Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 59.65 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации10.03.2014
Размер59.65 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
Шипота Кирилл Анатольевич

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, кафедра эстетики и этики
КРИЗИС ЭСТЕТИКИ. WHERE AND WHAT«MODERNITY»?
О проблемах современной эстетики как науки пишется и говорится достаточно много. Нельзя не вспомнить работу современника А.С. Пушкина, П.А. Катенина, который открывает свою работу «Размышления и разборы» формулировкой одного из своих основных методологических и эстетических принципов такими словами: «Сколько написано теорий об изящном! Как все они произвольны, сбивчивы и темны! Какую пользу принесли или принести могут? Физика стала наукой дельною с той только поры, когда откинули все умствования, системы и догадки, чтобы заняться единственно наблюдением и испытанием природы: не пора ли взяться за то же в эстетике?» [7, С.47]. Кризис эстетики очевиден: «невостребованность эстетики … в собственно – научном философском модусе ни практикой социально-политических отношений, ни рынком профессий, ни государством» [3, С. 38]. И в наше время, всё также, очень остро стоит вопрос о предмете современной эстетики. Один из путей решения данной проблемы – феноменологический метод, который требует отказаться от стереотипов мышления, от субъектно - объектного и субъектно - субъектного подходов, познания мира в его изначальной, чистой, безусловной самоданности и самоочевидности. Необходимо вернуться «к самим вещам» не так как они даны нам в модусе интерпретаций, а так, как «они есть на самом деле, в первозданной корреляции абсолютно очищенных интенций сознания и обнаженных предметных сущностей» [9, C. 55].

Эстетика занята «рефлексией отношений человека к миру и к самому себе как субъекту, при этом сфера отношений оказывается внеположенной и субъекту, и объекту» [3, C.39]. Предметное поле эстетики это тройственный союз (субъект – объект - результат), который необходимо подробно анализировать!

Но прежде чем говорить об эстетическом восприятии, необходимо осознать тот факт, что «эстетические категории – это специфические понятия, являющиеся результатом рационального осмысления процесса чувственно-эмоционального освоения самых различных сторон и явлений действительности и используемые для обозначения, характеристики и оценки этих феноменов, а также для атрибуции инструментария названного – специфического по форме и содержанию – типа познания действительности» [2, C.10].

В своей работе Н. Гартман пишет, что «царство эстетического предмета не рядом с реальным миром, оно во всех видах произведений, которые мы охватываем»[4, C. 262], а С.А. Лишаев в своей работе «Эстетика Другого» определяет эстетику «как аналитику эстетического способа присутствия», которое не может «обойти того обстоятельства, что всё сущее и все способы отношения к нему есть феномен человеческого присутствия в мире» [8, C. 15]. Сам феномен выходит за рамки повседневности, повседневных и будничных расположений отсылая нас к чему-то третьему, что делает вещь и её чувство особенными. «Ситуации, в которых мы имеем дело с феноменальными данностями, суть эстетические ситуации» [8, C. 20]. Такое отношение к эстетическому не отменяет традиционного понимания (чувство прекрасного и возвышенного), но позволяет радикально изменить поле и предмет эстетики, переосмыслить традиционные эстетические категории (прекрасное, возвышенное, безобразное) и существенно расширить проблематику философской эстетики.

С возникновения философского знания начинается разделение понятий пространства и времени, «но классическая эстетика такого различения не знала: в её кругозор временные эстетические категории не попадали. Разработка тематического горизонта «эстетики времени» в её топологической явности, пространственной расположенности представляется своевременной и важной для развития постклассической эстетики и философии»[8, C. 125].

Современная эстетика должна снять создавшееся напряжение с разработки нового категорийного аппарата, который должен заключить в себе основные феномены бытия – феномен пространства и феномен времени как важнейшие эстетические категории.

Необходимо разобраться в самой системе определения времени и возможных временных феноменов, необходимо создать понятийную карту, которая позволит сориентироваться в предметном поле эстетики: «То жуткое, что содержится во времени, - сама жизнь – должно быть здесь заклято и снято понятийной магией» [11, C. 206].

И начать изучать эстетику времени необходимо с наиболее широкого понятия - «современность» - как качественной характеристике настоящего времени, которая позволяет сопрягать нашу деятельность во времени и эксплицировать динамичные структуры повседневности. Интересно отметить, что такая корреляция замкнута на понятие «мода» - как актуальность непосредственно замкнутое на современность, так как то, что потеряло свою актуальность – теряет и феномен современности, но «модность» вещи [6, C. 73] связана с ситуативной характеристикой и не может быть истинным отражением современной эпохи и современности как таковой (уже эстетик П.А. Катенин понимал это и в своей работе пишет так: «…Прекрасное во всех видах и всегда прекрасно; судить о произведениях высоких искусств по прихотям моды – явный признак слабоумия» [7, C. 35]), в отличии от линейного исторического понимания современности (как очередного результата разворачивающегося времени), в современности наряду со следами прошлого мы можем увидеть и предвестья будущего. Для того, чтобы сделать эстетику - наукой «деятельной», необходимо подвести под теорию «изящного» фундамент исторического анализа, собрать и осмыслить факты движения и развития искусства. Необходимо познать прошлое, чтобы поставить его уроки на службу настоящему: именно история народа дает содержание творению искусства, она в конечном итоге определяет формы, в которых этому содержанию дано воплотиться. [7, C. 33].

Эстетика времени «исходит не из опыта вещи как «чтойности», а из опыта существования вещи (когда вещь воспринимается как старая, юная, ветхая, мимолетная и т.п.)» [8, C. 126]. Такая постановка проблемы не подразумевает искать характеристики «современности» (современность не может быть ни старой, ни ветхой), а позволяет утверждать о самостоятельности категории имеющей сугубо свой опыт существования.

Исток современности в том, что «она приносит с собой разворачивание «субьективного» в относительно объективное, разворачивание того, что было зыбким и не давало основы и опоры, в задающее себе самому опору и основу; превращение дикого мира в сделанное и придуманное нами»[10, C.570]. Рождению понятия «современность» мы обязаны поэту Ш. Бодлеру [1, C.53] - «современность возникает, когда манифестирует себя новое поэтическое мышление, стремящееся адекватно выразить время, что связано с именем Бодлера» [5, C.9], который ввел понятие modernity как четкое время происходящего, а постмодернизм как «преодоленное» время как здесь-и-теперь происходящее, но в смысле устремления к новому как таковому.

В основном, «современность», рассматривалась по преимуществу в абстрактно-экзистенциалистском горизонте, при этом всем остальным структурным составляющим «ситуации современного» не уделялось особого внимания, не избежала этого и эстетика, которая, «работая в режиме классического субьектно-объектного подхода, применяет свои «вечные», «общечеловеческие» категории, «воспитывает действительность», измеряет реалии современности (курсив мой - К.Ш.) заданными критериями совершенства» [3, C.41].

Список использованной литературы:

  1. Адорно Т.-В. Эстетическая теория / Пер. с нем. А. В. Дранова. — М.: Республика, 2001. — (Философия искусства). — 527 с.

  2. Акопян К.З. Формально-структурные основания эстетической культуры: Эстетическая культура / рук.авт.проекта Н.И. Киященко. - М.: ИФРАН, 1996. – 201 с.

  3. Валицкая А.П. К новой методологии. Этическое и эстетическое: 40 лет спустя. Материалы научной конференции. 26-27 сентября 2000г. Тезисы докладов и выступлений. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. – 483 с.

  4. Гартман Н. Систематическая философия в собственном изложении: пер. с нем Ф. Вяккерева, В.Волжского / Фауст и Заратустра. – СПб.: Азбука, 2001. – 320с.

  5. Грякалов А.А. Контекст глобализации и философия события: Социальное пространство России в контексте глобализации: материалы Международной конференции «Социализация личности в глобальном мире». – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2009. – 630 с.

  6. Доброхотова И.А. Беседы о моде, или Зеркало, которое не лжет / И.А. Доброхотова. - Алма-Ата: Онэр, 1991. – 176 с.

  7. Катенин П.А. Размышления и разборы. – М.: Искусство, 1981. – 374 с.

  8. Лишаев С.А. Эстетика Другого. 2-е изд., испр. и доп. – СПб.:Изд-во С-Петерб. ун-та, 2008. – 380 с.

  9. Савасьян К.А. Феноменологическое познание. Пропедевтика и критика. – 2-е изд. – М.: Академический проект; Альма Матер, 2010. – 206 с. – (Современная русская философия).

  10. Слотердайк П. Критика цинического разума. Пер. с нем. А. Перцева. - Екатеринбург, Изд-во Урал, ун-та, 2001. – 584 с.

  11. Шпенглер О., Закат Западного мира: Очерки морфологии мировой истории: в 2т.: Т.1. Образ и действительность / пер. с нем. И.И. Маханькова. – М.: Академический проект, 2009. – 648 с. – (Социокультурные технологии).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск