Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 82.02 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации16.03.2014
Размер82.02 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Философия > Урок
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В СОВРЕМЕННОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
Катусов Е. А.

Преподаватель кафедры

хореографии ФГОУ СПО ПГХК

г. Пермь
Аннотация: Основную роль в подготовке артиста балета играет классический танец. Классический танец является основополагающей дисциплиной в хореографическом училище, ему принадлежит ведущая роль в профессиональном обучении будущих артистов балета.

Трудно охарактеризовать при всем разнообразии все задачи, стоящие перед педагогом-хореографом. Это формирование творческой личности ученика, воспитание его художественного вкуса, музыкальности, развитие трудоспособности и силы воли, любви и преданности искусству танца. Педагог-тренер – это скульптор, ежедневно работающий над созданием живой красоты человеческого тела, чуткого инструмента пластического выражения чувств человеческой души.

С детских лет происходит постепенное формирование духовного мира будущего артиста балета, развитие его художественного мышления и эстетического вкуса. Долг педагога-художника – научить воспитанника видеть и воспринимать красоту реального мира и по-своему выражать его.

Урок классического танца является местом проявления творческих способностей учащихся. Успех урока зависит не только от правильно выбранной формы и содержания занятий, но также и от умения правильно управлять самим процессом. Учить – это не только правильно объяснять и показывать, исправлять ошибки и давать советы, - это, прежде всего, умение создавать такие обстоятельства, которые без принуждения способствовали бы воспитанию и обучению.

Мы представим педагогические принципы обучения классическому танцу в Академии Русского Балета им. А.Я. Вагановой. «Методика Вагановой – такой фундамент, что на нем можно построить дом любого стиля, от классики до модерна».

Профессия «артист балета» неординарна, и как следствие обучение имеет только ему присущую специфику. Суть ее – в исключительно важной роли базовой восьмилетней подготовки и принятия детей на обучение - на жесткой конкурсной основе. Специфика обучения профессии «артиста балета» диктует ряд педагогических принципов, проверенных практикой столетий балетного искусства:

  • Наличие соответствующих профессиональных данных.

Говоря о профессиональных данных, отметим, что именно они во многом определяют успеваемость ученика, а в дальнейшем – квалификацию и характер работы артиста балета в театре. Непременные условия для обучения классическому танца – выворотность ног, большой танцевальный шаг, гибкость, устойчивость, вращение, легкий, высокий прыжок, свободное и пластичное владение руками, четкая координация движений, выносливость и сила.

За последнее десятилетие в искусстве танца произошло значительное продвижение вперед, особенно это коснулось амплитуды исполнения движений. В свете современной сложившейся эстетики танца требование к качеству профессиональных данных продолжает расти. Это лишний раз подтверждает необходимость высоких профессиональных и личностных качеств от педагога, в руки которого попадут такие ученики. Ведь чем способней ученик, тем большая ответственность ложится на педагога.

  • Начало обучения с раннего возраста (с 10 лет).

Это наиболее подходящий возраст. Ученик уже в состоянии понять указания педагога, который, отталкиваясь от способностей ученика, обучает его наиболее подходящим способом. Именно с детских лет ученик должен основательно вникать в технику классического танца и ее элементы, чтобы на сцене не думать о физическом напряжении, а все свои морально-волевые и психические силы отдавать созданию образа в танце1.

  • Строгая системность.

Классический танец является дисциплиной сугубо практической, а не теоретической. В системе профессионального обучения урок классического танца изучается в течение 8 лет по 2 академических часа ежедневно. Такое количество часов позволяет ученику усвоить предмет на должном профессиональном уровне в рамках предложенной ему программы.

Как учебный предмет классический танец – строго структурированная система движений, которую можно освоить только «от простого к сложному», с ежедневным (системным) повторением и закреплением ранее пройденного и являющимся как бы очередным, последовательно усложняющимся звеном в системе всего курса обучения. Повторяемость движений является доминирующим фактором учебного процесса. Классический танец изучается учениками и ученицами раздельно, т.к. отличается по материалу программы, приемам и исполнительскому стилю. И это тоже в рамках системы, выработанной и откорректированной практикой столетий.

  • Принцип изустно-пластического обучения.

Это ключевой принцип в профессиональном обучении артиста балета – как преемственность, как традиция, как необходимость. Педагог классического танца передает свои знания не только через рассказ, но и обязательный педагогический показ, т.е. изустно-пластически.

  • Ежегодные экзамены (с правом отсева неуспевающих).

Далеко не все, отвечающие всем требованиям приема «в 10 лет, смогут удовлетворять им на протяжении всего восьмилетнего обучения. Именно поэтому обучающиеся должны ежегодно доказывать наличие у них выдающихся способностей к балету в виде промежуточной аттестации на конкурсной основе»1,2.

В процессе экзамена должны быть показаны результаты освоения учащимися программы соответствующего года обучения, что подтверждает или отрицает дальнейшую возможность обучения.

  • Обучение ведется параллельно со сценической практикой (изучение классического наследия, участие в театральных спектаклях, концертах и т.д.).

Одним из главных компонентов подготовки будущего танцовщика является сценическая практика, которая стабильно должна быть введена в расписание занятий.

Цель данного предмета – всестороннее развитие и усовершенствование исполнительского мастерства учащихся на основе репетиционной работы и сценических выступлений, в том числе и в спектаклях театра. Сценическая практика является итоговой частью учебного процесса.

  • Комплексный подход в преподавании хореографических и общеобразовательных дисциплин на основе их взаимодействия и взаимообогащения.

Хореографическое училище (академия хореографии, колледж) объединяет под своей крышей три учебных заведения. Здесь цикл специальных предметов, включающий в себя и искусствоведческие дисциплины, сочетается с полным курсом общеобразовательной школы и начальным музыкальным образованием. Ведь основная цель профессионального хореографического образования – подготовка высококвалифицированных артистов балета, сочетающих профессиональное мастерство с умением создавать психологически сложные сценические образы.

Большое значение на уроке классического танца имеет музыкальное сопровождения. Эмоционально яркая, содержательная музыка, звучащая на уроке, служит развитию музыкального слуха учащихся, развивает в них чувство ритма, помогает воспитанию художественного вкуса. Педагог должен совершенно четко ориентироваться в том музыкальном материале, который предлагает концертмейстер, а также обладать запасом знаний специальной музыкальной литературы, которую он сам мог бы предложить концертмейстеру.

Педагогическая система Вагановой – строго выстроенный свод законов и правил, но и здесь время вносит свои коррективы. Хореографическое образование творчески развивается, меняется эстетика, изменяется мужской и женский танец.

В современной хореографии другие требования даже к внешности танцовщиков, что стимулирует поиск более действенных приемов в обучении, как можно быстрее обрести высокую технику танца, не потеряв танцевальности. Идет взаимообогащение балета и спорта, а также классического танца и танца модерн.

Уделяя самое пристальное внимание отработке техники, необходимо уделять внимание и художественной стороне исполнения движений. Надо учить танцевать всем телом, добиваться гармоничности движений. Система Вагановой наиболее эффективна в достижении этой цели. Педагог все время учится, и очень ценит опыт предшественников, которые, в своих поисках нового, неизменно чтили высокую художественную ценность традиций классического танца.

Процесс обучения – это организованное обучение, это сложная система, включающая в себя учебную деятельность педагога и учебную деятельность учащегося. Обучение не может быть организованным, если оно не опирается на объективно существующие закономерности.

Опираясь на методику преподавания русских педагогов, мы сформулировали ряд педагогических принципов, которые определяют личностно-деятельностный подход к педагогическому процессу:

1. Принцип доступности обучения реализуется в делении учебного материала на этапы и в подаче его определенными дозами, соответственно возрастным особенностям и развитию. 

2. Принцип системности в обучении подразумевает концентрическое усвоение материала. Систематичность проявляется в организации и последовательной подаче материала («от простого к сложному») и обеспечивает доступность и посильность обучения.

3. Принцип сознательности, при помощи которого обеспечивается основательное знание фактов, определений, законов, глубокое смысловое понимание, осмысление выводов, обобщений с умением правильно выражать свои мысли в речи, превращение таких знаний с убеждениями умения самостоятельно пользоваться знаниями на практике. Принцип сознательности должен характеризоваться в обучении такими основными признаками, как использование мышления учащихся, осознание стоящих перед ними задач, опора на самостоятельный поиск решений и логическое мышление, включение знаний в содержание обучения.

4. Принцип активности. Этот принцип предполагает сообщение учащимся целей обучения, творческое выполнение ими самостоятельных работ, активное усвоение учебного материала, активизацию мыслительной и творческой деятельности. Активность предполагает способность к самостоятельной работе и к творческой инициативе, а главное – умение систематически работать над собой.

5. Принцип наглядности. Наглядность помогает создавать представления об отдельных предметах и явлениях. Но чтобы сформировать понятия, нужна активная мыслительная деятельность. Средства наглядности помогают возникновению представлений, а мышление превращает эти представления в понятия. Такова роль наглядности. С помощью наглядности создаются учебные ситуации, которые помогают развивать учебную активность, подготавливая учащихся к практической деятельности в реальных жизненных ситуациях.

Природа педагогических задач многообразна, и осуществлять типологию целесообразно, выделив определенное основание в классификации. Педагогическая задача определяется как «осмысление сложившейся педагогической ситуации и принятие на этой основе решений и плана необходимых действий»1. В данном процессе важно отметить роль целеполагания как ориентир в познавательной и преобразовательной деятельности педагога.

С точки зрения инновационного подхода, следует обратить внимание на насыщение учебной программы танцевальными стилями, т. е. развитие разноплановости учащихся в вопросе исполнительского мастерства. Дополнение учебной программы новыми танцевальными техниками и методиками их преподавания способствует не только обогащению теоретических знаний, подготовке физического аппарата, освобождению от скованности, развитию культуры движения обучающегося, но и является его стартом для создания новых хореографических форм, произведений и новых направлений.

Современные высокие требования к исполнительскому мастерству артистов балета определили первостепенность задачи совершенствования хореографического образования, творческого осмысления значения подходов к профессиональному обучению; опираясь на опыт предыдущих поколений педагогов, применяются новые методы, способы обучения, которые способствуют оптимальному раскрытию и развитию способностей танцовщика.

………………………………………………………..

1. Васильева Е. Танец. - М.,- 2008.-248 с

2. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 176 с.

3. Михеева С.П. Методические принципы профессиональной подготовки артиста балета // Психология и педагогика. - 2008. - №12. С. 173-176

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск