Скачать 71.15 Kb.
|
Тема: «Авторская пунктуация» Цели урока: закрепить полученные ранее теоретические знания об авторских знаках препинания, их роли в художественном тексте; развивать умение отличать авторские знаки препинания от регулируемых пунктуационными правилами. Задачи: Обучающие: - закреплять правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения, при прямой речи, в сложном предложении; - закреплять навыки правописания; - расширить лексический запас учащихся. Развивающие: - содействовать развитию внимания, памяти, логического мышления, умения сравнивать, классифицировать, анализировать; - развивать умение отличать авторские знаки препинания от регулируемых пунктуационными правилами; Воспитательные: - прививать интерес к творчеству писателей классической литературы. Тип урока: комбинированный Оборудование: рабочие листы План урока:
Ход урока
- Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Вижу, что у Вас хорошее настроение, значит, все у нас сегодня получится. Откроем рабочие тетради, запишем дату, вид работы и тему урока «Авторская пунктуация». И цель нашего урока закрепить полученные ранее знания об авторской пунктуации, развивать навык отличать авторские знаки препинания от регулируемых пунктуационными правилами.
- Ну а в начале нашего урока проведем традиционную словарную работу. Посмотрите на доску. Запишите слова в тетрадь, вставьте пропущенные буквы, при необходимости воспользуйтесь орфографическим словарем:
- Марина поработает с «Толковым словарем» и определит значение этих слов. Отметьте слово, лексическое значение которого заключается в следующем: ….. - явление, доминирующее, главенствующее в какой-нибудь сфере. (ответ ученика) - Марина, правильно? А каково лексическое значение других слов? (ответ Марины) - Ребята, обратите внимание на эти слова, мы сегодня еще к ним обратимся.
- Для того чтобы достичь цели урока, чтобы уметь видеть в тексте авторские знаки препинания, необходимо знать, повторить регламентированные пунктуационными правилами. Проверим домашнее задание. Ученик читает предложения со знаками препинания. Другой ученик нарисует схемы предложений на доске. Все остальные проверяют вместе с нами.
- Проверим схемы. Все ли правильно? Есть вопросы к Саше? 4. Работа с текстом № 1 - Обратите внимание на рабочие листы. Перед вами отрывок из стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Голуби». Прочитаем текст. Все притаилось... все изнывало под зловещим блеском последних солнечных лучей. Не слыхать, не видать ни одной птицы; попрятались даже воробьи. Только где-то вблизи упорно шептал и хлопал одинокий крупный лист лопуха. Как сильно пахнет полынь на межах! Я глядел на синюю громаду... и смутно было на душе. Ну скорей же, скорей! — думалось мне, — сверкни, золотая змейка, дрогни, гром! двинься, покатись, пролейся, злая туча, прекрати тоскливое томленье! Но туча не двигалась. Она по-прежнему давила безмолвную землю... и только словно пухла да темнела. И вот по одноцветной ее синеве замелькало что-то ровно и плавно; ни дать ни взять белый платочек или снежный комок. То летел со стороны деревни белый голубь. Летел, летел — все прямо, прямо... и потонул за лесом. Возьмем в руки карандаши и найдем предложения, где постановка знаков препинания не регламентирована правилами. - Так как же называется такая постановка знаков препинания? (авторская пунктуация). - О том, что авторская пунктуация существует, знают все. Но что же она все-таки собой представляет? Послушаем сообщение Веры об авторских знаках препинания.
Читая художественную литературу, мы часто сталкиваемся с таким явлением, когда наших знаний правил пунктуации (в идеале – даже знание полного свода правил) оказывается недостаточно, чтобы соотнести некоторые знаки с конкретными из этих правил. Ясно, что мы имеем дело с нерегламентированной пунктуацией. К сожалению, в таких случаях очень часто поступают просто: не соответствует правилу, значит, авторское. Прежде всего, термин «авторская пунктуация» допускает двоякое толкование. С одной стороны, под этим термином понимаются особенности пунктуационного оформления текстов, носящие индивидуальный характер, присущие тому или иному писателю, в целом не противоречащие в данный период правилам. С другой стороны, указанный термин трактуется как «сознательное отступление от действующих норм пунктуации и особое применение знаков препинания в художественных текстах. Действительно, в печатных и рукописных текстах нередко встречается пунктуация, не подпадающая под принятые правила, но оправданная стилем, жанром, контекстом произведения. Четкую границу между этими двумя понятиями провести трудно, и представляется возможным рассматривать авторскую пунктуацию в обоих аспектах.
Слово учителя: Если в авторском тексте обнаруживается пунктуация, противоречащая правилам постановки знаков препинания, то это заставляет следить за текстом и думать над тем, почему появился знак: возник он случайно, спонтанно или за ним кроется какая-то авторская мысль, которую нужно «расшифровать». - Вернемся к тексту. С какой целью использовал Тургенев авторские знаки препинания?
- Мы с вами очень хорошо поработали с текстом, поэтому перед выполнением следующего письменного задания, необходимо провести зрительную гимнастику. Наблюдая за постановкой знаков у разных авторов, исследователи приходят к выводу, что каждый автор тяготеет к какому-то определенному знаку, который чаще других появляется в его текстах. Так, о Тургеневе говорят, что он часто пользуется многоточием и точкой с запятой, имя Цветаевой сразу же ассоциируется с тире, а при упоминании Достоевского всплывают в памяти многочисленные точки с запятой и тире.
Продолжим работу, обратим внимание на текст № 2. Спишите текст, расставьте недостающие знаки препинания, объясните орфограммы. К какому стилю принадлежит текст? (художественный). Кто автор этого отрывка? (М. Горький «Старуха Изергиль», «Легенда о Данко») В каких предложениях, по-вашему, есть авторские знаки? А теперь переверните листы и проверьте, правильно ли вы определили авторские знаки.
Какой знак чаще всего у Горького встречается как авторский? (Тире) Верно. Послушаем сообщение Леры о знаке препинания тире. Слово «Тире» заимствовано из французского языка, tirer – «тянуть», что вполне соответствует форме знака. А языковед А. Барсов, ученик М. В. Ломоносова, называл этот знак «молчанкой». О «молчанке» говорится, что она «начатую речь прерывает либо совсем, либо на малое время для выражения жестокой страсти, либо для приготовления читателя к какому-нибудь чрезвычайному и неожиданному слову или действию в последствие. Но больше всего служит она к разделению лиц в продолжающемся разговоре». После введения Карамзиным в число русских знаков препинания тире этот знак начал широко употребляться нашими писателями для обозначения главным образом различного рода пауз. Смысловая, синтаксическая, интонационная функция, графическая выразительность этого знака завоевали ему популярность у многих писателей. Это Ф. М. Достоевский, М. Горький, И. С. Тургенев, Марина Цветаева, А. Н. Толстой, Анна Ахматова, Ф. И. Тютчев. В. Маяковский использует тире для передачи отрывистой, разорванной речи. Учитель: Так что же хотел передать Максим Горький постановкой тире? - Как вы думаете в каком еще стиле может встретиться авторская пунктуация? (в публицистическом, так как он рассчитан для воздействия на публику, для выражения эмоций) 10. Работа с текстом № 3 - Именно к такому стилю и относится текст № 3. Прочитайте. Вставьте подходящее по смыслу словарное слово. Запишите первые два предложения. Подчеркните словарное слово. Во втором абзаце найдите предложение с авторским знаком препинания. Что хотел сказать автор?
А теперь, ребята, мы проведем тест, чтобы проверить насколько хорошо вы усвоили материал сегодняшнего урока. Листы с тестами у вас на партах. Самопроверка. Варианты ответов на доске. Кто не допустил ни одной ошибки? А кто одну? Две?
Что нового узнали на уроке? Что особенно понравилось? Выставление отметок. - Вам тоже, может быть, захочется ставить знаки препинания по-своему. Не спешите… На авторские знаки имеют право только очень образованные люди.
|