Скачать 85.33 Kb.
|
Тема: Русская народная сказка "Лиса и журавль" 2 класс Цель урока: продолжить формирование представления о том, что народная сказка отражает быт и традиции народа, стимулировать интерес к чтению сказок разных народов Планируемые результаты Личностные: Проявлять: -позитивное отношение к чтению народных сказок - желание создать (написать) народную сказку -умение договариваться и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. Метапредметные результаты Познавательные умения: -искать и находить нужную информацию в соответствии с заданием учителя, методического аппарата учебника. -определять тему и главную мысль произведения и обосновывать своё мнение; -формулировать вопрос и адекватно на него отвечать; -планировать свою работу в соответствии с заявленной темой; -анализировать слова и выражения в тексте, определять интонацию, с которой необходимо их произносить; Регулятивные умения: -выполнять учебное действие в соответствии с целью, используя алгоритм; - осуществлять взаимопроверку; самооценку результата выполнения учебного задания; -формировать способность к критической оценке фактов и событий, стремление уходить от конфликтных ситуаций на примере взаимоотношений героев и событий сказки. Коммуникативные умения: - учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; - адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания. - использовать речевые средства для представления результата деятельности: -умения ответить на поставленный вопрос; -объяснить значение отдельных слов и выражений, подбирать синонимы и антонимы к словам текста, использовать фольклорные изречения в пересказах и свободных высказываниях; -словесное иллюстрирование прочитанного; -составление краткого отзыва о прочитанном; Предметные результаты: -овладевать навыком смыслового чтения; - работать с содержанием текста сказки: описывать характер героя; подбирать пословицы по смыслу сказки; выполнять задание по алгоритму работы с содержанием текста народной сказки; -оперировать в речи понятиями: быт, бытовая сказка, вымысел, гордость, гордыня, гримёр, композиция, обычай, персонаж, собиратель сказок, традиция. -читать и инсценировать сказку по ролям. -уметь распределять роли при подготовке к инсценированию (драматизации); -отбирать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты, тон, темп); -уметь выражать собственное отношение к герою в процессе чтения по ролям или инсценирования (драматизации). План урока: 1. Подготовительная работа. Отгадайте загадки: А) Длинноногий, длинношеий, длинноклювый, телом серый, а затылок голый, красный. Бродит по болотам грязным, ловит в них лягушек, бестолковых попрыгушек. (журавль) Б) Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост-краса. Кто это? (лиса) Какие названные в загадке признаки помогли вам узнать отгадку ? Знаете ли вы другие загадки о лисе или журавле? Могут ли они встретиться вместе в природе? Учитель: В жизни лиса или журавль практически не встречаются. Но в народном творчестве и литературе есть жанр, в котором возможно все, самые невероятные вещи. Как называется жанр? (сказка) Назовите уже прочитанные и знакомые народные сказки, в которых главный герой — лиса. («Кот, Петух и Лиса», «Лиса и тетерев», «Лиса и кувшин», «Лисичка-сестричка и волк» «Хитрая Лиса»). Опишите характер лисички в разных народных сказках. (Хитрая, умная, сообразительная, обманщица, находчивая, подлая.) С какими другими животными встречалась лиса в фольклорных произведениях? В какой сказке встретились эти герои? «Лиса и Журавль», Работа над этой сказкой будет темой нашего урока сегодня. 2. Чтение сказки учителем и хорошо читающими учащимися. 3. Проблемно-диалогическая работа с текстом - Чем понравилась вам сказка? -Можно ли утверждать, что, прочитав сказку, читатели узнают особенности жизни и быта, ценимые качества характера у русского народа? Обоснуйте своё мнение. -Что показалось забавным? - Почему лиса и журавль не стали дружить? Кто в этом виноват, почему? - Чем нравится вам конец сказки? ( провокация -«ловушка») -Как можно помирить героев? (творческое дополнение сказки другими событиями, героями и инсценировка «нового конца сказки» в группах; презентация вариантов) Словарная работа. - Как можно объяснить значение слов и выражений, сказать понятно всем нам: “вздумала”, “дорогой гость”, “стряпала”, “званый пир”, “не обессудь”, “потчевать”, “несолоно хлебавши”? Определить значение этих слов, используя толковый словарь учебника. - Как сказать иначе : “взяла лису досада” “Как аукнулось, так и откликнулось” “С тех пор и дружба врозь” - Какие слова сказки мы слышали как пословицы? Работа с текстом. А) Найди в тексте близкие по значению слова: -“познакомились” - “положила в тарелку каши” -“стала ходить вокруг кувшина с окрошкой” - “пошла домой голодная” Б) Найдите и прочитайте слова и выражения, которые можно встретить в других сказках. В) Прочитайте отрывок, доказывающий жадность лисы. Г) Прочитайте отрывок, рассказывающий о том, как поступил журавль после “угощения”. -В чем он оказался неправ ? Д) Найдите слова, описывающие состояние лисы после приема у журавля. -Как она могла не допустить ссоры с журавлем ? Е) Прочитайте самое длинное слово в тексте сказки. -Что оно значит? -Какие другие слова близки по смыслу? -Есть ли противоположные по смыслу слова для слова “откликнулось”? Ж) Прочитайте слова и выражения, которые вам понравились, показались красивыми? -Когда, в какой ситуации так можно нам сказать? З) Перечислите героев произведения. Определите их характер с помощью таблицы.
И) Самостоятельно определите, какие поступки совершают герои. Как к ним относится автор? Как вы относитесь к поступкам героев? 4. Работа по иллюстративному материалу. -Можно ли утверждать, что художнику - иллюстратору удалось передать характер лисы? Обоснуйте своё мнение. -Какой момент сказки изображен на этой иллюстрации? -Как художник показал то, что лисе хотелось попробовать угощение? -Как сказано об этом в тексте? -Что нарисовали бы вы в качестве иллюстрации? Прочитайте этот отрывок сказки 5. Физминутка. -Представьте себя на месте журавля. Встаньте и покажите его состояние в этот момент позой, мимикой, жестами (к доске на пантомиму приглашаются желающие, «зрители» аплодисментами выбирают самого понравившегося, отмечая, что именно понравилось) -Найдите и прочитайте слова и выражения, которые помогут нам изобразить позу, движения лисы дома. -Найдите и прочитайте слова и выражения, которые помогут нам изобразить позу, движения лисы в гостях. -Изобразите лису, работая телом, мимикой и жестами ( 2-3 пары показывают пантомиму у доски, доказывая строчками текста выбор невербальных средств) 6. Групповая работа Встаньте, повернитесь и улыбнитесь друг другу, образуйте группы по два или три человека А) Распределение и чтение сказки по ролям в группах (парах).
Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать. Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем!
Б) по желанию инсценирование отрывка (парами или группами) у доски. В) Обсуждение: Чье исполнение (чтение) показалось вам более удачным? Почему? Похвалите: “Особенно мне понравилось, как….изобразил (прочитал)…..”. 7. Итог урока. Рефлексия. -Составьте предложения по теме урока , используя предложенные термины (на доске записаны: вымысел, гордость, гордыня, композиция, обычай, персонаж, традиция) -Определите главную мысль сказки (чему она учит). -Какой мудрый совет дает нам сказка? -Можно ли сказать, что он устарел и не нужен уже в современной жизни человека? -Покажите на цифровом веере номер выбранного варианта, какие пословицы могли бы стать моралью сказки:( пословицы записаны на доске и читаются хором)
-Какие традиции и особенности быта русского народа показаны в сказке? -Чья работа на уроке заслуживает хорошей оценки и почему? -Чье групповое исполнение (чтение) показалось вам более удачным и почему? -Комментирование оценок за урок отдельным учащимся совместно с учителем 8. Домашнее задание по выбору ( возможна групповая работа): 1.Сделать иллюстрацию (коллаж); нарисовать, слепить героев сказки. 2.Творческая тетрадь, с. 31. Составьте и запишите описание « Образ лисы в сказках разных народов». 3. Найти и прочитать сказки разных народов с похожей моралью, приготовиться кратко пересказать прочитанное. 4.Сочините свою «народную» сказку с этими персонажами (лиса, журавль) от имени любого народа, проживающего на территории Удмуртии ( используя народные названия одежды, предметов быта и т.д.) 5. Запишите названия сказок народов, проживающих на территории Удмуртии, в которых персонажем является лиса. Составьте кроссворд ( филворд, сканворд) по теме |