Скачать 109.04 Kb.
|
ФИО: Тимохина Анна Григорьевна Место работы: муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Подкопаевская основная общеобразовательная школа» Мещовского района Калужской области Должность: учитель начальных классов Название работы: Зачем творить добро? урок ОРКСЭ (Основы религиозных культур и светской этики) 4 класс 2012 год Цели:
Задачи:
Ключевые понятия урока: самоотверженность, духовная радость. Планируемые результаты: учащиеся научатся анализировать свои чувства и отличать добрые от злых, видеть в себе и исправлять отрицательные качества, прислушиваться к себе и слышать свою совесть. Оборудование урока: учебник, мультимедиа проектор, анимационный фильм; иллюстрации: «Мучения апостола Петра» Микеланджело Караваджо, «Мучения апостола Андрея» Рибера Хусепе, или других художников, иллюстрацию памятника Андрею Первозванному в Киеве; бумага для письма, бумага для рисования, цветные карандаши, фломастеры Ход урока. I. Мотивация Ребята, вы знаете много добрых, волшебных слов. Давайте сейчас их вспомним. Вы пришли в школу. Какое самое первое слово сказали? (Здравствуйте). Вам помогли снять пальто. Что бы вы сказали? (Спасибо). Вы шли по школьному коридору и нечаянно кого-то толкнули. Что вы скажете? (Простите). Чтобы человек выполнил вашу просьбу, какие вежливые слова нужно говорить? (Пожалуйста, будьте любезны). После занятий вы уходите домой. Какие слова вы всегда говорите? (До свидания). Как произносят все эти добрые слова? (Вежливо с улыбкой). На доске записаны слова в столбик с выделенными в них буквами: здравствуйте, спасибо, благодарю, простите, пожалуйста, будьте любезны, до свидания.
Какое слово у нас получилось? Действительно все эти слова несут доброту, и, если человек их часто произносит, значит, в нем есть это важное качество – доброта. Сегодня мы на уроке поговорим о доброте и ответим на вопрос, зачем творить добро. Знай, дитя, что в этом мире Существует также зло. Если твой дружок задира, То тебе не повезло Зло ведет себя ужасно, От него сплошной погром, Но оно – и это важно! – Побеждается добром Даже ласковое слово Может злого усмирить, Добрым сделать его снова И со всеми примирить. («Зло» Е.Екимова) III. Работа по теме урока. - Работа с текстом учебника. Статья учебника к уроку «Зачем творить добро» имеет две части; основные положения каждой из них должны быть осмыслены учащимися. Осмысление двух причин, которые лежат в основе убеждений христиан творить добро, могут быть не поняты учащимися: повседневная жизнь, жизненный опыт современных школьников не дают достаточных оснований для того, чтобы самостоятельно сделать вывод, что в основе добра лежит самоотвержение и что преображает человека и делает его по-настоящему счастливым духовная радость. В связи с этим статья требует перечитывания, обсуждения, ссылок на жизненный и читательский опыт учащихся. Ниже даны дополнительные материалы для обсуждения проблемы, которая так или иначе возникает на данном уроке: может ли добро происходить от корысти? Всегда ли сотворение добра требует самоотвержения? Бывает ли добрым эгоистический человек? Можно ли одновременно творить добро и быть эгоистичным? - Перед прочтением текста. Ответить на вопросы, помещённые под рубрикой «Вы узнаете» - Чтение статьи учебника. - Повторное чтение статьи учебника на основе выполнения заданий. – Какие вопросы, связанные с содержанием текста у тебя возникли? – Какую часть статьи учебника требуется для тебя пояснить? – «Золотое правило этики» – сформулируй его – «Золотое правило этики» принимают все, однако в чём разница в понимании этого правила разными людьми? Какие взгляды убеждают христиан соблюдать это правило? Работа с иллюстрациями: «Мучения апостола Петра» Микеланджело Караваджо, «Мучения апостола Андрея» Рибера Хусепе, или других художников, иллюстрацию памятника Андрею Первозванному в Киеве. Обсуждение картин и статьи учебника может быть продолжено по следующим вопросам. Что сделал подвиг Христа для человечества? Как ты понимаешь слова Христа, что он пришёл послужить? Как может быть выражена благодарность за подвиг Христа? Апостол Пётр. Что ты знаешь о нём? Кто такие апостолы? Что ты знаешь о преследованиях христиан? Куда идёшь? Камо грядеши? Ква вадис? Почему это выражение вошло во все языки христианского мира, стало фразеологизмом? Какое символическое значение есть у этого выражения? Словарная работа, направленная на осмысление этимологии и лексического значения слова «самоотверженность» Наиболее точным методическим приёмом для понимания значения слова будет самостоятельное составление учащимися словарной статьи: Самоотверженность – это .... (предмет, поступок, явление, свойство, качество?) Что свойственно человеку, обладающему таким качеством: готовность прийти на помощь за хорошую плату? За награду (медаль, съёмку на телевидении, портрет в газете)? За похвалу родителей? Готовность прийти на помощь, творить добро бескорыстно? Готовность пожертвовать собственными интересами ради добра, бескорыстно, без награды и, может быть, даже похвалы и признания? Готовое определение, созданное учащимися в коллективной работе, записывается на плакате и вывешивается в классе. Работа со словом может быть продолжена: среди ряда слов выбрать сходные по оценке, по ценностному смыслу (рядоположные, не синонимы) и противоположные по ценностному смыслу: Самолюбование, самоограничение, самолюбие, самолюбивость, самоотречение, саможаление, самомнение, самонадеянность, самостоятельность. Слова можно расположить в таблице:
IV. Продолжение работы по теме урока (закрепление) Анимационный фильм «Метель» /по мотивам рассказа В. Булгаковского/ (5 мин) Беларусь, 1994 История о том, как удивительным образом добро, сделанное человеком, возвращается к нему. Тематика: «Любовь к ближнему», «Сострадание и милосердие». 1.Предварительная беседа перед просмотром —Случалось ли им в жизни совершать добрые поступки? — Что вы чувствовали, сделав доброе дело? — Ждали ли вы вознаграждения, похвалы? — А если человек ждет за свой поступок какое-нибудь вознаграждение, можем ли мы назвать его добрым? Значит, совершать добро можно только по велению сердца, не ожидая награды. Так случается, что спустя какое-то время, когда мы уже забыли о совершённом, прошлое напоминает нам о наших делах... Сегодня вы посмотрите удивительную историю и поймете, что в жизни могут происходить самые невероятные чудеса. 2. Беседа после просмотра мультфильма — Что мы узнали о мальчике Васе? — Какая награда за отличную учебу ждала Васю в канун Рождества? — Что случилось с мальчиком в пути? — Кто не дал мальчику погибнуть? — Почему купец поступил так: свернул с дороги, потерял много времени, отложил свои дела? — Каким же человеком был купец? — Только ли ребенка он спас своим добрым делом? — Кем стал Вася, когда вырос? — Что случилось много лет спустя, в такой же канун Рождества, в такую же непогоду? — Что узнал священник из рассказа старика? Вот такие чудеса случаются на свете. Помните, дети, эту историю и дарите добро от чистого сердца... Словарная работа (используются Толковые словари, Интернет-ресурсы) проводится после беседы Сострадание — жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем. Добро — то, что хорошо, честно и полезно; благо. Рождество — у христиан: праздник Рождения Христа. Архиерей — высший чин православного духовенства. Дьякон — в православной церкви: низший духовный сан, помощник священника. Купец — в старое время: торговец. Творческая работа «Сад добрых дел» Учитель читает детям пословицу: «Жизнь дана на добрые дела». Задание: нарисуйте дерево жизни с плодами. Каждый плод на этом дереве – какое-либо доброе дело, которое дети мечтают совершить. По своим рисункам дети рассказывают друг другу о своих добрых мечтах. Затем из рисунков склеивается выставка «Сад добрых дел» Групповая работа. Игра «Узнай сказку и героев» Расположите героев сказок в два столбца: злые и добрые. Можно назвать кратко поступки героев. (См. приложение) Каждой группе предлагается комплект рисунков-иллюстраций к сказкам. После подготовки групп, выступают по цепочке, называют по одной сказке. Вывод: Добрый тот человек, кто помогает другим, жертвуя своими интересами, кто думает не только о себе, но и о других. Такой человек умеет прощать. Каким делает человека доброта? (Человек, душа которого наполнена добротой, лицом светел.) V. Рефлексия. Что вам удавалось на уроке легко? В чем были затруднения? Все ли было понятно? VI. Подведение итогов урока - Задумайтесь: а какой же каждый из вас? - Что вам нравится в себе? - Что бы вы хотели изменить в себе? Хотели бы вы творить добро? VII. Домашнее задание индивидуальное (в виде раздаточного материала) Объясните значение пословиц и поговорок: Доброе слово лечит — злое калечит. Худо тому, кто добра не творит никому. Доброе дело питает душу и тело. Добрый человек в добре живет век. Выучите стихотворения о доброте: Как бы жизнь ни летела — Дней своих не жалей, Делай доброе дело Ради счастья людей. Чтобы сердце горело, А не тлело во мгле, Делай доброе дело — Тем живем на земле. А. Лесных Когда по склонам вечной суеты Бежать от неудач устанешь люто, Направь шаги тропою доброты И радость помоги найти кому-то. И. Романов Ах, как нам добрые слова нужны! Не раз мы в этом убедились сами. А может, не слова — дела важны? Дела—делами, а слова—словами. Они живут у каждого из нас, На дне души до времени хранимы. Чтоб их произнести в тот самый час, Когда они другим необходимы. М. Лисянский Стираются лица и даты, Но все ж до последнего дня Мне помнить о тех, кто когда-то Хоть чем-то согрели меня. Согрели своей плащ-палаткой, Иль тихим шутливым словцом, Иль чаем за столиком шатким, Иль попросту добрым лицом. Как праздник, как счастье, как чудо Идет доброта по земле. И я про нее не забуду, Как я забываю о зле. Ю.Друнина Литература.
Приложение 1. Творческая работа «Сад добрых дел» (учащиеся подбирают солнышко для своего сада и вокруг солнышка располагают деревья) Приложение 2 к игре «Угадай сказку и героев» Русская народная сказка «Баба-Яга» БАБА-ЯГА ДЕВОЧКА Х.К.Андерсен «Снежная королева» СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА КАЙ И ГЕРДА Волков А.М. «Волшебник Изумрудного города» ЭЛЛИ С ДРУЗЬЯМИ ГИНЗЕМА Х.К.Андерсен «Дикие лебеди» ЭЛИЗА И СТАРУШКА КОРОЛЕВА Вильгельм Гауф «Маленький Мук» МАЛЕНЬКИЙ МУК ВЕДЬМА |