Скачать 42.47 Kb.
|
Как родители могут помочь ребенку в учебе. Материал для подготовки родительского собрания. С.А. Дубяга, учитель начальных классов, школа №25 город Смоленск. Успех в решении такой сложной задачи, как успешная учеба ребенка в школе, зависит от эффективного сотрудничества школы и семьи. Единство требований семьи и школы – очень важный принцип воспитания. Опыт показывает, что никакая, даже самая хорошая школа не может заменить семейное воспитание. При первом же появлении у ребенка трудностей в учебе или общении родители должны суметь помочь ему. Им полезно знать, какие умения необходимы для успешного обучения в начальной школе и перехода в среднюю, чтобы при необходимости оказать сыну или дочери содействие в их приобретении или развитии. Речь идет о следующих умениях:
Ниже представлены рекомендации родителям по оказанию помощи в приготовлении уроков. Приучите ребенка организовывать рабочее место. Рабочее место должно быть достаточно освещено. Источник света должен находиться спереди или слева, чтобы на тетрадь не падала тень головы или от руки. Во время приготовления уроков на столе не должно быть лишних предметов. Приучите ребенка вовремя садиться за уроки. Приступать к выполнению домашнего задания лучше через час-полтора после возвращения из школы, чтобы ребенок успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не перевозбудился от домашних игр и развлечений. Если ребенок посещает кружок или спит после школы, за уроки можно садиться позже, но в любом случае нельзя откладывать их приготовления на вечер. Не разрешайте ребенку слишком долго сидеть за рабочим местом. Своевременно устраивайте небольшие перерывы. Родители часто требуют, чтобы ребенок не вставал из-за стола, пока не приготовит все уроки. Это неверно! Для семилетнего ребенка время непрерывной работы не должно превышать 15-20 минут. К концу начальной школы оно может доходить до 30-40 минут. На перерыв достаточно пяти минут, если он будет заполнен интенсивными физическими нагрузками ( приседание, прыжки, наклоны и т.д.). Никогда не давайте ребенку дополнительных заданий, кроме тех, которые ему задали в школе. Не забывайте, что у ребенка ежедневно бывает определенное количество уроков, поэтому его работоспособность в течение дня снижается. Не заставляйте ребенка переделывать плохо выполненную классную работу. Можно предложить проверить её, исправить ошибки, но переписывать не надо. Повторное выполнение уже сделанного задания (пусть с ошибками) воспринимается ребенком как бессмысленное, скучное дело. Оно отбивает охоту заниматься, лишает веры в свои силы. Первое время следите за тем, все ли уроки сделаны. Если учебный материал ребенком плохо усвоен, следует позаниматься с ним, объяснить то, что осталось непонятным. Присутствуя при приготовлении ребенком домашних заданий, подбадривайте его, помогайте, объясняйте, если он что-то не понял или забыл, но никогда не подменяйте его деятельность своей. На первых порах при выполнении домашнего задания первоклассники могут делать много ошибок, помарок из-за неумения распределять внимание, чрезмерного напряжения, быстрого утомления. Требуйте, чтобы домашнее задание было выполнено чисто, аккуратно, красиво. Школа дает ученику научные знания и воспитывает у него сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать окружающим, чувствовать их состояние. Человек, лишенный в детстве родительского внимания, вырастает замкнутым, неконтактным. В благополучных семьях ребенок - самая большая ценность для взрослых- родителей, бабушек и дедушек. Они стремятся понять и узнать его, относятся к нему с уважением. Существует ряд рекомендаций, соблюдение которых способствует доверительным отношениям между родителями и детьми.
Использованная литература. Джайнот Х. Поведение родителей при выполнении детьми домашних заданий // Урал. вестн.2000.№3. Как педагоги могут помочь родителям работать с детьми над домашними заданиями //Образование в современной школе.2002.№3. |