Скачать 31.03 Kb.
|
Урок 8 ПАСХА Учебный маршрут № 1 курса «ОПК» для 4 класса Ключевые понятия: Спаситель, Пасха Христова, Великий пост Цель урока: формирование понимания, что Пасха – главный праздник православных христиан, смысл их веры. Оборудование урока: мультимедиа проектор, бумага для письма и рисования, цветные карандаши. Ход урока: I. I. Ответы учащихся на вопросы, помещённые под рубрикой «Вопросы и задания». Этот этап урока дополняется следующим заданием. Многим учителям знакома педагогическая технология, называемая «мастерской». Одной из целей этой технологии является актуализация имеющихся у ученика знаний и представлений по изучаемой теме. В начале урока можно провести небольшую мастерскую, опираясь на жизненный опыт учащихся, для повышения мотивации учащихся к изучаемой теме. Класс делится на две группы (левая и правая колонка, первый–второй вариант, как это привычно для детей и учителю). Даются задания. – Вспомните прошедший Великий пост (для одной колонки), вспомните прошедшую Пасху (для другой колонки), какие приметы поста (или Пасхи) вы можете назвать. Слова запишите. – Вспомните настроение этих дней. Какими словами можно определить это настроение? Слова запишите. – Вспомните запах этих дней? Слова запишите. Каким цветом вы бы изобразили эти дни? Название цвета запишите. – С какими звуками связаны для вас эти дни? Слова запишите. – Напишите небольшое сочинение на тему «Пост» или «Пасха». Сочинения прочитайте друг другу. И по желанию – всему классу. 1.2. Учитель читает отрывки из книги И.С. Шмелёва «Лето Господне». Чистый понедельник «В доме открыты форточки, и слышен плачущий и зовущий благовест – по-мни... по-мни... Это жалостный колокол, по грешной душе плачет. Называется – постный благовест. Шторы с окон убрали, и будет теперь по-бедному, до самой Пасхи. В гостиной надеты старые чехлы на мебель, лампы завязаны в коконы, и даже единственная картина «Красавица на пиру» – закрыта простынёю. Все домашние очень строги, и в затрапезных платьях с заплатками, мне велели надеть курточку с продранными локтями. Ковры убрали, можно теперьловко кататься по паркетам, но только страшно. Великий Пост: раскатишься – сломаешь ногу. Мне делается страшно. Я сморю на Распятие. Мучается, сын Божий! А Бог-то как же... как же Он допустил?.. Чувствуется мне в этом великая тайна – Бог». Пасха Великая Суббота, вечер. В доме тихо, все прилегли перед заутреней. В комнатах – пунцовые лампадки, пасхальные. Постлали пасхальный ковёр в гостиной, с пунцовыми букетами. Сняли серые чехлы с бордовых кресел. На образах веночки из розочек. В зале ив коридорах – новые красные дорожки. В столовой на окошке – крашеные яйца в корзинах, пунцовые. На пуховых подушках, в столовой на диване, – чтобы не провалились! – лежат громадные куличи, прикрытые розовой кисейкой, – остывают. Пахнет от них сладким теплом душистым. Идём в молчанье по тихой улице, в темноте. Звёзды, тёплая ночь, навозцем пахнет. Горкин берёт меня за руку. – Папашенька наказал с тобой быть, иллюминацию показать. Едва пробираемся в народе. Горкин наказывает нашим: «Жди моего голосу! Как показался крестный ход, скричу – вали! – запущай враз ракетки! Ну, дай Господи!... У него дрожит голос. Мы стоим с зажигальником у нитки. С паперти подают – идёт! Уже слышно – Ангели поют на небеси!.. – В-вали-и! – вскрикивает Горкин, и четыре ракеты враз с шипеньем рванулись в небо и рассыпались щелканьем на семицветные яблочки. – Кумпол-то, кумпол-то! – дергает меня Горкин. Огненный змий взметнулся, разорвался на много змей, взлетел по куполу до креста… и там растаял. В чёрном небе алым крестом воздвиглось! Сияют кресты на крыльях, у карнизов. Сияет – Х.В. Вспыхивают бенгальские огни, бросают на стены тени – кресты, хоругви, шапку архиерея, его трикирий. И всё накрыло великим гулом, чудесным звоном, из серебра и меди. Христос Воскресе из мертвых.... II. Чтение статьи учебника Осмысление статьи: сопоставьте содержание статьи с отрывком из книги И.С. Шмелёва «Лето Господне». Чем статья учебника дополнила ваши представления о Пасхе и представления, возникшие после чтения отрывка из книги Шмелёва? III. Чтение стихотворения А. Майкова. Чем близки стихотворение и отрывок из книги «Лето Господне»? IY Демонстрация картин: Ге «Вестники Воскресения», Иванов «Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения», Пимоненко «Пасха», Кошелев «Дети катают пасхальные яйца», Мохов «Пасха». Y. Ответы на вопросы учебника |