Скачать 105.6 Kb.
|
М.Ю.Лермонтов. Творческая история создания поэмы «Мцыри» 1. Подготовка А) -Для чего человек рождается на свет? -Как на этот вопрос дается ответ в афоризмах А.Человек для слёз приходит в этот мир. Но имеет право быть свободным. Б.Никогда не лишай человека или животное свободы, величайшего блага на земле. Шарль де Косте В.Любовь - единственное стоящее чувство, ради которого можно жить в этом мире и вновь прийти в этот мир… Виктор Жирнов (писатель) Г.Свободным от страданий еще никто не рождался. Иоганн Шиллер Д.Человек рождается, чтобы стать КОРОЛЕМ (КОРОЛЕВОЙ), но не редко превращается в лягушку Литвак Михаил Ефимовичврач (психотерапевт) Е.Человек рожден для счастья как птица для полета -Какие бы афоризмы объединили и почему? А,Б,В.(право на свободу, нельзя лишать человека этого прав, до конца свободным быть не может) А,В (для страданий) Б,Д,Г (для хорошего, быть личностью, но может оказаться никем) Б) -Чтение отрывка из поэмы Лермонтова «Мцыри» Каким афоризмам по смыслу соответствует этот отрывок? Давным – давно задумал я… Узнать, прекрасна ли земля, Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы. В) -Что такое свобода? -Как на данный вопрос отвечает словарь? Найдите толкование этого слова? Что общего во всех определениях (отсутствие ограничений в прямом и переносном значении) Г) -Что значит быть свободным для вас? -Что объединяет высказывания? Что отличает? Свобода - в самом общем смысле, наличие возможности выбора Свобода в действительности и означает постоянный выбор, но всегда существует определённая цена свободы - усилия, риск, тревога. Нежелание платить эту цену и делает людей несвободными Кочюнас Р (психолог) (человек имеет право свободного выбора на что - то) Д) -Мы читали отрывок из поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Проявляется ли мысль о свободе выбора в размышлении главного героя? -Хотя предложение по цели высказывания повествовательное, но на какое по цели высказывания похоже? -На какой вопрос ищет ответ герой поэмы? (имеет ли свободный выбор человек?) -Были ли в творчестве М.Ю.Лермонтова еще произведения на тему свободы? (Тучи, Бородино, Парус) -Сделайте вывод о значимости свободолюбивой лирике в творчестве поэта. 2.Тема и цель -О творчестве какого поэта пойдет сегодня речь? -Какому произведению будет посвящен наш урок? -Какая наша с вами главная задача будет? (понять идею) -Как вы думаете, с какими понятиями эта идея будет связана? (свобода) -Я немного конкретизирую нашу задачу: Цель на тему: Для чего рождается человек- быть ограниченным чем –то и кем – то или быть свободным в своем выборе? Что значит быть свободным для главного героя поэмы? Для М.Ю.Лермонтова? Тема урока М.Ю.Лермонтов. Творческая история создания поэмы «Мцыри» Цель на урок: -Нужна ли такая тема, нужно ли рассматривать историю? Зачем? (понять идею, цель написания) 3.Основная часть. А)Чтение начала поэмы (1 часть) -Где происходят события поэмы (Кавказ). С каким конкретным местом они связаны? -Случаен ли выбор места действия для Лермонтова? Докажите. Б)Какое место в жизни М.Ю.Лермонтова занимал Кавказ? -Детство (лечился) стр316, 318 Что поразило Лермонтова? (красота природы)Чем красота поразила поэта? (пышная, яркая, дикая, неспокойная) Что еще поразило 318 стр. (символ свободы и вольности, горцы - воинственный народ, свободолюбивый, с мирными нравами тихой простоты) Как эту красоту он описал в поэме? Гл. 6 стр. 329 -Что можно о самом поэте сказать в ходе наших наблюдений? -Впечатления нашли отражение в живописных полотнах М.Ю.Лермонтова -Служба на Кавказе. Ссылки 1837,1840 стр. 319 Каким человеком показал себя Лермонтов Выводы: Что значил Кавказ для М.Ю.Лермонтова? В)история создания поэмы: - стр. 323 Когда возник замысел поэмы? (1831 год записки молодого монаха) - 1837 год. Возникновение замысла биограф поэта П.А.Висконтов связывает с путешествием по Военно-Грузинской дороге. Тогда Лермонтов посетил древнюю столицу Грузии, город Мцхета (рядом с Тбилиси), расположенную в месте слияния рек Арагвы и Куры; собор Светицховели, где находятся могилы последних грузинских царей Ираклия II и Георгия XII. Там, по свидетельству родственников поэта А.П. Шан- Гирея и А.А.Хастатова, Лермонтов встретил одинокого монаха, который рассказал ему свою историю. Горец по рождению, он ребёнком был взят в плен генералом Ермоловым. В дороге мальчик заболел, и Ермолов оставил его в христианском монастыре. Маленький горец долго не мог привыкнуть к монастырской жизни, тосковал и делал попытки убежать на родину. Последствием одной такой попытки была долгая тяжёлая болезнь, едва не убившая его. Однако в конце концов он смирился со своей долей и провёл жизнь в стенах древней обители.Прообразом описанного в поэме монастыря стал монастырь Джвари, стоящий на горе напротив Свети Цховели, на другой стороне реки. - когда был готов черновой вариант (1839 год) -когда вышла в свет? (1840) -как менялось название? («Бэри» - монах, «Мцыри» - неслужащий монах, готовят в монахи, послушник) Почему? -Какой еще смысл имеет это слово (пришелец, чужеземец и одинокий человек) -История эпиграфа. Почему меняется? Обращаем внимание на необычный эпиграф «Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю» (Вкушая, я вкусил мало меду, и вот я умираю). Первоначально Лермонтов хотел выбрать другой эпиграф «У каждого есть только одна родина», но впоследствии от него отказался. Приложение 2 В 1 – й Книге Царств (гл.14), откуда Лермонтов взял строку для эпиграфа, рассказывается следующая история. Во время битвы с врагами «люди израильские были истомлены…; а Саул (их царь) весьма безрассудно заклял народ, сказав: проклят, кто вкусит хлеба до вечера, доколе я не отомщу врагам моим. И никто из народа не вкусил пищи» Только сын Саула Ионафан «протянул конец палки, которая была в руке его, обмакнул её в сот медовый и обратил её и к устам своим, и просветлели глаза его». Правда, Ионафан не знал о заклятии отца. Но когда ему сказали о заклятии, он возмутился: «Смутил отец мой землю: смотрите, у меня просветлели глаза, когда я вкусил этого мёду». Бог дал знамение Саулу, а тот, узнав, что его сын, Ионафан, нарушил заклятие, решил казнить его. И тогда Ионафан произнёс знаменательные слова: «Я отведал концом палки, которая в руке моей, немного мёду; и вот я должен умереть» (ср. «Вкушая, вкусих мало меду, и се аз умираю») Важна интонация, с которой произносятся эти слова. Из библейского контекста ясно, что Ионафан говорит не в смирении, не в отчаянии. На смирение он вообще был не способен; и позднее он вступал во враждебные отношения с отцом, и тот называл его «сыном негодным и непокорным». Слишком незначителен «грех» («Я отведал …немного мёду») и несоразмерно велико наказание («…и вот я должен умереть») – таков смысл слов Ионафана. Интересно, что, когда Саул так же несправедливо осудил на смерть друга Ионафана Давида, Ионафан гневно бросил отцу: «За что умерщвляешь его? Что он сделал?» Недаром народ, несмотря на то что бог косвенно обвинил Ионафана, дав знамение Саулу, единодушно выступил против решения Саула: «Да не будет этого!» И освободил народ Ионафана, и не умер он». Эпоха, отраженная в поэме:- -чтение главы 2 . Какое время нашло отражение в поэме Алексей Птрович Ермолов с 1816 командир Отдельного Грузинского (позже Кавказского) корпуса. Представленный им Александру I план действий на Кавказе был одобрен, и с 1818 г. начинается ряд военных операций Ермолова в Чечне, Дагестане и на Кубани, сопровождавшихся постройкою новых крепостей (Грозная, Внезапная, Бурная) и наведших сильный страх на горцев. Он подавил беспокойства, возникшие в Имеретии, Гурии, Менгрелии, и присоединил к русским владениям Абхазию) ханства Карабагское и Ширванское. В марте 1827 г. Ермолов просил увольнения от службы, покинул Кавказ и окончательно удалился от дел, хотя через несколько лет получил звание члена государственного совета. -На Кавказе много монастырей? Почему?( уважительно относятся к вере, к традициям и обычаям) -наш герой готовится стать монахом. Отличается ли жизнь монаха от жизни мирского человека? Чем? Большая советская энциклопедия: «Согласно учению церкви, особенностью монашеской жизни является аскетизм. Аскетизм – это учение, основанное на ограничении или подавлении чувственных желаний; добровольном перенесении физической боли, одиночества, лишений и др. посредством постов, отшельничества, трудных обетов, различных самоистязаний как путь к нравственному совершенствованию. В чем смысл жизни: -Смирение -Пассивность -Покорность -Отказ от земных радостей -Покой -Надежда на рай небесный как царство божественной благодати. При посвящении в монахи над посвящаемым совершается обряд пострижения, после которого постриженный облачается в монашескую одежду (часто черного цвета), что должно ему напоминать о необходимости смирения. Монах вступает в монашескую общину, которая представляет общину братьев и сестер. -Какое ваше отношение к монашеской жизни?Как вы думаете, по отрывку из поэмы и тому, что прочитали, какой можно сделать вывод об отношении героя к монашеской жизни? Вывод у послушника есть выбор, а монах его уже сделал 4)Итог: Что дало мне знакомство с творческой историей создания поэмы? 5)Обобщение: Какие бы вопросы хотели задать герою поэмы?(26 глав, 3 – 26 рассказ Мцыри) Приложение 1.
Приложение 2
Приложение 3 1837 год. Возникновение замысла биограф поэта П.А.Висконтов связывает с путешествием по Военно-Грузинской дороге. Тогда Лермонтов посетил древнюю столицу Грузии, город Мцхета (рядом с Тбилиси), расположенную в месте слияния рек Арагвы и Куры; собор Светицховели, где находятся могилы последних грузинских царей Ираклия II и Георгия XII. Там, по свидетельству родственников поэта А.П. Шан- Гирея и А.А.Хастатова, Лермонтов встретил одинокого монаха, который рассказал ему свою историю. Горец по рождению, он ребёнком был взят в плен генералом Ермоловым. В дороге мальчик заболел, и Ермолов оставил его в христианском монастыре. Маленький горец долго не мог привыкнуть к монастырской жизни, тосковал и делал попытки убежать на родину. Последствием одной такой попытки была долгая тяжёлая болезнь, едва не убившая его. Однако в конце концов он смирился со своей долей и провёл жизнь в стенах древней обители.Прообразом описанного в поэме монастыря стал монастырь Джвари, стоящий на горе напротив Свети Цховели, на другой стороне реки. Приложение 4 Обращаем внимание на необычный эпиграф «Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю» (Вкушая, я вкусил мало меду, и вот я умираю). Первоначально Лермонтов хотел выбрать другой эпиграф «У каждого есть только одна родина», но впоследствии от него отказался. В 1 – й Книге Царств (гл.14), откуда Лермонтов взял строку для эпиграфа, рассказывается следующая история. Во время битвы с врагами «люди израильские были истомлены…; а Саул (их царь) весьма безрассудно заклял народ, сказав: проклят, кто вкусит хлеба до вечера, доколе я не отомщу врагам моим. И никто из народа не вкусил пищи» Только сын Саула Ионафан «протянул конец палки, которая была в руке его, обмакнул её в сот медовый и обратил её и к устам своим, и просветлели глаза его». Правда, Ионафан не знал о заклятии отца. Но когда ему сказали о заклятии, он возмутился: «Смутил отец мой землю: смотрите, у меня просветлели глаза, когда я вкусил этого мёду». Бог дал знамение Саулу, а тот, узнав, что его сын, Ионафан, нарушил заклятие, решил казнить его. И тогда Ионафан произнёс знаменательные слова: «Я отведал концом палки, которая в руке моей, немного мёду; и вот я должен умереть» (ср. «Вкушая, вкусих мало меду, и се аз умираю») Важна интонация, с которой произносятся эти слова. Из библейского контекста ясно, что Ионафан говорит не в смирении, не в отчаянии. На смирение он вообще был не способен; и позднее он вступал во враждебные отношения с отцом, и тот называл его «сыном негодным и непокорным». Слишком незначителен «грех» («Я отведал …немного мёду») и несоразмерно велико наказание («…и вот я должен умереть») – таков смысл слов Ионафана. Интересно, что, когда Саул так же несправедливо осудил на смерть друга Ионафана Давида, Ионафан гневно бросил отцу: «За что умерщвляешь его? Что он сделал?» Недаром народ, несмотря на то что бог косвенно обвинил Ионафана, дав знамение Саулу, единодушно выступил против решения Саула: «Да не будет этого!» И освободил народ Ионафана, и не умер он». Приложение 5 Алексей Птрович Ермолов с 1816 командир Отдельного Грузинского (позже Кавказского) корпуса. Представленный им Александру I план действий на Кавказе был одобрен, и с 1818 г. начинается ряд военных операций Ермолова в Чечне, Дагестане и на Кубани, сопровождавшихся постройкою новых крепостей (Грозная, Внезапная, Бурная) и наведших сильный страх на горцев. Он подавил беспокойства, возникшие в Имеретии, Гурии, Менгрелии, и присоединил к русским владениям Абхазию) ханства Карабагское и Ширванское. В марте 1827 г. Ермолов просил увольнения от службы, покинул Кавказ и окончательно удалился от дел, хотя через несколько лет получил звание члена государственного совета. Приложение 6 Большая советская энциклопедия: «Согласно учению церкви, особенностью монашеской жизни является аскетизм. Аскетизм – это учение, основанное на ограничении или подавлении чувственных желаний; добровольном перенесении физической боли, одиночества, лишений и др. посредством постов, отшельничества, трудных обетов, различных самоистязаний как путь к нравственному совершенствованию. В чем смысл жизни: -Смирение -Пассивность -Покорность -Отказ от земных радостей -Покой -Надежда на рай небесный как царство божественной благодати. При посвящении в монахи над посвящаемым совершается обряд пострижения, после которого постриженный облачается в монашескую одежду (часто черного цвета), что должно ему напоминать о необходимости смирения. Монах вступает в монашескую общину, которая представляет общину братьев и сестер. |