Скачать 40.73 Kb.
|
Логинова Н.А., учитель русского языка и литературы Пищёвской школы Урок – практикум по теме: «Наречие». Ход урока: Орг. момент. Сегодня мы с вами повторим знания по теме: «Наречие», чтобы ликвидировать пробелы в знаниях; выполним работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте; будем работать над совершенствованием умений и навыков, обогащением словарного запаса. Свою работу мы построим в форме соревнования между двумя командами. Цель каждой команды: достичь верха этой лесенки, выполняя задания. /представление команд/ Учимся говорить Этимологическая минутка Догонялки Что нам стоит дом построить Блеф – клуб Точка, точка, запятая… По следам ошибок Морфологическая задача Головоломка Путь окинь пытливым взглядом, Мысль включи на полный ход. К играм! К радости! К наградам! К верху лесенки! Вперёд! Начнём с небольшой головоломки. Отгадайте зашифрованное слово, определите, к какой части речи оно относится. Свой ответ обоснуйте, пользуясь планом. /план прилагается/ -------------------- ------------------ ------------------ /внутри/ /сзади/ Следующее задание на быстроту реакции и сообразительность. Пред вами карта страны «Морфология». Наречие занимает в ней достойное место, но пока на карте не обозначено. Но если бы наречие могло выбирать, каких соседей оно выбрало? Обозначьте на карте. Вот мы и решили морфологическую задачу. /переставить фишку/ На предыдущем уроке мы писали контрольный диктант «В лесной глуши» /оценки за диктант/. Сейчас нам предстоит выполнить работу над ошибками. Запишите в контрольных тетрадях число, работа над ошибками. Разберём типичные ошибки для того, чтобы добиться более прочных навыков. /у доски работают двое, записывают через слово, обозначают орфограммы./ папоротники характер прибавьте глушь вдалеке сверху сказочно фантастический предпочитают держаться древесными полосами /проверка с объяснением, индивидуальная работа над ошибками/ Пунктуационных правил, связанных с темой «Наречие» мы не изучали. Но допущены ошибки на ранее изученные пунктуационные правила. Поработаем над ними. / / ученик записывает на доске/ Мягкий желтоватый мох скрадывает малейший звук, и вы точно идёте по ковру. /начертить схему, дать характеристику предложению, объяснить постановку запятой/./ Между древесными стволами, обросшими седым мохом и узорчатыми лишаями, кое – где проглядывают клочья голубого неба. /объяснить постановку знаков препинания/ Перешагиваем на следующую ступеньку – Из словарных диктантов, составленных вами дома, выбираем словосочетания на заданные правила и спрашиваем у противника: «Верите, что навзничь пишется слитно?». Вопрос можно задать и так: «В слове досуха на конце пишется «О». Верите?» Итак, дефисное написание наречий. /задают вопросы друг другу/ Не с наречиями, Н и НН в наречиях , о – а на конце наречий. Немного отдохнём. Посмотрите сценку и ответьте на вопрос: чему учит нас эта история? Она: ваш документ недействителен. Здесь ошибка. Он: как ошибка? Документ подписан Николаем Ильичём! Она: вот смотрите: Фомичом, Кузьмичом, кирпичом…В конце концов – «О» везде пишется! Он: а, верно, ошибочка вышла. Продолжаем игру: о,е,ё в наречиях; слитное и раздельное написание Составьте и запишите предложения со словами: налицо – на лицо, сначала – с начала. Поднимаемся выше: В грамматическом задании ошибка допущена всеми в морфемном разборе. Повторим этот материал. Игра «Строители». Приставка от слова вход, корень от слова править, суффикс такой же, как окончание в слове облако. Определите часть речи. Почему «О» - суффикс? Выберите слово к схеме: Удивление, движение, преступление. Почему другие слова не подходят?
Мягкий знак после шипящих просит знаний настоящих 1 команда - правило о правописании 2 команда – рассказывает о том, когда мягкий мягкого знака знак не пишется Посмотрим, как вы умеете применять. /работа с карточкой / Кто быстрей? Вы подготовили сообщения о происхождении наречий. Послушаем. 1 команда: наречие почти – это застывшая форма повелительного наклонения глагола почесть, почитать. В народной речи до сих пор сохранились слова почесть, почитай в смысле « почти.» Запахали всю почесть землю. /Л.Н. Толстой/. 2 команда: в старину существовал глагол зреть, т.е. смотреть. Его корень сохранился в словах незримый, обозревать, подозрение. Другая форма этого глагола зеркать сохранилась в словах презирать, надзиратель. Деепричастие от глагола зреть – зря вначале употреблялось в смысле «наугад». Поскольку необдуманные поступки к добру не приводят, стали говорить: «Зря ты это сделал», т.е. напрасно. Работа с текстом / карточка / Прочитайте текст /вслух/. Какую роль играют в этом тексте наречия? В этом тексте есть слова, похожие на наречия, но называемые словами категории состояния. Они выражают внутреннее состояние человека, природы и отвечают на вопрос как. Например, мне сегодня грустно. Найдите в данном тексте слова категории состояния. Работа с иллюстрациями /карточка /. Рассмотрите иллюстрации, выполните задание к ним. Замени синонимом – наречием. Ни свет ни заря; с минуты на минуту; рукой подать; на скорую руку; на край света; как снег на голову; кот наплакал; душа в душу. Итог урока: Какова была цель нашего урока Как вы считаете, мы достигли поставленной цели? Узнали что – то новое? Я считаю, что время не было потрачено даром, и этот урок стал очередной ступенькой в восхождении к пока ещё не покорённой нами вершине – отличному знанию родного языка. |