Скачать 56.03 Kb.
|
Правдой мир держится Цель: 1) знакомство с понятиями, правда и ложь; 2) совершенствовать навыки культуры общения, развивать умение рассуждать, высказывать свою точку зрения, участвовать в дискуссии. 3) воспитывать такие нравственные качества личности, как честность, справедливость, порядочность. 4) помочь учащимся в процессе самопознания и самовоспитания характера, содействовать их стремлению стать лучше. Оформление: 1) плакаты с пословицами «Прямое слово – истинное слово», «Правда в огне не горит и в воде не тонет», «Обманщик глотает огонь», «Только вор крадёт твое имущество, а лжец твой разум». 2) таблички со словами: правда, истина, честность, ложь, неправда, враньё, обман, фантазия. Ход проведения.
Предлагаю всем взяться за руки, посмотреть друг на друга, встретившись при этом глазами. Круг – это символ объединения, родства душ. Когда человек смотрит в глаза другому человеку, ему очень трудно говорить неправду. Давайте все сегодня постараемся быть открытыми, честными, не лукавить и конечно улыбнёмся друг другу. 2.Постановка учебной задачи. Учитель: я вам прочту небольшой рассказ детской писательницы В.Осеевой. Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой – боятся: -Попадёт нам дома! Вот остановились они на дороге и думают. Что лучше: соврать или правду сказать. -Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться. -Я скажу, говорит второй,- что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня. -А я правду скажу, - говорит третий. – Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо. Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка – глядь, лесной сторож идёт. - Нет, - говорит, в этих местах волков. Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь – вдвое. Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут в гости идёт. Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь – вдвое. А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тётка, да и простила. Обсуждение в группе. - Почему тётка простила мальчика? - Потому что он сказал правду. - А почему он сказал правду? - Он подумал: если совру, обман всё равно обнаружится и правда выйдет наружу. -Как вы думаете: что для мальчиков труднее – обмануть или сказать правду? -Почему? -Потому что они не хотели открыто признать свою вину, свою ошибку. - Что из этого вышло? - Обман всё равно обнаружился, и родители их крепко поругали. - А третий мальчик? - Он понял, что сказать правду – легче и лучше всего. -Почему? - Он знал, что правда всегда выйдет наружу и что обманывать других плохо, некрасиво. Он поступил правильно, и тётка простила ему опоздание. - Правдивый, честный мальчик. - Следовательно, в чём мы с вами будем сегодня беседовать? - О правдивости, об умении говорить правду Говорить правду – одновременно и очень просто, и очень трудно, потому что есть вещи, которые сказать легко, но выслушать невозможно. Когда мы скрываем правду с единственной целью защитить того, кого она могла бы ранить, – это мужественное поведение. Но если человек не хочет признавать свою вину, недостатки, неудачи и слабости, грехи и преступления, опасаясь нанести ущерб собственному благополучию и имиджу, если при этом он не беспокоится о своем долге по отношению к другим людям, – это даже хуже, чем трусость. 3.Решение учебной задачи 1- е задание. - Что такое правда? - Точное отображение действительности; соответствие фактам; реальное, настоящее состояние дел; объективность, истина. – Он всю жизнь боролся за правду. Как честный человек, он всегда говорил только правду. Самооценка. 2-е задание. -«Правдивый человек» - кто он? Какие черты ему присущи? У такого человека слова не расходятся с делом. Он никогда не обманывает, держит себя естественно, не любит лицемерия и притворства. Он надёжный человек, который дорожит своим внутренним достоинством как перед людьми, так и перед самим собой. Самооценка. 3-е задание - Что мы можем сказать о порядочности? Порядочность лежит в основе многих человеческих поступках. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь. Порядочность – это букет добродетелей, таких, как честность, доброта, благородство, великодушие и чувство собственного достоинства. Порядочность – это умение относиться к ближнему, как к самому себе, не делая и не желая ему того, чего хотел бы сделать или пожелать для себя. Порядочность – это готовность отстаивать справедливость, даже в случае, если она не совпадает с личными интересами. Порядочность – это готовность человека, оказавшегося перед выбором как поступить, всегда поступать по совести. 4 – е задание. Рисунок «Солнышко правдивости» -Что противоположно понятию правдивость? -Обман. -Ребята, как вы понимаете смысл этого слова? Попросите детей нарисовать солнышко правдивости без лучиков и повесить свой рисунок на стенд. Всякий раз, когда детям захочется кого-либо обмануть они должны вспоминать о своем солнышке и стараться поступить честно, а затем подрисовать к солнышку лучик. В конце недели по солнечным лучикам дети считают, сколько раз за неделю солнышко правдивости помогло им быть честными. 5 - задание (Ситуации из школьной жизни.) - Поговорим о ситуациях из школьной жизни. Как вы поступаете, если: - получили двойку; - потеряли сменную обувь; - опоздали на урок; - гуляли, не успели до прихода мамы убрать в комнате; - потеряли деньги, которые мама дала на хлеб? - А с вами были ситуации, когда вы пользовались обманом? - Но у русского народа есть ещё одна мудрость: «Ложь во спасение». Как же объяснить такую фразу? Когда человек может прибегнуть к такому? (Ребята делятся своими мнениями) 6-е задание Какие правила порядочного поведения мы с вами можем составить? ( Это можно записать в тетрадях как план самовоспитания) Правила порядочного поведения: 1. Не обещать то, чего не можешь выполнить. 2. Обещанное всегда выполнять. 3. Не совершать нехорошие поступки. 4. Если не можешь выполнить сейчас, попроси извинения и скажи, когда сможешь выполнить. 5. Уважать себя и окружающих, помнить, что ложь унижает человеческое достоинство. Всегда нужно помнить, что правда является поступком сильного человека. 6-е задание. Работа по группам. Ребята обсуждают и раскрывают смысловое содержание пословиц и поговорок, которые они подготовили для занятия. 1. Рефлекция. - О чём мы сегодня говорили на уроке? Какие выводы вы сделали для себя? Самооценка за урок. 2. Домашнее задание Организовать беседу на пройденную тему в кругу своей семьи. |