класс
| 11
| предмет
| литература
| Дата проведения
| 21 ноября 2012 года
| Тема
| «Диалог через века» Обитатели ночлежки в пьесе Горького «На дне».
|
|
|
|
|
|
| цель
| Цель урока: Приёмами технологии «Педагогическая мастерская» приблизить учеников к реальному опыту постижения художественного мира. Помочь увидеть судьбы героев с нестандартной точки зрения. Развивать умение работать коллективно и уметь защищать свою точку зрения.
Образовательная – выявить позицию героев пьесы по отношению к вопросу о правде; создав проблемную ситуацию, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах Сатина, Луки, Бубнова.
Воспитательная – содействовать формированию собственной точки зрения у учащихся по отношению к такому понятию как «правда»; создать ситуации, при которых учащихся поймут, что из любого сложного положения есть выход.
Развивающая – формирование навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения, активизация творческих способностей учащихся.
| Реквизиты урока
| : На столе яблоки, орехи, монеты; 3 листа А-3, фломастеры, двойные листочки на столах, которые приготовлены для работы в группах. Портрет М. Горького. Свиток с гусиным пером как символ творческой работы.
| Ход урока.
| Объявление цели и темы урока.:
| Ребята, сегодня у нас не простой урок, а урок – мастерская. Чем она отличается от урока? Главное на уроке – это ваше творчество, ваше ощущение, ваши чувства и эмоции, ваше видение и ваше слово. Мы с вами сегодня проведём несколько мини исследований: исследование образов героев пьесы Горького «На дне», исследование их поступков и действий, исследование эпохи и человеческих взаимоотношений Я предлагаю вам диалог через века,
|
| Туман ли? Дымка? Дым ли от костров?… Зловещий мир непознанной эпохи… А был ли правда этот мир таков, Иль страшен нам, поскольку знаем плохо?..
Мы по спирали времени скользнём В те времена, где нас не может быть… Демонстрация 5-минутного фрагмента видеофильма "Москва. ХХ век." ("Кварт")
| Создание творческих работ
| Учитель: Ребята, представьте на миг, что волею судьбы вы оказались в Москве без денег, без друзей, без родственников, без сотовых телефонов. Вы переместились в начало века. Как вы попытались бы наладить свою жизнь или изменить ситуацию, в которой вы оказались? Попытаетесь вы наладить свою жизнь или сразу же опустились на «дно»?
Перед вами листочки. Подпишите их и напишите на листках развернутый ответ о том, как бы вы стали жить в непривычной для вас ситуации.
Включить презентацию
|
| Создание творческих работ
| Социализация
| Чтение одной из работ
| Слово учителя
| Так как мы будем говорить о драматическом произведении, давайте вспомним особенности драмы как рода литературы:
| Драма (греч. — “действие”) — самый действенный род литературы. Она предназначена для постановки на сцене. Поэтому драматург не может в отличие от автора эпического произведения прямо выразить свою позицию — исключения составляют лишь авторские ремарки, которые предназначены для читателя или актёра, но которых не увидит зритель. Драматург ещё и ограничен в объёме произведения (спектакль может идти два-три часа) и в числе действующих лиц (все они должны поместиться на сцене и успеть реализовать себя).
| Работа над названием
| Прежде чем приступить к обсуждение, задержимся на названии пьесы, афише к ней, познакомимся с действующими лицами.
| Работа над афишей.
| Попробуем проанализировать и сравнить афиши пьес: Островского “Гроза”, Чехова ”Чайка ”, Горького ”На дне”.
ЗАДАНИЕ ПО ГРУППАМ (3)
Островский: возраст ни у кого не указан, разве что неопределённо: “молодой”(17- 20). Борис –сословие не указано, молодой человек, живущий у значительного лица из милости на положении бедного родственника.
Чехов: Сословие, принадлежат к определённой среде – помещичьей, студенческой. Возраст: Ане –17 лет, Фирсу – 87. заря имена, отчества – у всех?
Горький: Названы возраст каждого, его социальное положение (род занятий). Почему? Имя,Отчество есть только у Костылёва, ему положено –хозяин, у Клеща – всё-таки рабочий человек; у других только прозвища. Почему?
Автор собрал под одной крышей людей разного возраста (разного уровня житейского опыта),разного социального положения, разных взглядов,разного осмысления окружающей действительности.
Вывод: итак, из афиши пьесы перед нами предстают персонажи с конкретным житейским опытом, накопленным в определённой среде.
| Работа над названием
| В процессе работы над пьесой Горький сменил несколько названий: “Без солнца”, “Ночлежка”,“На дне жизни”, “На дне”. Поразмышляйте над названиями. Почему? “На дне” –сильнее, почему? Дно жизни – понятие не только социальное, но и философское – философское осмысление окружающего мира.
| Работа с текстом
| Свою пьесу Горький писал по “заказу” МХАТ; “ Хотелось, чтобы Горький написал пьесу из жизни босяков, и актеры, чтобы их игра была достоверна, совершали специальную экскурсию на так называемый Хитров рынок, где во множестве обитали босяки, и изумление их было беспредельно
Давайте и мы посетим этот рынок , прочитав отрывок из рассказа В. Гиляровского «Хитров рынок».
|
| В каком предложении содержит ответ на вопрос: «^ Почему В. Гиляровский назвал район Хитрова рынка в Москве «мрачными безднами»»? ^ 1) Там было всегда темно.
Почему рассказчик говорит, что «никакая власть не смела сунуться» в мир хитровцев? ^ 1) Органы власти не хотели заниматься проблемами бедняков. Как характеризует атмосферу Хитровки информация, заключённая в предложениях 6 – 14? ^ 1) Это был беднейший криминальный район. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «ходили» (предложение 12) ^ 1) переходили от одного владельца к другому
| 3. Работа с авторской ремаркой, предваряющей 1-ое действие (анализ средств изображения).
| Задание по группам: слайд презентации
1. Детали “внешности” ночлежки.
2. Описание света.
3. Описание звуков.
Вопрос: Вопрос: что должен понять о героях читатель, знакомясь с физическими условиями их жизни?
Быт героев ужасен – общество бросило их на произвол судьбы; выстраивается цепочка: быт –общество – социальные проблемы – философия жизни отдельного человека, помещённого в определённые социальные условия. Философский вопрос: как и зачем жить
| Анализ системы образов.
| Кто они, эти люди “дна”.? Картина Маковского «Ночлежный дом»
: Как и почему герои Горького оказались в ночлежке? —
О чём говорит род занятий действующих лиц?
Ответы.
— Клещ — слесарь, Квашня — торговка пельменями, Алёшка — сапожник, Кривой Зоб и Татарин — ключники. Всё это нужные профессии, то есть эти люди могут зарабатывать себе на жизнь. В этом тоже угадывается социальный конфликт. Почему эти люди не работают? Кто в этом виноват? И будет ли дан ответ на вопрос самой пьесой?
Вопрос.
— Каков возраст ночлежников? О чём это говорит?
Ответы.
Клещу и Квашне по 40 лет, Анне — 30, Бубнову — 45. Это самый работоспособный возраст. А ещё это возраст, в котором человек уже должен сложиться, что-то иметь за плечами. Но эти люди — в ночлежке, они не имеют ничего.
— Барону 33 года. Это возраст Иисуса Христа. Почему Горький (а мы знаем, что у большого художника ничего не бывает случайным) даёт возраст Христа одному из нелюбимых героев с прозвищем Барон? Возможно, анализируя пьесу, раскрывая образ героя, мы ответим на этот вопрос.
— Родство супругов Костылёвых и полицейского подчёркивает социальный конфликт между ними и обитателями ночлежки.
Вопрос.
— Почему одни действующие лица названы только по фамилии, другие — по имени, третьи — полностью, с указанием рода занятий?
Выводы.
Уже само название пьесы и список действующих лиц говорят о социальных конфликтах, жертвами которых стали герои пьесы, оказавшиеся на “дне” жизни, в ночлежке.
Частью социального конфликта является и любовный конфликт (он обозначен в афише разницей в возрасте супругов Костылёвых, присутствием девушки с нежным именем Наташа).
Понятно, что здесь, в условиях “дна”, самые возвышенные чувства не принесут счастья
О чём думают, о чём размышляют герои «дна»?
Да о том же, о чём размышляет любой человек: о любви,о вере в свои силы, о труде, о радостях и горестях жизни, о добре и зле, о чести и совести.
А теперь пусть каждый из вас возьмёт яблоко, орех или монетку
Для каждой группы на доске записаны задания. Слева на доске вы видите цитаты. Выберите одну из них, подходящую к вашему заданию, и запишите её как эпитет к вашей общей работе.
Транжира – транжирить… Кто из героев и что растранжирил в пьесе Горького «На дне»?
Кто из обитателей ночлежки ещё живёт за счёт другого «как червь яблоком»?
Почему герои пьесы не пытаются изменить свою жизнь и не уходят из ночлежки?
Что сделали герои, чтобы не оказаться “на дне”?
Перед каким выбором ставил автор своих героев?
Выбор жизненной позиции: активная или пассивная.
Вывод: 1. автор с самого начала делает попытку убедить читателя в необходимости иметь концепцию жизни.
2. Если человек осуществляет свою жизнь, то у него есть минимум требований к себе и жизни.
Задание по группам.
Каждый из героев хочет, чтобы в нём видели личность.
Вопросы:
Насколько ясно осознают герои свою потребность быть личностью?
Как показывает автор рождение личностного начала?
О чём мечтают герои?
Учитель: Теперь, посмотрите на оборотную сторону доски и назовите мне имя любого из героев, который, как вам кажется, мог бы быть главным персонажем пьесы. (Ответы, имена, которые говорят ребята, учитель записывает на правой половине доски)
Учитель: А теперь, когда имена персонажей записаны, подумайте:
Есть ли в пьесе главный герой? Кого бы вы поставили главным героем в пьесе? Обоснуйте ответ. ( 5 минут). Каждая группа выбирает только одного из записанных на доске героев пьесы.
| Рефлексия:
| Итог урока:
Почему у вас на столах лежат яблоки, орехи и монеты? Обоснуйте ответ.
Что же мы выяснили о наших ночлежниках?
| Домашнее задание:?»
| Эссе на темы (по выбору) « Нужен нам или не нужен утешитель Лука?» и « Почему Актер «…испортил песню» ночлежникам
| |