№
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки учащихся
|
1.
| Русский язык в нашей жизни
| 1
| Урок усвоения новых знаний
| Русский язык как средство межнационального общения, государственный язык РФ.
| Знать о значении русского языка в нашей жизни.
|
2.
| Текст. Тема и основная мысль текста (повторение).
| 1
| Повторительно-обобщающий урок
| Текст, как речевое произведение. Тема текста и основная мысль.
| Знать основные признаки текста. Уметь отличать текст от предложений, определять тему и основную мысль текста.
|
3.
| План текста.
| 1
| Комбинированный урок
| Особенности простого плана.
| Уметь осмысленно читать, разбивать текст на смысловые части, составлять простой план.
|
4.
| Способы связи предложений в тексте.
| 1
| Урок усвоения новых знаний
| Смысловая связь предложений в тексте. Цепная и параллельная связь. Средства сцепления слов предложения.
| Знать о смысловой и грамматической связях предложений в тексте. Уметь доказывать смысловую законченность текста, определять цепную и параллельную связь. Учитывать контекст при выборе сцепляющего слова.
|
5.
| Способы связи предложений в тексте. Р.р. Составление рассказа по заданию упр. 15.
| 1
| Урок закрепления изученного
| Цепная и параллельная связь.
| Уметь составлять рассказ, используя параллельную связь предложений.
|
6.
| Типы речи.
| 1
| Урок усвоения новых знаний
| Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение).
| Уметь составлять и опознавать тексты разных типов речи.
|
7.
| Типы речи. Р.р. Составление плана повествования (упр. 20)
| 1
| Урок развития речи
| Повествование, описание, рассуждение.
| Уметь различать описание, повествование, рассуждение. Составлять план повествования, пересказывать текст описания. Знать три части текста-рассуждения.
|
8.
| Разговорная речь.
| 1
| Урок усвоения новых знаний
| Разговорная речь.
| Знать особенности разговорной речи.
|
9.
| Книжная речь.
| 1
| Урок усвоения новых знаний
| Стили книжной речи: научная, официально-деловая.
| Знать особенности научной, официально-деловой речи. Уметь составлять тексты данных стилей.
|
10.
| Книжная речь Р.р. Составление объявления.
| 1
| Урок развития речи
| Официально-деловой стиль.
| Уметь составлять объявление и другие тексты официально-делового текста.
|
11.
| Книжная речь
| 1
| Урок закрепления изученного
| Стиль художественной литературы, изобразительно-выразительные средства.
| Знать особенности стиля художественной литературы. Уметь находить средства выразительности.
|
12.
| Р.р. Сочинение «Золотая осень».
| 1
| Урок развития речи
| Тип речи – описание. Описание природы.
| Знать, что такое пейзаж. Уметь писать сочинение по опорным словам.
|
Лексика и фразеология
|
Устаревшие и новые слова
|
13-14
| Какие слова мы называем устаревшими. Новые слова в русском языке
| 2
| Урок усвоения новых знаний
| Историческая изменчивость словарного состава языка. Основные причины появления устаревших и новых слов.
| Знать причины выхода из общего употребления одних и появления новых слов в русском языке.
|
Фразеология и фразеологизмы
|
15
| Что такое фразеологизмы
| 1
| Урок усвоения новых знаний
| Фразеология как раздел лексикологии. Различие между свободными сочетаниями слов и фразеологическими оборотами.
| Знать определение фразеологии как раздела лексикологии. Понимать сходство и различие со словом и словосочетанием, специфику значений фразеологизмов.
|
16
| Фразеологизмы в нашей речи. Р.р. Составление рассказа с использованием фразеологизмов.
| 1
| Урок развития речи
| Фразеологизмы. Особенности их употребления в речи.
| Уметь определять значение фразеологизмов, употреблять в речи фразеологизмы с целью её обогащения.
|
Синтаксис и пунктуация
|
17
| Словосочетание
| 1
| Повторительно-обобщающий урок
| Словосочетание как единица синтаксиса.
| Знать основные признаки словосочетания. Уметь моделировать словосочетание разных типов.
|
18-19
| Виды связи слов в словосочетании
| 2
| Урок усвоения новых знаний
| Виды словосочетаний по способу связи слов: согласование, управление, примыкание.
| Знать типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Уметь моделировать словосочетания всех типов, различать словосочетания и предложения.
|
20
| Виды связи слов в словосочетании Р.р. Краткий пересказ текста (упр. 68).
| 1
| Урок развития речи
| Виды словосочетаний по способу связи слов: согласование, управление, примыкание.
| Уметь устанавливать с помощью вопросов связь слов в предложении, сопоставлять словосочетание с управлением, согласованием, примыканием. Уметь кратко пересказать текст.
|
21
| Грамматическая основа предложения
| 1
| Повторительно-обобщающий урок
| Грамматическая основа предложения: подлежащее, сказуемое.
| Уметь находить в предложении главные члены.
|
22
| Главные и второстепенные члены предложения (повторение)
| 1
| Повторительно-обобщающий урок
| Второстепенные члены предложения.
| Знать определения главных и второстепенных членов предложения.
|
23
| Р.р. Сжатое изложение (упр.76).
| 1
| Урок развития речи
| Основная мысль текста. Главная и второстепенная информация текста.
| Уметь выделять в тексте главную и второстепенную информацию. На основе исходного текста писать сжатые изложения, сокращать текст, сохраняя основную мысль.
|
24-25
| Предложения с однородными членами. Знаки препинания.
| 2
| Комбинированный урок
| Предложения с однородными членами. Запятые между однородными членами.
| Знать признаки однородных членов, уметь находить однородные члены. Соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами, ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами. Обосновывать постановку знаков препинания.
|
26
| Р.р. Подробное изложение по тексту упр.87.
| 1
| Урок развития речи
| Текст-повествование с предложениями с однородными членами. План как средство внутренней организации текста.
| Уметь подробно передавать содержания текста-повествования, выписывать опорные словосочетания, употреблять предложения с однородными членами.
|
27
| Порядок слов в предложении.
| 1
| Урок усвоения новых знаний
| Прямой и обратный порядок слов в предложении.
| Уметь интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью порядка слов наиболее важное слово, выразительно читать предложение, использовать в текстах прямой и обратных порядок слов.
|
28
| Простые и сложные предложения
| 1
| Комбинированный урок
| Простые и сложные предложения. Грамматическая основа предложений.
| Уметь отличать простое предложение от сложного, выделять его грамматическую основу.
|
29
| Предложения с прямой речью.
| 1
| Урок усвоения новых знаний
| Предложения с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи.
| Знать, что такое прямая речь. Уметь правильно произносить предложения с прямой речью и грамотно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью. Находить предложения с прямой речью.
|
30
| Р.р. Сочинение на тему «Береги и охраняй природу»
| 1
| Урок развития речи
| Структура сочинения-рассуждения.
| Уметь определять тезис, находить аргументы и делать вывод.
|
31
| Повторение и обобщение по теме «Синтаксис и пунктуация»
| 1
| Повторительно-обобщающий урок
| Главные и второстепенные члены предложения. Знаки препинания при них.
| Знать, что изучает синтаксис и пунктуация. Уметь составлять простые и сложные предложения изученных видов, самостоятельно подбирать примеры на изученные правила пунктуации.
|
32
| Контрольный диктант
| 1
| Урок контроля
| Главные и второстепенные члены предложения, знаки препинания при них.
| Уметь опознавать простые и сложные предложения, ставить знаки препинания при них.
|
Состав слова. Словообразование. Орфография.
|
33
| Состав слова (повторение)
| 1
| Повторительно-обобщающий урок
| Морфемика как раздел науки о языке.
| Уметь определять морфемный состав слова, определять значение морфем.
|
34-35
| Как образуются слова в русском языке.
| 2
| Урок усвоения новых знаний
| Основные способы образования слов в русском языке. Образование слов с помощью морфем (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный).
| Знать основные способы образования слов в русском языке.
|
36
| Сложные слова.
| 1
| Урок усвоения новых знаний
| Сложение как способ словообразования. Виды сложений.
| Уметь определять слова, образованные путем сложения. Правильно писать соединительные гласные «о», «е» в сложных словах. Определять и объяснять способы образования сложносокращенных слов.
|
Правописание корней
|
37
| Правописание безударных гласных в корне.
| 1
| Урок усвоения новых знаний
| Правописание безударных гласных в корне слова. Толковые и орфографические словари.
| Уметь писать слова с труднопроверяемыми и непроверяемыми написаниями. Опознавать признаки орфограмм, находить нужное слово в словаре.
|
38-39
| Правописание корней слов с чередованием о//а, е//и.
| 2
| Урок усвоения новых знаний
| Чередование гласных в корне.
| Знать о чередовании звуков. Уметь выделять корни с чередующимися звуками. Применять изученные правила. Объяснять выбор написания.
|
|