Скачать 25.2 Kb.
|
Урок литературного чтения. 3класс. Тема: Былина «Добрыня и Змея». Цели: Образовательные: Познакомиться с понятием о былине как жанре фольклора и ее особенностями. Познакомиться с былиной «Добрыня и Змея». Учимся сравнивать героев- положительных и отрицательных. Учимся выделять главную мысль произведения. Развивающие: развивать речь, внимание, воображение, мышление детей. Воспитательные: формировать активность детей, навыки работы с текстом, воспитание любви к чтению. Оборудование: выставка книг с разными жанрами фольклора, репродукция картины В.М.Васнецова «Богатыри». Ход урока. I.Орг. момент, рефлексия. II. Повторение. Работа со схемой «Живой цветок» - Определите фольклорный жанр. Приведите пример. - В этом жанре нам всегда приходится находить ответ. (Загадки) - Жанр в котором заключается народная мудрость. (Пословицы) - Произведения этого жанра заставляют нас говорить слова четко и быстро. (скороговорки) - Этот жанр исполняется с мелодией и во время отдыха, и во время работы, и в горести, и в радости. (Песни) - Про этот жанр говорится: «Она ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». III.Знакомство с новым. - Остался еще один жанр фольклора с которым мы сегодня начнем знакомство. Это былина. Что вы знаете о былине? (Как рассказывались былины) - Кто является героями былин? 1. Рассматривание репродукции В.М.Васнецова «Богатыри». - Какими вы себе представляете богатырей? Опишите. -(Показ репродукции) А вот таких богатырей показал нам известный русский художник В.М.Васнецов на своей картине «Богатыри». -Кто знаком с этим произведением? Как зовут богатырей? - Васнецов прекрасно передал силу этих людей. У каждого из них был свой характер и художник постарался это передать. И мы читая былины о богатырях узнаем о их характере. 2.Первичное чтение былины учащимися «по цепочке». 3.Словарная работа. 4.Работа по содержанию былины. - В каком городе и с кем жил Никита? - Прочитайте какой был Никита? - Где захотел искупаться Никита? - Что матушка говорила ему про Пучай-реку? - Кого встретил Добрыня на Пучай-реке? - Что произошло между Добрыней и Змеей? - Почему Добрыня отпустил Змею? - Подтверждает ли данный эпизод то, что говорилось в начале рассказа о характере Добрыни? - Что вы можете сказать о Змее? Что произошло после того как Добрыня Змею отпустил? - Как матушка собирала Добрыню в дорогу? - Прочитайте, как Добрыня бился со Змеей? - Чем заканчивается былина? - Давайте еще раз скажем какой же характер был у Добрыни? И что вы можете сказать про Змею? - Как вы думаете, кто подразумевается в лице Добрыни? А в лице Змеи? - Кто побеждает в конце былины? IV. Итог. Вывод. -Какая главная мысль былины? -Чему хотел научить нас сказитель? -Какую пословицу подобрали бы вы, чтобы отразить главную мысль этого отрывка? (На доске пословицы или дети сама вспоминают и называют их) V. Рефлексия. - С каким настроением заканчиваем работу? VI. Д/з: по выбору: пересказать былину или подготовить выразительное чтение отрывка «Наказы матушки Добрыне». Нарисовать рисунок к былине (всем). Оценки за урок. Спасибо за работу. |