Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Факультет медикоммуникаций
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
На тему
Политический лидер как персонаж телевизионных новостей: инструменты формирования социальной мифологии
Студент группы № 446
Назарова А.Е.
Руководитель ВКР
кандидат искусствоведения,
доктор культурологии,
профессор департамента
«Новые медиа и социальные коммуникации»
Новикова А.А. Москва, 2013
Оглавление Введение 3
Глава 1. Социальная мифология в политическом процессе 4
1.1. Социальная мифология: понятие и происхождение 5
1.2. Исследование социальной мифологии в литературе 7
1.3. Виды и признаки социальных мифов 12
1.4. Социальный миф и массы 16
1.5. Роль социального мифа в политике 21
1.6. Социальный миф как способ пропагандистского воздействия 22
1.7. Процесс создания политического мифа 25
1.8. Политический лидер, как персонаж социального мифа 28
Глава 2. Мифология и СМИ: Телевидение, как «фабрика» мифов 33
2.1. Роль теленовостей в создании социальной мифологии 33
2.2. Принцип формирования выпуска теленовостей 35
2.3. Инструменты телевидения, используемые при создании социальных мифов 36
Глава 3. Практический анализ сюжетов, включающих инструменты социальной мифологии 39
3.1. Владимир Путин – «герой-спаситель» 39
3.2. Миф о наведении порядка (Визит Путина в Сочи, февраль 2013) 44
3.3. Миф о «спасителе» (Встреча Путина с погорельцами, июль 2010) 48
3.4. Миф о «царе животных» (Полет Путина со стерхами, сентябрь 2012) 53
3.5. Главный спасатель России Сергей Шойгу 58
3.6. Миф о Супер-герое (Шойгу на Саяно-Шушенской ГЭС, август 2009 года) 61
3.7. Миф о палочке-выручалочке (Назначение Шойгу на пост главы Минобороны, ноябрь 2012 года) 64
3.8. Миф о борце с лентяями (Визит Сергея Шойгу на базу Вилючинске, март 2013 года) 70
3.9. Разносторонний «герой» Дмитрий Рогозин 73
3.10. Миф о военном профессионализме (Сюжеты о совещаниях с руководством космической и военной отраслей, с декабря 2011 года) 77
3.11. Миф о Знайке (Осмотр поезда из Душанбе, апрель 2013 года) 80
Заключение 85
Список литературы: 87
Введение Отрицать существование социальных мифов в политике бессмысленно: давно известно, что политические деятели прибегают «иллюзиям», чтобы приукрасить действительность и завоевать любовь общества. Важное значение в формировании и распространении мифов играют средства массовой информации. И, конечно же, главная роль в данной сфере отводится телевидению. Это самое популярное российское СМИ давно стало фабрикой мифов.
Телезрители всегда смотрели и будут смотреть новости, являющиеся одним из главных политических телевизионных продуктов. Информационные программы создают виртуальную, мифологическую реальность, ежедневно влияя на настроение и поведение миллионов зрителей. Новости заставляют людей верить, что в мире есть только те события, которые попали в телевизионный эфир.
В качестве объекта в моем исследовании рассматривается специфика формирования социальных мифов средствами телевидения
Предметом являются сюжеты телевизионных новостей, в которых политики представлены как персонажи социальных мифов
В своем исследовании я анализировала сюжеты о российском президенте Владимире Путине, министре обороны Сергее Шойгу и вице-премьер Дмитрии Рогозине.
Цель работы - выявить инструменты и способы формирования информационными телепрограммами социальных мифов вокруг российских политиков
Задачи исследования:
- рассмотреть основные признаки социальных мифов и их применение в политическом контексте;
- определить специфические телевизионные инструменты и способы создания социальных мифов
- проанализировать сюжеты информационных выпусков новостей, которые используют формирование образов политиков в социальных мифах
Методы исследования:
- критический анализ литературы и публикаций, посвященных данной теме;
- нарративный анализ сюжетов теленовостей, содержащих элементы социальных мифов о российских политиках;
- сравнительный анализ записей эфиров информационных телепрограмм, поведения и действий политиков в качестве героев теленовостей.
Рабочая гипотеза состоит в том, что инструменты, используемые информационными телепрограммами при создании социальных мифов, позволяют представлять российских политических деятелей в качестве «героев», вызывающих положительную реакцию аудитории.
Исследование состоит из введения, основной части и заключения.
В теоретической части исследования я обращалась к работам Р. Барта «Мифологии» и «Миф сегодня», А. Цуладзе «Политическая мифология» и «Политические манипуляции, или Покорение толпы», М. Марк и К. Пирсон «Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов».
В практической части исследования я проанализировала используемые информационными телепрограммами инструменты создания социальной мифологии. Обращалась к сюжетам Первого канала, «России 1» и НТВ о президенте Владимире Путине, министре обороны Сергее Шойгу и вице-премьере Дмитрии Рогозине.
|