Скачать 33.41 Kb.
|
Воспитание нравственных понятий на уроках литературного чтения. С каждым годом все заметнее меняется наша жизнь. Происходит переосмысление жизненных ценностей родителями, а значит и детьми. Теперь иное, более прагматичное время, да и дети другие; взрослее, напористее; мягкость принимают за слабость, грубость за твердость, заметны неумение чувствовать и нежелание задумываться. Отсутствие нравственных понятий является пробелом в воспитании ребенка. Учитель в первую очередь обращает на это внимание и старается провести некоторую коррекцию. Уроки чтения в начальной школе в этом плане дают богатую возможность для нравственного воспитания и развития разума. Как сделать уроки чтения наполненными мыслью, чувствами? Как повести ребенка 7- 10 лет в мир сопереживания герою? Ведь только то оставляет след в душе маленького человека, что прошло через его чувства. Поэтому наиглавнейшая задача уроков литературного чтения – нравственное воспитание, становление личности ребенка, обогащение души через чтение, размышление через чувства. Раскрыть замысел автора, т.е. выявить главную мысль произведения, сделать идейный вывод –над этими вопросами следует работать в большей мере на уроках чтения. Ведь писатели – «художники слова», - это великие мудрецы, которые учат нас жить. Создавая произведение, даже самое маленькое по объему, они закладывают в него нравственную, научно-познавательную или эстетическую ценность; делясь своими ошибками, предупреждая наши, учат нас разбираться в жизненных коллизиях, искать выход из, казалось бы, тупиковых ситуаций. Используя в свое работе учебный материал «Родная речь» Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой остановлюсь на малой доле произведений, помогающих воспитывать чувство дружбы, товарищества. В беседе по басне И.Крылова «Лебедь, Щука и Рак»(2 класс) задаю вопросы: - Почему автор называет героев товарищами? - Случайно ли это? - Что могло объединить их, таких несхожих? Перечитывая и анализируя басню, ученики приходят к выводу о том, чтобы быть настоящими товарищами, надо быть дружными, идти на уступки друг другу. После чтения рассказа Н.Носова «На горке» (2 класс) спрашиваю: - Что можно сказать о Котьке? - Правильно ли он поступил? - Исправил ли он свою ошибку? - А вы бы простили бы своего друга за такой поступок? - Одобряете ли вы «наказание», которое применили ребята к Котьке? - Пошел этот урок ему на пользу? Далее ведется работа над пословицами. Выбор пословицы, которая является главной мыслью рассказа («Умел ошибиться, сумей и поправиться»). Делается вывод: ценить человека надо по его делам. Для анализа рассказа В.Осеевой «Синие листья» заготавливаю вопросы: - Почему автор дала такое название рассказу? - Как можно еще его озаглавить? - Были ли у вас такие случаи? - Хотели бы вы дружить с Катей? Почему? - На какие качества человека обращает внимание писательница? Главная мысль выражена в последнем предложении: « Надо так давать, чтобы можно было взять». Внимательное прочтение текста, коллективное обсуждение позволяют детям сделать вывод: нужно искренне делиться с другом тем, что у тебя есть. Большую нравственную ценность представляет рассказ В.Осеевой «Волшебное слово». Одним из первых вопросов является: - Может ли слово быть волшебным? - Кого в этом рассказе можно назвать волшебником? -Почему? Какое волшебство произошло? Как менялось поведение Павлика? Обращаясь к детям, спрашиваю: -Используете ли вы тайну «волшебного слова»? Как часто? - Как реагируют ваши близкие, друзья, одноклассники? В заключении читаем пословицу: «Добрый человек добру и учит». Учащиеся делают вывод, что «волшебные слова» надо произносить тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Неоценим и рассказ В.Астафьева «Стрижонок Скрип» (4 класс). «Уроки жизни», полученные Скрипом, сходны с первыми ошибками и неудачами самих ребят. Отношения стрижей в стае тоже не проходят мимо внимания детей. «Дружный народ – стрижи!» Даю напутствие детям: «Будете держаться вместе – любое дело одолеете». Таким образом мы видим, сколько воспитательных ценностей заложено в каждом произведении. Уроки литературного чтения носят воспитательный характер, который предполагает свободную беседу нравственного плана. Проблемные же вопросы призваны будить интеллект ребенка, ведь ему надлежит разобраться в нравственном затруднении. Наблюдая за отношениями детей во время уроков, на переменах, во внеурочное время, стараюсь постоянно обращаться к тем моральным понятиям, с которыми ученики знакомятся на уроках чтения, т.е. непременно перекидывая мостик в реальную жизнь. Воспитание нравственных качеств, норм поведения – процесс длительный, и решить эту задачу за 4 года обучения в начальной школе не представляется возможным. Впереди еще долгие годы школьной зрелости, но главное делает учитель начальной школы, «упражняя» детей в «нравственном чувстве» посредством чтения и анализа ситуаций, представленных широким спектром произведений, адресованных младшему школьнику. |