Скачать 60.64 Kb.
|
Урок-мастерская по повести А.Платонова «Юшка» Урок внеклассного чтения. 6 класс Тип урока: мастерская ценностных ориентаций и творческого письма. Форма организации познавательной деятельности: работа в проблемных группах. Оборудование: музыка Брайтмана, Гунода, Шуберта, картины с библейскими сюжетами, стихи С.Есенина, карточки-листы с заданиями, опорные слова, мультимедиапроектор. Цели урока: Обучающие: создать условия для осмысления общечеловеческих проблем, поднятых А.Платоновым в рассказе «Юшка». Помочь разобраться в главной идее рассказа – каждый человек неповторим, а потому и бесценен. Развивающие: развивать креативные способности, монологическую речь, ассоциативное мышление, читательский интерес, умение работать в группе. Воспитательные: воспитывать личность духовно-нравственную, толерантную, творческую, помочь ученикам раскрепоститься, раскрыть свои индивидуальные способности, почувствовать себя личностью, приобщить к радости сотрудничества. Ход урока 1 Этап «Индукция».3 минуты. Задача: создание эмоционального настроя, мотивацию дальнейшей деятельности. Чтение мастером стихотворения С.Есенина. Музыка. Слайды- картины с библейскими сюжетами. Вопросы после чтения: 1. Ребята, какого литературного героя напоминает старый дед из стихотворения Есенина? (Ефима Дмитриевича, Юшку). 2. В чем сходство между героями? (Дед делится хлебом, Юшка- сахаром, деньгами).(Чем тронул вас рассказ Платонова, какие мысли и чувства пробудил?) 3. Как мы называем эти качества в людях: неравнодушие к чужой беде, горю, готовность прийти на помощь, принять участие, простить? (Сострадание, человеколюбие, милосердие). 2 Этап. Объявление темы и цели урока.1 минута. Запомним эти слова и их значения. Они нам помогут на уроке внеклассного чтения, тема которого: «Верь в великую силу добра». Сегодня мы - в литературной мастерской. А значит, мы с вами - мастера. И инструментами нашими будут СЛОВО и ТВОРЧЕСТВО. Цель нашей мастерской: обратиться к рассказу Платонова «Юшка», осмыслить проблемы, которые поднимает автор в рассказе. Соотнести их с нашей сегодняшней жизнью. Учиться работать в группах. Раскрыть свои способности вы сможете в творческой работе, которая и будет итогом нашей мастерской. 3 Этап. Работа с эпиграфом. 2 минуты. Ребята, что мы называем Эпиграфом.(дайте определение эпиграфа. Эпиграф помещается после заглавия, поясняет замысел произведения, основную мысль). Эпиграф нашей мастерской: Я счастлив счастием мне чуждым И грустен горестью чужой; Чужим несчастиям и нуждам Готов помочь я всей душой. И.Суриков Ребята, подумайте, почему именно этот эпиграф я выбрала к теме мастерской? (Добро – великая сила, когда человек способен сострадать, быть милосердным, прийти на помощь другому) 4Этап. Социоконструкция. Работа в проблемных группах. Ребята, у каждого из вас есть свой лист с заданиями. Ваша задача: внимательно прочитать задания, обдумать, обсудить в группе и кто-то из вас даст ответ от группы. Ответ обязательно подтверждайте текстом произведения! На выполнение этой работы даю вам 5-6 минут. 5.Этап. Социализация.7-8 минут Слово первой группе. Читаем вопросы. Отвечаем.
Слово второй группе. Читаем вопрос. Отвечаем.
Слово 3 группе. Читаем вопрос. Отвечаем.
Слово 4 группе. Читаем вопрос. Отвечаем.
Все ответы прозвучали. Что же у нас получилось? Внимание на экран. Мы смастерили цепочку из слов, чаще всего звучавших на уроке. Все ли звенья равноценны? Что же завещал нам всем Юшка? (Читаем цепочку: ЖАЛЕТЬ людей, учиться «видеть сердцем», уметь прощать, делать добро, не забывать добро (не быть равнодушными), ЛЮБИТЬ людей и все живое в мире!). 6 Этап. Вопросы всему классу. 3-4 минуты. Какие еще произведения о добре, милосердии вы читали? Проблемы, поднятые в рассказе Платонова актуальны и в наше время. Читали ли вы повесть В.Железникова «Чучело»? Может, смотрели фильм? Вспомните одну из последних сцен фильма. Вспомните слова, которые дети написали на доске. О чем говорит эта надпись? Скажем вслед за героями: «Прости нас, Чучело!». «Прости нас, Юшка!». «Простите нас, люди, которым мы когда-то причинили боль и страдания» Великий русский писатель А.П.Чехов писал: «Нужно, чтоб за дверью каждого довольного человека, счастливого человека, стоял кто-нибудь с молотком и напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он не был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти – стрясется беда, болезнь, потери, и никто не увидит и не услышит его, как он теперь не видит и не слышит других». 6.Этап Творческая работа.5-6 минут. Сегодня на мастерской мы попытались осмыслить проблемы, поднятые Платоновым в рассказе: добро, милосердие, человеколюбие. Вспомните слова, которые чаще всего звучали на мастерской. Раскройте свои творческие способности! Передайте свои впечатления, чувства, мысли в творческой работе. Напишите обращение к людям, а может, к себе. Что это будет - стихотворение, сочинение-миниатюра – решать вам! На эту работу – 5-6 минут. 7 Этап. Афиширование. 4-5 минут. Чтение 2-3 работ и мастера. Вывешивание работ на стенде. 8. Этап. Рефлексия. Отражение чувств, ощущений, возникших у участников мастерской. 2-3 минуты - Что было важно в сегодняшней встрече? - Что вам более всего удалось? - Какой этап урока был самым интересным, неожиданным? - Какое задание было самое трудное? - Какое выступление было самым интересным? Вы всегда должны помнить: 1. И одна строка – текст. 2. И недодуманные мысли важны для творчества. 3. Если вы почувствовали, что чужой текст хорош, то и ваш не плох. |