Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 232.94 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации16.04.2014
Размер232.94 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Философия > Методическая разработка
  1   2   3


Муниципальное общеобразовательное учреждение,

средняя общеобразовательная школа № 28 города Томска

Методическая разработка урока

по произведению с библейским сюжетом.
От «Гамлета» к «Гефсиманскому саду»

(евангельские реминисценции в поэтическом цикле

романа Б.Пастернака «Доктор Живаго»).


Учитель:

Насонова Е.Ю.

Томск - 2009

Цель:

- осмыслить обращение к Евангелию в романе «Доктор Живаго»;

- через обращение к Евангелию постичь глубинный смысл романа;

- развивать навыки анализа поэтического текста, работы с Библией, с произведениями

живописи;

- развивать речь обучающихся, умение работать с разными текстами, сравнивать,

анализировать, обобщать;

- привлечь обучающихся к творческой, исследовательской работе культурологического

характера;

- приобщение обучающихся к духовным ценностям

Методы и приемы:

- лекция учителя

- аналитическая беседа с обучающимися;

- фронтальный опрос;

- проблемные вопросы;

- анализ поэтического текста;

- работа со словарем;

- опережающее домашнее задание по теме

Формы работы:

- групповая работа;

- индивидуальная работа;

- экскурс в Библию, историю, литературу

Оборудование:

- портрет Б.Пастернака;

- слайды видов Иерусалима ( Гефсиманский сад, Маслинная гора, Церковь всех наций и т.д.)

- репродукции картин

Предварительная работа: организуются группы «художников», «историков», «библиографов», «литературоведов», которые получают задания творческого характера.
Ход урока.


  1. Организационный момент.

«Откройте ваши сердца, приготовьтесь услышать, увидеть, понять, почувствовать, принять и помочь».

  1. Слово учителя.

Б.Л. Пастернак - один из талантливейших лириков начала 20 века интеллектуального, философского склада, и в этом смысле он является прямым продолжателем традиций русской философской лирики 19 века. Он выдающийся мастер прозы. Б.Пастернак в своей жизни и творческой деятельности ориентировался на общечеловеческие ценности, которые вечны и неизменны для всех времён и народов, которыми живёт весь мир, на которых держится людская близость, попрание которых ведёт к нравственной катастрофе и всеобщей беде. Мысль о любви как истине с особой силой воплощена в романе "Доктор Живаго", в его центральном герое. Для Бориса Леонидовича эта истина была очевидной и дорогой. Пафос романа "Доктор Живаго" - в утверждении самоценности человека независимо от его состояния, классовой принадлежности, национальности. Всё на земле должно совершаться ради него, его счастья, покоя и процветания. Пастернаковские размышления современны сейчас и будут современны всегда.

Пастернак на протяжении романа не перестаёт размышлять о России, её своеобразии, исторической миссии. Глубочайшие философские раздумья выкристаллизовываются в цикл стихов, завершающих роман. Подчёркивая масштабность и исключительность событий, поэт обращается к иному периоду- времени Иисуса Христа и Евангелия.

3. Сообщение «библиографов».

Б.Пастернак считается христианским писателем. Путь его к христианству, православию был нелегок, ведь родился он в еврейской семье, следующей ветхозаветным заповедям. Всю жизнь писатель пытался обрести себя в вере. Роман 2Доктор Живаго» отразил его религиозные искания. В одном из писем по поводу романа Пастернак признался: «Атмосфера вещи – мое христианство…» На религиозное мышление писателя оказали влияние не только ветхозаветная традиция, родная для писателя по происхождению и семейному воспитанию, но и русские народные православные представления (Пастернак был крещен в православную веру своей нянькой, женщиной из народа, которая дала ему первое толкование Евангелия и приобщила к церкви); впоследствии он познакомился с христианскими взглядами многих русских писателей и философов. Особо сильное влияние оказали идеи Льва Толстого. Христианство – тема, захватывающая Пастернака на протяжении всей его жизни. Поэт был хорошо знаком с богослужебными текстами, хотя не посещал службы в храме. Христианство Пастернака ориентировано прежде всего на православие. Таким образом, в своем христианстве Пастернак соединил народные (мифологические), ветхо- и новозаветные представления, которые тесно сплелись и составили его оригинальную философско-религиозную концепцию отношения к миру.

4. Слово учителя.

Вся фабула романа с доктором Живаго в целом ориентирована на евангельский сюжет. История, понятая Пастернаком как драма, уже была разыграна в Евангелии, и центральное лицо её — Христос, другого центра у христианской истории нет. Юрий Живаго, конечно же, не Христос, но его судьба воплощает драму христианской личности. Роль Юрия Живаго аналогична роли художника, творца, который не может вмешаться волевым образом в ход истории, но вносит в этот мир свой идеал христианского жизнепонимания. Поскольку идеал героя романа и его автора спроецирован на “вечный образ”, то лучше всего его рассмотреть на «Стихотворениях Юрия Живаго». Роман, как известно, состоит из двух частей: прозаической и поэтической. Шестнадцать частей романа повествуют о людях, событиях большой истории, трагических судьбах Юрия Живаго, Тони, Лары Гишар—Антиповой, Павла Антипова—Стрельникова и других героев. Здесь же показан многоплановый образ России в предреволюционные и послереволюционные годы. В последней, семнадцатой части весь этот обширный материал как будто заново повторяется, но на этот раз уже в поэзии. Стихи Юрия Живаго – свидетельство о своем времени и о себе.

Обратимся к стихотворениям Юрия Живаго, объединённых библейской темой. Библейские мотивы звучат уже в названиях стихотворений Юрия Живаго: «Рождественская звезда», «На страстной», «Магдалина», «Чудо», «Гефсиманский сад». Эти стихотворения представляют собой своеобразные стихотворные рассказы эпизодов Нового завета. Завершается цикл стихотворением «Гефсиманский сад», которое перекликается со стихотворением «Гамлет». «Гамлет» представляет собой беглую зарисовку пути Христа, а «Гефсиманский сад» - это уже полное изложение евангельской истории.

- Как соотносятся образы Гамлета, Христа, Юрия Живаго в контексте романа Пастернака нам и следует выяснить.

"ГАМЛЕТ"- это стихотворение можно считать ключевым для романа "Доктор Живаго" Бориса Пастернака, недаром им открывается семнадцатая, стихотворная глава романа. Стихотворение написано вскоре после того, как Пастернак перевел трагедию В.Шекспира «Гамлет».

5. Чтение стихотворения «Гамлет».

  1. Сообщение «литераторов» (опережающее домашнее задание: прочитать монологи Гамлета (В.Шекспир. «Гамлет», акты 1,3), стихотворение Пастернака «Гамлет», соотнести размышления лирических героев).




Эжен Делакруа. Гамлет и Горацио на кладбище
Гамлет – герой одноименной трагедии В.Шекспира, стоящий перед роковой проблемой: «Быть или не быть?» В мировой культуре он стал образом, символизирующим раздумья над характером собственной эпохи.
С героем трагедии Шекспира лирического героя одноименного стихотворения Б.Пастернака сближает одно и то же стремление: сделать свой жизненный выбор «в смертельной схватке с целым морем бед» («Гамлет», акт 1). Он, как и Гамлет, ощущает разрыв «связующей нити» времен и свою ответственность за ее «соединение».
Порвалась дней связующая нить.

Как мне обрывки их соединить!..

(В.Шекспир. «Гамлет»)

7. Аналитическая беседа по вопросам.

«Ось» жизни затронула и судьбу Юрия Живаго: он оказывается в центре мироздания, «на распутье», пытаясь предугадать свою «роль» в мировой «драме».

Прислоняясь к дверному косяку,
Я ловлю в далёком отголоске
Что случится на моем веку...

На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси...

Вопросы для беседы:

- Где происходит действие?

- Каково настроение лирического героя?

- О чем размышляет герой стихотворения?

- Что пытается решить герой?

- Сомневается ли герой в своем выборе?

- Какой библейский образ-символ встречается в стихотворении? Каков его символический смысл?

- Какой выбор делает лирический герой?

- Что сближает лирического героя с шекспировским Гамлетом?

Лирический герой старается осознать, осмыслить прошлое и настоящее. Слово «век» имеет обобщающее значение. Это не только век героя, а и столетие, эпоха.. Герой старается отыскать не только содержание своей жизни, но и смысл жизни всего мира.

Он пытается не просто предвидеть будущее («Я ловлю в далеком отголоске, что случится на моем веку…»), он ставит перед собой вечный гамлетовский вопрос:»Быть или не быть?» В основной части стихотворения мы ощущаем напряженную борьбу в душе героя. Какой путь верен? Какую дорогу выбрать? Покориться миру фарисейства или до конца идти путем добра, совести и свободы?

Герой осознает трагедию истории, в которой он живет, понимает, что он, возможно, один старается бороться с неправдой.

Я один, все тонет в фарисействе…
Библеизм «фарисейство». Фарисеи (греч. – «отделившиеся») – религиозное течение в Иудее, со своими социально корыстными интересами. Поэтому в Евангелии фарисей – синоним лицемера, ханжи. У Пастернака слово употреблено историческом и оценочном значении. Герою противостоит мир, погрязший в лицемерии.
Нести истину людям – занятие не просто неблагодарное, но и опасное. На этом этапе повествования герой ассоциирует себя с Христом. Не случайно герой Пастернака произносит те же слова, что и Иисус в Гефсиманском саду:

Если только можно, Авва Отче,

Чашу эту мимо пронеси.

Образ чаши – открытая евангельская реминисценция:«Да минует меня чаша сия!» (Мф. 26,39)

Чаша – библейский символ страданий, испытаний.

Чаша испытаний, страданий, предстоящих герою на жизненном пути, чаша, которую ему предстоит испить до дна. Моление лирического героя о перемене судьбы, о смягчении жизненных ударов – это вечное обращение к Богу.

«Замысел» Творца «упрям», но оставляет свободу, задающую столкновение двух воль.

Гамлет Пастернака начинает с жажды Идеала. Он хочет быть героем «другой драмы», творить ее по законам своей Красоты, законам сердца, добра, мечты, правды-права. Воскресение им подвергнуто сомнению, поскольку цена его предстает непомерной – отказ от себя. Жажда самообладания привела – остановился на распутье, открытом обеим возможностям. Удержало понимание, что жизнь есть - дар, и недолжно его отвергать, как и узурпировать в собственность.

Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

На вопрос «быть или не быть?» есть один ответ. Но «быть» - тяжко, «и так легко не быть» (Тютчев). Пастернаковский Гамлет принимает «распорядок действий», «неотвратимость конца пути».

Таково истинное лицо героя, мужественно идущего к «неотвратимому концу».

Выбор пути совершился в пользу христианской этики: иду навстречу страданиям и гибели, но ни в коем случае – лжи, неправды, беззакония и безверия.

Стихотворение заканчивается философской мыслью: жить прожить – не поле перейти, т.е. герой находится на перекрестке судьбы.

Итак, в стихотворении «Гамлет» объединены библейские и шекспировские мотивы.

Далее идут стихотворения о природе, человеческих отношениях, а потом, во второй части поэтической тетради Пастернак вновь возвращается к библейской теме. Своей вершины евангельская тема достигает в последнем стихотворении цикла «Гефсиманский сад», которое перекликается со стихотворением «Гамлет».

  1. Сообщение «историков».







Общий вид Гефсиманского сада и его церквей

Гефсиманский сад — масличный сад, расположенный внизу склона Елеонской горы около ручья Кедрон, восточнее от центра Иерусалима.


Елеонская или Масличная гора — возвышенность, тянущаяся с севера на юг против восточной стены Старого города Иерусалима, по другую сторону долины Кедрон. Издревле была засажена маслинами, откуда и название.



Кедрон (Кидрон) – водный поток, впадающий в Мертвое море, в библейские времена вместе с искусственными, выкопанными вдоль его русла водоемами, поил жителей Иерусалима.

Гефсиманский сад известен давно. Согласно Евангелиям, именно здесь был арестован Иисус Христос (Мф. 26:36-57; Мк. 14:32-53; Лк. 22:39-53; Ин. 18:1-13):

  1. Обращение к Библии. Сообщение «историков».

Молитва в Гефсиманском саду, непосредственно предшествующая аресту, допросу и казни Христа – один из самых драматических эпизодов Евангелия. Христос с учениками после Тайной вечери пришел в Гефсиманский сад.



Н.Н.Ге «Выход Христа с учениками в Гефсиманский сад после Тайной Вечери»
И, сказав им бодрствовать и молиться, сам отошел в сторону и, обращаясь к Богу Отцу, просил, если возможно, избавить его от грядущих мучений, грядущая мучительная судьба называется Христом «чашей», которую ему надлежит испить, и он молит о возможности «пронести мимо него эту чашу», подчеркивая при этом в обращении, что готов полностью выполнить волю Отца, если она именно такова. Возвращаясь несколько раз к тому месту, где оставались ученики, Христос обнаруживал их спящими и вновь просил бодрствовать и молиться, - они же снова засыпали. Когда Христос вернулся к ним в последний раз, то увидел идущих стражников во главе с Иудой, которые пришли схватить его.

9. Выступление с сообщением «художников».


Моление о чаше, Дуччо, 1308—1311 Моление о чаше, Эль Греко, 1605 год

Моление о чаше относится к популярным сюжетам в западноевропейской живописи. Обычно художники при изображении данного сюжета точно следовали евангельскому повествованию и изображали молящегося Христа, и ангела с чашей в руке, троих спящих учеников и вдалеке идущих Иуду и стражей.

Художники стремились подчеркнуть в молении о чаше трагическое одиночество Иисуса Христа. Он, стоящий на коленях всегда является центром композиции, Иуду со стражей помещали на заднем плане, а спящих учеников — на переднем, подчёркивая их сном значимость слов Христа, обращённых к ним: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (сон учеников противопоставляется бодрствованию и молитве Христа).

В русской жизни стихотворение Пастернака «Гефсиманский сад» эмоционально перекликается с произведениями Н.Н.Ге «Христос в Гефсиманском саду», «Выход Христа с учениками в Гефсиманский сад после Тайной Вечери», В.Г.Перова «Христос в Гефсиманском саду».


В.Г.Перов, 1878. М.Врубель.

«Христос в Гефсиманском саду». «Христос в Гефсиманском саду».


  1. Чтение стихотворения «Гефсиманский сад».




  1. Беседа с обучающимися на выявление читательского впечатления.

- Какое настроение было у вас перед чтением стихотворения?

- Во время чтения?

- Какие картины вы представляли?

- Одинаково ли настроение во всем стихотворении?

- Как меняется ритм стихотворения?

- Какое ощущение вызвала концовка стихотворения?


  1. Анализ стихотворения.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск