Урок № 4
Тема: Прямое и переносное значение слов. Чтение текста и определение его основной мысли Цели урока: дать понятие о прямом и переносном значении слов; учить различать прямое и переносное значение слов; раскрывать перед учащимися богатство выразительных возможностей русского языка на основе текста; учить определять основную мысль текста (сказки); воспитывать нравственные качества и культуру речи.
Оборудование: учебник русского языка для 5 класса с украинским языком обучения (авторы Гудзык И.П., Корсаков В.О.; К.: 2006); толковые словари; мультимедийная презентация в программе Power Point.
Тип урока: комбинированный
ХОД УРОКА
І. Организационный момент
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок!
II. Мотивация учебной деятельности Часто мы серьёзно говорим: «Я съел уже целую тарелку». Обратим внимание на слово «съел» в этом высказывании. Как вы думаете, можно ли есть тарелки? Почему? А почему слон отдаёт своё название человеку?
На все эти «почему» мы ответим в течение нашего тема урока. А сейчас запишем в тетради тему: «Прямое и переносное значение слов…» (сообщение целей и задач урока).
Сообщение целей и задач урока
Записывание темы урока
III. Формирование новых понятий Да, саму тарелку съесть невозможно, но если в тарелку налили суп, тогда сам суп мы и называем словом «тарелка». Ведь суп и тарелка связаны как содержимое и содержащее. Емкость и то, чем она наполнена,
расположены рядом. Такой перенос значения слова с одного предмета на другой называют переносом по «рядомрасположенности», или, другими словами, по смежности. Так у слова «тарелка» вместо одного, главного, значения появилось второе: «то, что налито в тарелку» (в нашем случае – это суп). Слова, имеющие несколько значений, называют многозначными.
Запомним: главное значение называется прямым, а второе – переносным значением. Могут переноситься названия не только отдельных предметов, но и названия признаков. Сравните два словосочетания: железные гвозди (из железа) - железное здоровье (крепкое). Здесь сравнивается свойства гвоздя и свойство человеческого здоровья. Название свойства гвоздя переносится на свойство человеческого здоровья. Ведь бывают люди, которые совсем не болеют. Такой перенос названия с признака на признак называют переносом по сходству. Сходным в нашем примере есть крепость железного гвоздя и крепость здоровья. Ещё добавляют, что это сходство по впечатлению от гвоздя и от здоровья. А бывает сходство, например, по цвету. Сравните словосочетания: золотое кольцо и золотая пшеница.
Работа с толковым словарём
Перед вами толковые словари. В них составители словаря поместили словарные статьи. Статьи написаны по строгим правилам. Под цифрой 1 всегда указывается прямое значение слова. А переносные значения перечисляются под цифрами 2, 3 и т.д. Найдите статью к слову «серебряный». Прочитайте её и обратите внимание на цифры, указывающие порядок значений многозначного слова. В каких словосочетаниях слово «серебряный» употреблено в прямом значении, а в каких – в переносном? Выполняйте это задание, заполняя таблицу.
Серебряное кольцо, серебряные волосы, серебряные листья, серебряная статуя, серебряная цепочка, серебряные росы.
Прямое
| Переносное
| Серебряное кольцо
| Серебряные волосы
| серебряная статуя
| серебряные листья
| серебряная цепочка
| серебряные росы
|
Выполните упражнение № 312. Спишите отрывок из стихотворения и подчеркните слова, которые употреблены в переносном значении.
Проверка выполнения задания
Физкультминутка
IV. Работа над темой урока
Слово учителя. Целенаправленное чтение – это чтение текста с остановками, анализом прочитанного, наводящими вопросами и прогнозом относительно дальнейшего развития событий. Остановки необходимо делать на самых интересных и неожиданных местах.
Творческое чтение текста с дополнительным заданием
Ученики читают текст частями. После завершения чтения каждой части отвечают на вопрос, предполагающий прогнозирование дальнейших событий. КАК ЗАЯЦ ПРОШКА ДРУГА ИСКАЛ
«Почему это у меня друга нет?» - подумал заяц Прошка. Ходил-ходил, искал- искал... У трудолюбивого бобра мохнатые бобрята, семья большая, ему некогда. У длинноногого аиста — голодные аистята. Хлопот полон рот: кормить надо, учить летать надо. Встретил Прошка огромного лося из соседнего леса, хотел с ним подружиться.
Беседа по прочитанному фрагменту.
- Что сказал зайцу лось? Но лось только засмеялся: «Всем ты, заяц, хорош, но уж очень мал. Вот подрасти немного, тогда и подружимся».
Беседа по прочитанному фрагменту.
- Что случилось дальше? Весь день искал Прошка. И еще день. Наконец, пришёл к глубокому синему озеру, сел на светло-зелёную мягкую траву и заплакал. Вдруг из воды ярко-зелёная лягушка выпрыгнула. Голова круглая, глаза большие, грустные.
- Почему плачешь, заяц? Беда какая?
- Ой, беда, лягушка, беда! У каждого порядочного зверя есть верный друг, а у меня нет. Два дня искал, и всё без толку.
Беседа по прочитанному фрагменту.
- Что предложила зайцу лягушка?
Чтение четвёртого отрывка.
- Два дня – это что! У меня вот тоже друга нет, так я уже целую неделю ищу. Давай вместе искать.
- А как?
- А так. Я налево пойду, а ты направо. Я всем, кого встречу, буду о тебе хорошо говорить, а ты – обо мне.
Беседа по прочитанному фрагменту.
- Понравилось ли её предложение зайцу? - Ну, молодец, придумала. О себе хорошие слова говорить как-то неловко (неприлично), а о тебе я такое наговорю. Мол, неплохая, даже очень хорошая эта лягушка, добрая, чуткая, одинокая...
И стал заяц для лягушки друга искать, а она для него. Ходят они по лесу, хвалят друг друга. А поздним вечером сойдутся на берегу зелёного озера и рассказывают, кто кого видел, кто с кем говорил, какие случаи с ним по дороге бывали. Долго так сидят.
Беседа по прочитанному фрагменту.
- Что произошло дальше? Неделя прошла. Другая. Однажды приходят они на свое любимое место, а там ёж с кротом сидят у пенька, в шашки играют.
- Мы вас как раз ждём, - сказал ёж.
- Да! - сказал крот. - Подойдите поближе, поговорить надо... Объясните нам, что это вы все ходите по лесу, чего ищете...
- Я вот для Прошки друга ищу, - сказала лягушка, - а он для меня. Разве нельзя?
- Почему нельзя? - сказал ёж серьёзно и засмеялся. - Можно. Но ведь вы,глупые звери, уже нашли. И у тебя есть друг, и у Прошки.
- Это как? – удивился Прошка.
- А вот как! Ты — лягушкин друг, а она – твой друг.
Беседа по прочитанному фрагменту.
- Что имел в виду ёж? - Слушай, лягушка, чего нам искать? Возьми меня в друзья. На всю жизнь. Мне с тобой хорошо.
Смутилась лягушка.
- И мне с тобой хорошо, - говорит, - только я думала, что я такая ... мокрая, скользкая, холодная, неприятная...
- Да что ты! Наоборот!!! Ты такая красивая, ярко-зелёная, добрая, отзывчивая, чуткая, умная... Интересная собеседница. Я вот тебе ярко-оранжевую вкусную морковку принесу.
- А я... Я тебя квакать научу. Хочешь?
- Конечно!
Что говорить, квакать заяц так и не научился. А лягушка есть красивую морковку не стала. Не смогла. Но все равно стали они верными, настоящими друзьями.
(По Л. Завальнюку)
Беседа по прочитанному фрагменту.
- Что сказал лягушке заяц? Что ответила лягушка?
Обобщающая беседа, записывание основной мысли текста
- Какими же качествами должен обладать настоящий друг?
- Какова основная мысль текста? Запишите её в тетради.
V. Подведение итогов урока
- Как отличить прямое значение слова от переносного значения? Приведите примеры слов в прямом и переносном значении.
- Почему одно из значений многозначного слова называется переносным?
- Что вам больше всего понравилось на уроке. Почему?
VІ. Домашнее задание
Выпишите из толкового словаря три многозначных слова. Составьте с ними шесть предложений, употребив выбранные слова, как в прямом значении, так и в переносном.
|