Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 105.6 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации03.05.2014
Размер105.6 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
М.Ю.Лермонтов. Творческая история создания поэмы «Мцыри»
1. Подготовка

А)

-Для чего человек рождается на свет?

-Как на этот вопрос дается ответ в афоризмах
А.Человек для слёз приходит в этот мир. Но имеет право быть свободным.

Б.Никогда не лишай человека или животное свободы, величайшего блага на земле. Шарль де Косте

В.Любовь - единственное стоящее чувство, ради которого можно жить в этом мире и вновь прийти в этот мир… Виктор Жирнов (писатель)

Г.Свободным от страданий еще никто не рождался. Иоганн Шиллер

Д.Человек рождается, чтобы стать КОРОЛЕМ (КОРОЛЕВОЙ), но не редко превращается в лягушку
Литвак Михаил Ефимовичврач (психотерапевт)

Е.Человек рожден для счастья как птица для полета
-Какие бы афоризмы объединили и почему?

А,Б,В.(право на свободу, нельзя лишать человека этого прав, до конца свободным быть не может)

А,В (для страданий)

Б,Д,Г (для хорошего, быть личностью, но может оказаться никем)
Б)

-Чтение отрывка из поэмы Лермонтова «Мцыри»

Каким афоризмам по смыслу соответствует этот отрывок?

Давным – давно задумал я…

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы.
В)

-Что такое свобода?

-Как на данный вопрос отвечает словарь? Найдите толкование этого слова? Что общего во всех определениях (отсутствие ограничений в прямом и переносном значении)

Г)

-Что значит быть свободным для вас?

-Что объединяет высказывания? Что отличает?

Свобода - в самом общем смысле, наличие возможности выбора

Свобода в действительности и означает постоянный выбор, но всегда существует определённая цена свободы - усилия, риск, тревога. Нежелание платить эту цену и делает людей несвободными Кочюнас Р (психолог)

(человек имеет право свободного выбора на что - то)

Д)

-Мы читали отрывок из поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Проявляется ли мысль о свободе выбора в размышлении главного героя?

-Хотя предложение по цели высказывания повествовательное, но на какое по цели высказывания похоже?

-На какой вопрос ищет ответ герой поэмы? (имеет ли свободный выбор человек?)

-Были ли в творчестве М.Ю.Лермонтова еще произведения на тему свободы?

(Тучи, Бородино, Парус)

-Сделайте вывод о значимости свободолюбивой лирике в творчестве поэта.
2.Тема и цель

-О творчестве какого поэта пойдет сегодня речь?

-Какому произведению будет посвящен наш урок?

-Какая наша с вами главная задача будет? (понять идею)

-Как вы думаете, с какими понятиями эта идея будет связана? (свобода)

-Я немного конкретизирую нашу задачу:

Цель на тему: Для чего рождается человек- быть ограниченным чем –то и кем – то или быть свободным в своем выборе? Что значит быть свободным для главного героя поэмы? Для М.Ю.Лермонтова?

Тема урока

М.Ю.Лермонтов. Творческая история создания поэмы «Мцыри»

Цель на урок:

-Нужна ли такая тема, нужно ли рассматривать историю? Зачем? (понять идею, цель написания)

3.Основная часть.

А)Чтение начала поэмы (1 часть)

-Где происходят события поэмы (Кавказ). С каким конкретным местом они связаны?

-Случаен ли выбор места действия для Лермонтова? Докажите.

Б)Какое место в жизни М.Ю.Лермонтова занимал Кавказ?

-Детство (лечился) стр316, 318

Что поразило Лермонтова? (красота природы)Чем красота поразила поэта? (пышная, яркая, дикая, неспокойная)

Что еще поразило 318 стр. (символ свободы и вольности, горцы - воинственный народ, свободолюбивый, с мирными нравами тихой простоты)

Как эту красоту он описал в поэме? Гл. 6 стр. 329

-Что можно о самом поэте сказать в ходе наших наблюдений?

-Впечатления нашли отражение в живописных полотнах М.Ю.Лермонтова

-Служба на Кавказе. Ссылки 1837,1840 стр. 319 Каким человеком показал себя Лермонтов

Выводы:

Что значил Кавказ для М.Ю.Лермонтова?

В)история создания поэмы:

- стр. 323 Когда возник замысел поэмы? (1831 год записки молодого монаха)

- 1837 год. Возникновение замысла биограф поэта П.А.Висконтов связывает с путешествием по Военно-Грузинской дороге. Тогда Лермонтов посетил древнюю столицу Грузии, город Мцхета (рядом с Тбилиси), расположенную в месте слияния рек Арагвы и Куры; собор Светицховели, где находятся могилы последних грузинских царей Ираклия II и Георгия XII. Там, по свидетельству родственников поэта А.П. Шан- Гирея и А.А.Хастатова, Лермонтов встретил одинокого монаха, который рассказал ему свою историю. Горец по рождению, он ребёнком был взят в плен генералом Ермоловым. В дороге мальчик заболел, и Ермолов оставил его в христианском монастыре. Маленький горец долго не мог привыкнуть к монастырской жизни, тосковал и делал попытки убежать на родину. Последствием одной такой попытки была долгая тяжёлая болезнь, едва не убившая его. Однако в конце концов он смирился со своей долей и провёл жизнь в стенах древней обители.Прообразом описанного в поэме монастыря стал монастырь Джвари, стоящий на горе напротив Свети Цховели, на другой стороне реки.

- когда был готов черновой вариант (1839 год)

-когда вышла в свет? (1840)

-как менялось название? («Бэри» - монах, «Мцыри» - неслужащий монах, готовят в монахи, послушник) Почему?

-Какой еще смысл имеет это слово (пришелец, чужеземец и одинокий человек) -История эпиграфа. Почему меняется?

Обращаем внимание на необычный эпиграф «Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю» (Вкушая, я вкусил мало меду, и вот я умираю). Первоначально Лермонтов хотел выбрать другой эпиграф «У каждого есть только одна родина», но впоследствии от него отказался.

Приложение 2

В 1 – й Книге Царств (гл.14), откуда Лермонтов взял строку для эпиграфа, рассказывается следующая история.

Во время битвы с врагами «люди израильские были истомлены…; а Саул (их царь) весьма безрассудно заклял народ, сказав: проклят, кто вкусит хлеба до вечера, доколе я не отомщу врагам моим. И никто из народа не вкусил пищи»

Только сын Саула Ионафан «протянул конец палки, которая была в руке его, обмакнул её в сот медовый и обратил её и к устам своим, и просветлели глаза его». Правда, Ионафан не знал о заклятии отца. Но когда ему сказали о заклятии, он возмутился: «Смутил отец мой землю: смотрите, у меня просветлели глаза, когда я вкусил этого мёду».

Бог дал знамение Саулу, а тот, узнав, что его сын, Ионафан, нарушил заклятие, решил казнить его. И тогда Ионафан произнёс знаменательные слова: «Я отведал концом палки, которая в руке моей, немного мёду; и вот я должен умереть» (ср. «Вкушая, вкусих мало меду, и се аз умираю») Важна интонация, с которой произносятся эти слова. Из библейского контекста ясно, что Ионафан говорит не в смирении, не в отчаянии. На смирение он вообще был не способен; и позднее он вступал во враждебные отношения с отцом, и тот называл его «сыном негодным и непокорным». Слишком незначителен «грех» («Я отведал …немного мёду») и несоразмерно велико наказание («…и вот я должен умереть») – таков смысл слов Ионафана. Интересно, что, когда Саул так же несправедливо осудил на смерть друга Ионафана Давида, Ионафан гневно бросил отцу: «За что умерщвляешь его? Что он сделал?» Недаром народ, несмотря на то что бог косвенно обвинил Ионафана, дав знамение Саулу, единодушно выступил против решения Саула: «Да не будет этого!» И освободил народ Ионафана, и не умер он».
Эпоха, отраженная в поэме:-

-чтение главы 2 . Какое время нашло отражение в поэме
Алексей Птрович Ермолов с 1816 командир Отдельного Грузинского (позже Кавказского) корпуса. Представленный им Александру I план действий на Кавказе был одобрен, и с 1818 г. начинается ряд военных операций Ермолова в Чечне, Дагестане и на Кубани, сопровождавшихся постройкою новых крепостей (Грозная, Внезапная, Бурная) и наведших сильный страх на горцев. Он подавил беспокойства, возникшие в Имеретии, Гурии, Менгрелии, и присоединил к русским владениям Абхазию) ханства Карабагское и Ширванское. В марте 1827 г. Ермолов просил увольнения от службы, покинул Кавказ и окончательно удалился от дел, хотя через несколько лет получил звание члена государственного совета.

-На Кавказе много монастырей? Почему?( уважительно относятся к вере, к традициям и обычаям)

-наш герой готовится стать монахом. Отличается ли жизнь монаха от жизни мирского человека? Чем?

Большая советская энциклопедия: «Согласно учению церкви, особенностью монашеской жизни является аскетизм. Аскетизм – это учение, основанное на ограничении или подавлении чувственных желаний; добровольном перенесении физической боли, одиночества, лишений и др. посредством постов, отшельничества, трудных обетов, различных самоистязаний как путь к нравственному совершенствованию.

В чем смысл жизни:

-Смирение
-Пассивность
-Покорность

-Отказ от земных радостей

-Покой
-Надежда на рай небесный как царство божественной благодати.

При посвящении в монахи над посвящаемым совершается обряд пострижения, после которого постриженный облачается в монашескую одежду (часто черного цвета), что должно ему напоминать о необходимости смирения. Монах вступает в монашескую общину, которая представляет общину братьев и сестер.

-Какое ваше отношение к монашеской жизни?Как вы думаете, по отрывку из поэмы и тому, что прочитали, какой можно сделать вывод об отношении героя к монашеской жизни?

Вывод у послушника есть выбор, а монах его уже сделал

4)Итог: Что дало мне знакомство с творческой историей создания поэмы?
5)Обобщение: Какие бы вопросы хотели задать герою поэмы?(26 глав, 3 – 26 рассказ Мцыри)

Приложение 1.

Афоризмы

Вывод

А.Человек для слёз приходит в этот мир. Но имеет право быть свободным.




Б.Никогда не лишай человека или животное свободы, величайшего блага на земле. Шарль де Косте




В.Любовь - единственное стоящее чувство, ради которого можно жить в этом мире и вновь прийти в этот мир… Виктор Жирнов




Г.Свободным от страданий еще никто не рождался. Иоганн Шиллер




Д.Человек рождается, чтобы стать КОРОЛЕМ (КОРОЛЕВОЙ), но не редко превращается в лягушку
Литвак Михаил Ефимовичврач =




Е.Человек рожден для счастья как птица для полета




М.Ю.Лермонтов «Мцыри»
Давным – давно задумал я…

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы.




Приложение 2

Примеры

Отличие

сходства

Свобода - в самом общем смысле, наличие возможности выбора









Свобода в действительности и означает постоянный выбор, но всегда существует определённая цена свободы - усилия, риск, тревога. Нежелание платить эту цену и делает людей несвободными Кочюнас Р







Приложение 3

1837 год. Возникновение замысла биограф поэта П.А.Висконтов связывает с путешествием по Военно-Грузинской дороге. Тогда Лермонтов посетил древнюю столицу Грузии, город Мцхета (рядом с Тбилиси), расположенную в месте слияния рек Арагвы и Куры; собор Светицховели, где находятся могилы последних грузинских царей Ираклия II и Георгия XII. Там, по свидетельству родственников поэта А.П. Шан- Гирея и А.А.Хастатова, Лермонтов встретил одинокого монаха, который рассказал ему свою историю. Горец по рождению, он ребёнком был взят в плен генералом Ермоловым. В дороге мальчик заболел, и Ермолов оставил его в христианском монастыре. Маленький горец долго не мог привыкнуть к монастырской жизни, тосковал и делал попытки убежать на родину. Последствием одной такой попытки была долгая тяжёлая болезнь, едва не убившая его. Однако в конце концов он смирился со своей долей и провёл жизнь в стенах древней обители.Прообразом описанного в поэме монастыря стал монастырь Джвари, стоящий на горе напротив Свети Цховели, на другой стороне реки.


Приложение 4

Обращаем внимание на необычный эпиграф «Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю» (Вкушая, я вкусил мало меду, и вот я умираю). Первоначально Лермонтов хотел выбрать другой эпиграф «У каждого есть только одна родина», но впоследствии от него отказался.

В 1 – й Книге Царств (гл.14), откуда Лермонтов взял строку для эпиграфа, рассказывается следующая история.

Во время битвы с врагами «люди израильские были истомлены…; а Саул (их царь) весьма безрассудно заклял народ, сказав: проклят, кто вкусит хлеба до вечера, доколе я не отомщу врагам моим. И никто из народа не вкусил пищи»

Только сын Саула Ионафан «протянул конец палки, которая была в руке его, обмакнул её в сот медовый и обратил её и к устам своим, и просветлели глаза его». Правда, Ионафан не знал о заклятии отца. Но когда ему сказали о заклятии, он возмутился: «Смутил отец мой землю: смотрите, у меня просветлели глаза, когда я вкусил этого мёду».

Бог дал знамение Саулу, а тот, узнав, что его сын, Ионафан, нарушил заклятие, решил казнить его. И тогда Ионафан произнёс знаменательные слова: «Я отведал концом палки, которая в руке моей, немного мёду; и вот я должен умереть» (ср. «Вкушая, вкусих мало меду, и се аз умираю») Важна интонация, с которой произносятся эти слова. Из библейского контекста ясно, что Ионафан говорит не в смирении, не в отчаянии. На смирение он вообще был не способен; и позднее он вступал во враждебные отношения с отцом, и тот называл его «сыном негодным и непокорным». Слишком незначителен «грех» («Я отведал …немного мёду») и несоразмерно велико наказание («…и вот я должен умереть») – таков смысл слов Ионафана. Интересно, что, когда Саул так же несправедливо осудил на смерть друга Ионафана Давида, Ионафан гневно бросил отцу: «За что умерщвляешь его? Что он сделал?» Недаром народ, несмотря на то что бог косвенно обвинил Ионафана, дав знамение Саулу, единодушно выступил против решения Саула: «Да не будет этого!» И освободил народ Ионафана, и не умер он».

Приложение 5

Алексей Птрович Ермолов с 1816 командир Отдельного Грузинского (позже Кавказского) корпуса. Представленный им Александру I план действий на Кавказе был одобрен, и с 1818 г. начинается ряд военных операций Ермолова в Чечне, Дагестане и на Кубани, сопровождавшихся постройкою новых крепостей (Грозная, Внезапная, Бурная) и наведших сильный страх на горцев. Он подавил беспокойства, возникшие в Имеретии, Гурии, Менгрелии, и присоединил к русским владениям Абхазию) ханства Карабагское и Ширванское. В марте 1827 г. Ермолов просил увольнения от службы, покинул Кавказ и окончательно удалился от дел, хотя через несколько лет получил звание члена государственного совета.

Приложение 6

Большая советская энциклопедия: «Согласно учению церкви, особенностью монашеской жизни является аскетизм. Аскетизм – это учение, основанное на ограничении или подавлении чувственных желаний; добровольном перенесении физической боли, одиночества, лишений и др. посредством постов, отшельничества, трудных обетов, различных самоистязаний как путь к нравственному совершенствованию.

В чем смысл жизни:

-Смирение
-Пассивность
-Покорность

-Отказ от земных радостей

-Покой
-Надежда на рай небесный как царство божественной благодати.

При посвящении в монахи над посвящаемым совершается обряд пострижения, после которого постриженный облачается в монашескую одежду (часто черного цвета), что должно ему напоминать о необходимости смирения. Монах вступает в монашескую общину, которая представляет общину братьев и сестер.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск