представляется возможным. Впереди еще долгие годы школьной зрелости, но главное делает учитель начальной школы, «упражняя» детей в «нравственном чувстве» посредством чтения и анализа ситуаций, представленных широким спектром произведений, адресованных младшему школьнику.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск