Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 56.41 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации14.03.2014
Размер56.41 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Философия > Урок
Обобщающий урок по теме:

«Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении».
Цель урока:

- систематизация знаний учащихся о постановке знаков препинания в бессоюзных предложениях;
Задачи урока:

- формирование умений правильно выбирать знаки препинания (запятую или точку с запятой; тире или двоеточие) с учётом интонационных и грамматических особенностей бессоюзного сложного предложения (БСП).

- уметь производить синонимическую замену предложений.

- Авторский знак (постановка точки с запятой в БСП)
Тип урока: урок проверки знаний.

Оборудование: тетрадь, раздаточный материал, тетрадь – памятка.
Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Фронтальная беседа.

1)Актуализировать знания учащихся о БСП.

2) Авторский знак (постановка точки с запятой в БСП с перечислением фактов).

Учитель

- Кроме простых предложений, в нашем языке часто употребляются сложные предложения, при помощи которых мы выражаем более сложные мысли.

- Кто может мне сказать, какие же предложения мы называем сложными?

- На какие виды делятся сложные предложения .

Вы познакомились с бессоюзными сложными предложениями.

- Какие предложения мы называем сложными?

Ученик

БСП называются предложения, грамматические части которых соединяются без союзов .

- Можно ответить так, а ещё я предлагаю вписать пропущенные слова и словосочетания в предложенный лингвинистический текст (который у вас есть в учебнике на стр.58). (Текст раздаётся: вписать в листки)

Смысловые отношения между предложениями в союзных и бессоюзных сложных предложениях выражаются по-разному.

В союзных предложениях в их выражении принимают участие союзы, поэтому смысловые отношения здесь более определённые , чёткие.

Например, союз если выражает условие, союз так какпричину, союз так чтоследствие, союз нопротивопоставление и т. д.

в бессоюзных предложениях смысловые отношения выражаются менее чётко.

Смысловые отношения в БСП зависят от содержания входящих в них простых предложений и выражаются в устной речи интонацией, а на письме различными знаками препинания. (Текст раздается каждому.)

- Спасибо всем, кто правильно дополнил текст.

-Скажите, какие знаки препинания могут отделять части БСП.

(Запятая, точка с запятой, тире и двоеточие)

- Правильно.

- Сейчас мы с вами встретимся с такими понятиями как авторский знак. С одним из таких знаков препинания вы знакомы – это точка с запятой.

Внимания заслуживают постановка точки с запятой. Этот знак ставится обязательно, если хотя бы одна из частей БСП осложнена: однородными членами, причастными, деепричастными, сравнительными оборотами, обращением и пр. Точка с запятой может стоять и в том случае, если БСП не содержит осложнений. Это, чаще всего, случаи постановки авторских знаков: автор хочет подчеркнуть паузы между частями предложения, отделить их друг от друга. Много подобных примеров в «Евгении Онегине» А.С.Пушкина:

1) Театр уж полон; ложи блещут; партер и кресла, всё кипит.

2) Нет: рано чувства в нём остыли; ему наскучил света шум; красавицы недолго были предмет его привычных дум; измены утолить успели; друзья и дружба надоели…

3) Огонь потух; едва золою подёрнут уголь золотой…

4) Татьяна в лес; медведь за нею; снег рыхлый по колено ей…

5) Под грудь он был навылет ранен; дымясь, из раны, кровь текла.

- Мы видим, что лишь в 5-ом примере точка с запятой обоснована осложнением второго предложения, в котором выделено деепричастие. Остальные случаи точки с запятой определены самим автором: означают более длительные паузы неторопливый тон повествования.
- У каждого из вас по вариантам розданы листки с БС предложениями. Как вы уже заметили в них нет ни каких знаков препинания.

И наша с вами задача определить какие знаки пропущены.

В связи с тем, что 1-ый параграф в БСП звучит: «Запятая и точка с запятой в БСП»

- Когда же мы ставим запятую в БСП? Кто ответит?

- Между предложениями входящими в состав БСП, ставиться запятая, если в них перечисляются какие-то факты.(В этом случае между предложениями можно поставить союз и) Спасибо. А теперь выписываем в тетрадь предложение, в котором надо поставить запятую.

I в 6) В глазах у меня потемнело, голова закружилась.

II в 1) Луна сияла, июльская ночь была тиха.

- А когда ставим в БСП точку с запятой.

Между предложениями, входящими в состав БСП, со значениями перечисления, может ставится точка с запятой, если предложения более распространены (особенно когда внутри предложений есть уже запятые).

Спасибо. А теперь находим БСП, в котором надо поставить точку с запятой.

I в 2)Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережёт их.

IIв Всё сугробы да овраги; поминутно сани опрокидывались, поминутно он их подымал.

- Примечание: Некоторые значения БСП могут совпадать (например, условия и времени; следствия и быстрой смены событий)

Смысл предложений может зависеть от конкретной интонации, поэтому допускаются разные толкования.
перечисление – причина

- А когда мы ставим в БСП двоеточие.

1)(Второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом).

I в 4) Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему много физического страдания.

IIв 4) Вдруг потемнело: набежала на солнце туча.
- Когда ещё ставим в БСП:

(Второе предложение (или несколько предложений) поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание).

Iв 8) Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет пахучая ромашка.
IIв 8) Утро было чудесным: умытый лес улыбался, пели птицы.
- Если ещё : в БСП? Да, есть!

Когда 2-е предложение дополняет смысл 1-го, распространяя один из его членов (обычно сказуемое)?

Iв 1) Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше кисти.

IIв 2) Я знаю в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
- О каком ещё знаке препинания в БСП мы не сказали?

Правильно тире.

- Когда же ставиться тире в БСП?
1. (Когда содержание одного предложения противопоставляется содержания другого).

Спасибо. А теперь выпишем из листка БСП с тире.

Iв 5) Чин следовал ему – он дружбу вдруг оставил.

IIв 10) Лето припасает – зима поедает.

- Когда ещё в БСП ставится тире?

-(Первое предложение указывает на время или условие того, о чём говорится во 2-мпредложении)

- Спасибо! Находим и выписываем предложения.

Iв 9) Настанет утро – двинемся в путь.

10)назвался груздем - полезай в кузов.

IIв 7) Кончил дело - гуляй смело.

- При каком условии ещё в БСП ставится тире.

(Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чём говорится в первом предложении.)

- Спасибо. Выбираем предложения на это правило.

Iв 3) Солнце дымное встает - будет день горячий.

II в 11) Дети стали большими - им надо серьёзно учится.
- А ещё в каких предложениях ставим тире?

Iв 11) Посмотрит - рублём подарит.

II в 2) Скажет слово – соловей запоёт.

(В примечании) Есть в этом параграфе примечания, где говорится, что есть ещё такие БСП, где надо ставить тире? Когда же?

(Тире ставится, если предложения рисуют быструю смену событий).
Пример зачитываем .

Iв 7) Сыр выпал - с ним была плутовка такова.

II в 9)Раздался выстрел – зверь упал.

Примечание: Некоторые значения БСП могут совпадать (например – условия и времени; следствия и быстрой смены событий).

Смысл предложений зависит от конкретной интонации, поэтому допускаются разные толкования.

БСП точкой с запятой часто используются в описании природы и интерьера.
Вывод: Сегодня мы подводим итог, что сложные предложения могут быть и бессоюзными и при этом имеют различные знаки препинания и особую интонацию.

Оценки за урок:
Домашнее задание. Параграф 13. Упр.171.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск