Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 63.35 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации28.04.2014
Размер63.35 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Философия > Урок
Урок № 4

Тема: Прямое и переносное значение слов. Чтение текста и определение его основной мысли
Цели урока: дать понятие о прямом и переносном значении слов; учить различать прямое и переносное значение слов; раскрывать перед учащимися богатство выразительных возможностей русского языка на основе текста; учить определять основную мысль текста (сказки); воспитывать нравственные качества и культуру речи.

Оборудование: учебник русского языка для 5 класса с украинским языком обучения (авторы Гудзык И.П., Корсаков В.О.; К.: 2006); толковые словари; мультимедийная презентация в программе Power Point.

Тип урока: комбинированный

ХОД УРОКА

І. Организационный момент

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок!

II. Мотивация учебной деятельности

  • Эвристическая беседа

Часто мы серьёзно говорим: «Я съел уже целую тарелку». Обратим внимание на слово «съел» в этом высказывании. Как вы думаете, можно ли есть тарелки? Почему? А почему слон отдаёт своё название человеку?

На все эти «почему» мы ответим в течение нашего тема урока. А сейчас запишем в тетради тему: «Прямое и переносное значение слов…» (сообщение целей и задач урока).

  • Сообщение целей и задач урока

  • Записывание темы урока

III. Формирование новых понятий

  • Слово учителя

Да, саму тарелку съесть невозможно, но если в тарелку налили суп, тогда сам суп мы и называем словом «тарелка». Ведь суп и тарелка связаны как содержимое и содержащее. Емкость и то, чем она наполнена,

расположены рядом. Такой перенос значения слова с одного предмета на другой называют переносом по «рядомрасположенности», или, другими словами, по смежности. Так у слова «тарелка» вместо одного, главного, значения появилось второе: «то, что налито в тарелку» (в нашем случае – это суп). Слова, имеющие несколько значений, называют многозначными.

Запомним: главное значение называется прямым, а второе – переносным значением.

  • Слово учителя

Могут переноситься названия не только отдельных предметов, но и названия признаков. Сравните два словосочетания: железные гвозди (из железа) - железное здоровье (крепкое). Здесь сравнивается свойства гвоздя и свойство человеческого здоровья. Название свойства гвоздя переносится на свойство человеческого здоровья. Ведь бывают люди, которые совсем не болеют. Такой перенос названия с признака на признак называют переносом по сходству. Сходным в нашем примере есть крепость железного гвоздя и крепость здоровья. Ещё добавляют, что это сходство по впечатлению от гвоздя и от здоровья. А бывает сходство, например, по цвету. Сравните словосочетания: золотое кольцо и золотая пшеница.

  • Работа с толковым словарём

Перед вами толковые словари. В них составители словаря поместили словарные статьи. Статьи написаны по строгим правилам. Под цифрой 1 всегда указывается прямое значение слова. А переносные значения перечисляются под цифрами 2, 3 и т.д. Найдите статью к слову «серебряный». Прочитайте её и обратите внимание на цифры, указывающие порядок значений многозначного слова.

  • Тренировочное задание

В каких словосочетаниях слово «серебряный» употреблено в прямом значении, а в каких – в переносном? Выполняйте это задание, заполняя таблицу.

Серебряное кольцо, серебряные волосы, серебряные листья, серебряная статуя, серебряная цепочка, серебряные росы.

Прямое

Переносное

Серебряное кольцо

Серебряные волосы

серебряная статуя

серебряные листья

серебряная цепочка

серебряные росы




  • Работа с учебником

Выполните упражнение № 312. Спишите отрывок из стихотворения и подчеркните слова, которые употреблены в переносном значении.

  • Проверка выполнения задания

  • Физкультминутка

IV. Работа над темой урока

  • Слово учителя. Целенаправленное чтение – это чтение текста с остановками, анализом прочитанного, наводящими вопросами и прогнозом относительно дальнейшего развития событий. Остановки необходимо делать на самых интересных и неожиданных местах.

  • Творческое чтение текста с дополнительным заданием

Ученики читают текст частями. После завершения чтения каждой части отвечают на вопрос, предполагающий прогнозирование дальнейших событий.

  • Чтение первого отрывка.

КАК ЗАЯЦ ПРОШКА ДРУГА ИСКАЛ

«Почему это у меня друга нет?» - подумал заяц Прошка. Ходил-ходил, искал- искал... У трудолюбивого бобра мохнатые бобрята, семья большая, ему некогда. У длинноногого аиста — голодные аистята. Хлопот полон рот: кормить надо, учить летать надо. Встретил Прошка огромного лося из соседнего леса, хотел с ним подружиться.

  • Беседа по прочитанному фрагменту.

- Что сказал зайцу лось?

  • Чтение второго отрывка.

Но лось только засмеялся: «Всем ты, заяц, хорош, но уж очень мал. Вот подрасти немного, тогда и подружимся».

  • Беседа по прочитанному фрагменту.

- Что случилось дальше?

  • Чтение третьего отрывка.

Весь день искал Прошка. И еще день. Наконец, пришёл к глубокому синему озеру, сел на светло-зелёную мягкую траву и заплакал. Вдруг из воды ярко-зелёная лягушка выпрыгнула. Голова круглая, глаза большие, грустные.

- Почему плачешь, заяц? Беда какая?

- Ой, беда, лягушка, беда! У каждого порядочного зверя есть верный друг, а у меня нет. Два дня искал, и всё без толку.

  • Беседа по прочитанному фрагменту.

- Что предложила зайцу лягушка?

  • Чтение четвёртого отрывка.

- Два дня – это что! У меня вот тоже друга нет, так я уже целую неделю ищу. Давай вместе искать.

- А как?

- А так. Я налево пойду, а ты направо. Я всем, кого встречу, буду о тебе хорошо говорить, а ты – обо мне.

  • Беседа по прочитанному фрагменту.

- Понравилось ли её предложение зайцу?

  • Чтение пятого отрывка.

- Ну, молодец, придумала. О себе хорошие слова говорить как-то неловко (неприлично), а о тебе я такое наговорю. Мол, неплохая, даже очень хорошая эта лягушка, добрая, чуткая, одинокая...

И стал заяц для лягушки друга искать, а она для него. Ходят они по лесу, хвалят друг друга. А поздним вечером сойдутся на берегу зелёного озера и рассказывают, кто кого видел, кто с кем говорил, какие случаи с ним по дороге бывали. Долго так сидят.

  • Беседа по прочитанному фрагменту.

- Что произошло дальше?

  • Чтение шестого отрывка.

Неделя прошла. Другая. Однажды приходят они на свое любимое место, а там ёж с кротом сидят у пенька, в шашки играют.

- Мы вас как раз ждём, - сказал ёж.

- Да! - сказал крот. - Подойдите поближе, поговорить надо... Объясните нам, что это вы все ходите по лесу, чего ищете...

- Я вот для Прошки друга ищу, - сказала лягушка, - а он для меня. Разве нельзя?

- Почему нельзя? - сказал ёж серьёзно и засмеялся. - Можно. Но ведь вы,глупые звери, уже нашли. И у тебя есть друг, и у Прошки.

- Это как? – удивился Прошка.

- А вот как! Ты — лягушкин друг, а она – твой друг.

  • Беседа по прочитанному фрагменту.

- Что имел в виду ёж?

  • Чтение седьмого отрывка.

- Слушай, лягушка, чего нам искать? Возьми меня в друзья. На всю жизнь. Мне с тобой хорошо.

Смутилась лягушка.

- И мне с тобой хорошо, - говорит, - только я думала, что я такая ... мокрая, скользкая, холодная, неприятная...

- Да что ты! Наоборот!!! Ты такая красивая, ярко-зелёная, добрая, отзывчивая, чуткая, умная... Интересная собеседница. Я вот тебе ярко-оранжевую вкусную морковку принесу.

- А я... Я тебя квакать научу. Хочешь?

- Конечно!

Что говорить, квакать заяц так и не научился. А лягушка есть красивую морковку не стала. Не смогла. Но все равно стали они верными, настоящими друзьями.

(По Л. Завальнюку)

  • Беседа по прочитанному фрагменту.

- Что сказал лягушке заяц? Что ответила лягушка?

  • Обобщающая беседа, записывание основной мысли текста

- Какими же качествами должен обладать настоящий друг?

- Какова основная мысль текста? Запишите её в тетради.

V. Подведение итогов урока

- Как отличить прямое значение слова от переносного значения? Приведите примеры слов в прямом и переносном значении.

- Почему одно из значений многозначного слова называется переносным?

- Что вам больше всего понравилось на уроке. Почему?

VІ. Домашнее задание

Выпишите из толкового словаря три многозначных слова. Составьте с ними шесть предложений, употребив выбранные слова, как в прямом значении, так и в переносном.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск