Добро и зло Е.Ю. Рябушева, учитель МОУ СОШ № 222 с углубленным изучением предметов художественно- эстетического профиля г. Заречного Цель и задачи:
формирование этических и культурных ценностей у школьника,
формирование знаний о понятиях добро и зло как об основополагающих понятиях в этике;
формирование умения рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта;
развитие познавательного интереса к предмету;
развитие коммуникативных навыков и культуры выражения мысли;
развитие логического мышления, воображения;
развитие творческих способностей.
Виды деятельности: беседы, творческое задание, комментированное чтение, учебная игра-размышление
Основные термины и понятия: добро, зло
Оборудование:
мультимедийная презентация (Microsoft Office PowerPoint 97 – 2003. Урок ОРКиСЭ № 5 Добро и зло. 4 класс.);
компьютер;
мультивидеопроектор;
учебник «Основы светской этики».
Ход урока I. Организационный момент.
II Беседа по домашнему заданию:
– Назовите особенности морали
– Нужны ли «смотрители за моралью»?
– Приведите примеры неравнодушного поведения людей. (На экране фотографии помощи пожилым, больным людям, детям, животным)
III. Кто … делает – для себя, кто … делает – тоже для себя (абхазская пословица).
– Дополните пословицу недостающими словами (добро, зло; проверка по экрану)
– Объясните смысл пословицы (закон бумеранга)
– Подберите аналогичную по смыслу русскую пословицу (Как аукнется, так и откликнется).
– Сформулируйте тему нашего урока (Добро и зло). Записать число и тему в тетрадь. IV. Работа со словарём.
Что я думаю
| Что думают другие
| Добро
|
| Зло
|
|
– Запишите в левой колонке ваши определения (Через 1–2 минуты кто хочет поделиться, зачитывают определения).
– Каким может быть источник, для заполнения правой колонки? (родители, учебник, интернет, словарь…). Давайте посмотрим, что думают о добре и зле авторы учебника (с. 12–13 учебного пособия «Основы светской этики»). Дети находят и зачитывают определения.
V.
– Почему знакомство с моральными ценностями мы начинаем с добра и зла? (Основополагающие для морали и этики понятия/)
Игра-размышление. 3 правила игры:
Ведущий-учитель имеет право подать знак «тишины» (хлопок).
Уважительно задаём вопросы и внимательно выслушиваем ответы.
В процессе игры можно поменять мнение и свой выбор.
На экране 6 высказываний о добре и зле.
Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла. (В. Ключевский)
Доброта для души то же, что здоровье для тела. (Л. Толстой)
Добрым быть совсем, совсем непросто… (слова из песни)
Не уставайте делать добро! (А. Чехов)
Добро, которое ты делаешь от сердца, ты всегда делаешь себе. (Л. Толстой)
Добро по указу – не добро. (И. Тургенев)
– Выберите молча высказывание, которое вам ближе, понятнее, запомните его номер.
– Закройте глаза, поднятием руки ответьте на мой вопрос. Кто выбрал высказывание № 1? и т. д. (Учитель смотрит наполняемость групп).
– Откройте глаза, разойдитесь по группам – высказываниям. (Учитель определяет место в классе для каждой группы. Дети встают так, чтобы всех видеть).
– Подготовьте в группе один вопрос по любому высказыванию. (Через 1–2 минуты учитель выясняет, к каким группам есть вопросы).
– Задайте свои вопросы по-порядку. (Через 1–2 минуты выслушиваются ответы всех участников).
– Хочет ли кто-нибудь поменять группу?(Если да, то почему?)
VI. Игра в ассоциации.
– Как вы понимаете слово ассоциации? (слова, понятия, связанные смыслом)
– В тетрадях запишите слова вертикально, как на экране:
Д –
О –
Б –
Р –
О –
З –
Л –
О –
– Запишите ваши ассоциации-слова на каждую букву этих слов. (Через 1-2 минуты желающие высказываются, вариант учителя предлагается на экране).
VII. Итог.
– В каких взаимоотношениях находятся понятия добра и зла? Можно ли быть в стороне от них? На чьей стороне хотите быть вы?
Гласит легенда, в смутное то время,
Воды с тех пор немало утекло,
Сев на коней, слегка поправив стремя,
Сражались на Земле Добро и Зло.
И белого коня вперед направив,
Добро открыто мчалось на врага.
Но Зло, оно не соблюдает правил,
Ударило ножом исподтишка.
Добро едва успело увернуться,
А может, ему просто повезло,
С тех пор они сражаются, дерутся,
И кто из них сильней, Добро иль Зло?
Вот, кажется, Добро уж победило,
Мы воспоем победу храбреца,
Но живо зло, оно лишь затаилось,
Оно не умирает до конца.
И что поделать, им не примириться,
Никто из них не может победить.
Менялись их доверенные лица,
Добро и Зло – их некем заменить.
Ю. Шмидт
– Какова главная мысль стихотворения?
Домашнее задание: дополнить словарь (письменно), обсудить со взрослыми (родными) вопросы и задания по теме (с. 12–13 учебного пособия «Основы светской этики»); тренажер на диске к уроку 5 (устно). |