Скачать 56.41 Kb.
|
Обобщающий урок по теме: «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении». Цель урока: - систематизация знаний учащихся о постановке знаков препинания в бессоюзных предложениях; Задачи урока: - формирование умений правильно выбирать знаки препинания (запятую или точку с запятой; тире или двоеточие) с учётом интонационных и грамматических особенностей бессоюзного сложного предложения (БСП). - уметь производить синонимическую замену предложений. - Авторский знак (постановка точки с запятой в БСП) Тип урока: урок проверки знаний. Оборудование: тетрадь, раздаточный материал, тетрадь – памятка. Ход урока. I. Организационный момент. II. Фронтальная беседа. 1)Актуализировать знания учащихся о БСП. 2) Авторский знак (постановка точки с запятой в БСП с перечислением фактов). Учитель - Кроме простых предложений, в нашем языке часто употребляются сложные предложения, при помощи которых мы выражаем более сложные мысли. - Кто может мне сказать, какие же предложения мы называем сложными? - На какие виды делятся сложные предложения . Вы познакомились с бессоюзными сложными предложениями. - Какие предложения мы называем сложными? Ученик БСП называются предложения, грамматические части которых соединяются без союзов . - Можно ответить так, а ещё я предлагаю вписать пропущенные слова и словосочетания в предложенный лингвинистический текст (который у вас есть в учебнике на стр.58). (Текст раздаётся: вписать в листки) Смысловые отношения между предложениями в союзных и бессоюзных сложных предложениях выражаются по-разному. В союзных предложениях в их выражении принимают участие союзы, поэтому смысловые отношения здесь более определённые , чёткие. Например, союз если выражает условие, союз так как – причину, союз так что – следствие, союз но – противопоставление и т. д. в бессоюзных предложениях смысловые отношения выражаются менее чётко. Смысловые отношения в БСП зависят от содержания входящих в них простых предложений и выражаются в устной речи интонацией, а на письме различными знаками препинания. (Текст раздается каждому.) - Спасибо всем, кто правильно дополнил текст. -Скажите, какие знаки препинания могут отделять части БСП. (Запятая, точка с запятой, тире и двоеточие) - Правильно. - Сейчас мы с вами встретимся с такими понятиями как авторский знак. С одним из таких знаков препинания вы знакомы – это точка с запятой. Внимания заслуживают постановка точки с запятой. Этот знак ставится обязательно, если хотя бы одна из частей БСП осложнена: однородными членами, причастными, деепричастными, сравнительными оборотами, обращением и пр. Точка с запятой может стоять и в том случае, если БСП не содержит осложнений. Это, чаще всего, случаи постановки авторских знаков: автор хочет подчеркнуть паузы между частями предложения, отделить их друг от друга. Много подобных примеров в «Евгении Онегине» А.С.Пушкина: 1) Театр уж полон; ложи блещут; партер и кресла, всё кипит. 2) Нет: рано чувства в нём остыли; ему наскучил света шум; красавицы недолго были предмет его привычных дум; измены утолить успели; друзья и дружба надоели… 3) Огонь потух; едва золою подёрнут уголь золотой… 4) Татьяна в лес; медведь за нею; снег рыхлый по колено ей… 5) Под грудь он был навылет ранен; дымясь, из раны, кровь текла. - Мы видим, что лишь в 5-ом примере точка с запятой обоснована осложнением второго предложения, в котором выделено деепричастие. Остальные случаи точки с запятой определены самим автором: означают более длительные паузы неторопливый тон повествования. - У каждого из вас по вариантам розданы листки с БС предложениями. Как вы уже заметили в них нет ни каких знаков препинания. И наша с вами задача определить какие знаки пропущены. В связи с тем, что 1-ый параграф в БСП звучит: «Запятая и точка с запятой в БСП» - Когда же мы ставим запятую в БСП? Кто ответит? - Между предложениями входящими в состав БСП, ставиться запятая, если в них перечисляются какие-то факты.(В этом случае между предложениями можно поставить союз и) Спасибо. А теперь выписываем в тетрадь предложение, в котором надо поставить запятую. I в 6) В глазах у меня потемнело, голова закружилась. II в 1) Луна сияла, июльская ночь была тиха. - А когда ставим в БСП точку с запятой. Между предложениями, входящими в состав БСП, со значениями перечисления, может ставится точка с запятой, если предложения более распространены (особенно когда внутри предложений есть уже запятые). Спасибо. А теперь находим БСП, в котором надо поставить точку с запятой. I в 2)Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережёт их. IIв Всё сугробы да овраги; поминутно сани опрокидывались, поминутно он их подымал. - Примечание: Некоторые значения БСП могут совпадать (например, условия и времени; следствия и быстрой смены событий) Смысл предложений может зависеть от конкретной интонации, поэтому допускаются разные толкования. перечисление – причина - А когда мы ставим в БСП двоеточие. 1)(Второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом). I в 4) Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему много физического страдания. IIв 4) Вдруг потемнело: набежала на солнце туча. - Когда ещё ставим в БСП: (Второе предложение (или несколько предложений) поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание). Iв 8) Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет пахучая ромашка. IIв 8) Утро было чудесным: умытый лес улыбался, пели птицы. - Если ещё : в БСП? Да, есть! Когда 2-е предложение дополняет смысл 1-го, распространяя один из его членов (обычно сказуемое)? Iв 1) Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше кисти. IIв 2) Я знаю в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. - О каком ещё знаке препинания в БСП мы не сказали? Правильно тире. - Когда же ставиться тире в БСП? 1. (Когда содержание одного предложения противопоставляется содержания другого). Спасибо. А теперь выпишем из листка БСП с тире. Iв 5) Чин следовал ему – он дружбу вдруг оставил. IIв 10) Лето припасает – зима поедает. - Когда ещё в БСП ставится тире? -(Первое предложение указывает на время или условие того, о чём говорится во 2-мпредложении) - Спасибо! Находим и выписываем предложения. Iв 9) Настанет утро – двинемся в путь. 10)назвался груздем - полезай в кузов. IIв 7) Кончил дело - гуляй смело. - При каком условии ещё в БСП ставится тире. (Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чём говорится в первом предложении.) - Спасибо. Выбираем предложения на это правило. Iв 3) Солнце дымное встает - будет день горячий. II в 11) Дети стали большими - им надо серьёзно учится. - А ещё в каких предложениях ставим тире? Iв 11) Посмотрит - рублём подарит. II в 2) Скажет слово – соловей запоёт. (В примечании) Есть в этом параграфе примечания, где говорится, что есть ещё такие БСП, где надо ставить тире? Когда же? (Тире ставится, если предложения рисуют быструю смену событий). Пример зачитываем . Iв 7) Сыр выпал - с ним была плутовка такова. II в 9)Раздался выстрел – зверь упал. Примечание: Некоторые значения БСП могут совпадать (например – условия и времени; следствия и быстрой смены событий). Смысл предложений зависит от конкретной интонации, поэтому допускаются разные толкования. БСП точкой с запятой часто используются в описании природы и интерьера. Вывод: Сегодня мы подводим итог, что сложные предложения могут быть и бессоюзными и при этом имеют различные знаки препинания и особую интонацию. Оценки за урок: Домашнее задание. Параграф 13. Упр.171. |