Скачать 178.71 Kb.
|
Комитет по образованию Усольского района Муниципальное общеобразовательное учреждение Новожилкинская средняя общеобразовательная школа «Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» руководитель ШМО заместитель директора по УР директор школы _______Подкаменная С.А. __________И.В.Шаламова ________Т.С.Вайвада __________________2013 ___________________ 2013 ______________ 2013 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курс «Уроки духовности» на 2013-2014 учебный год 1-3 классы Разработали: Подкаменная С.А. Старкова Н.А. Нагаева С.М. Нечепорук Н.П. учителя начальных классов 2013-2014 учебный год Пояснительная записка Актуальность проблемы духовности обусловлена необходимостью разрешения противоречия между потребностью личности в духовном развитии и процесса воспитания в современной школе Проблема воспитания духовности школьников - это и педагогическая проблема, она тесно связана с процессами кризиса современного детства, В исследованиях ученых (ААВенгер, В,И, СЛободчиков, БД Эльконин, И.Д. Фрумин и др,) отмечено, что для современного общества характерен разрыв между событийностью детско-взрослой жизни, что нарушает гармонию детства, Нельзя не обратить внимание и на вакуум «семейной духовности», который важно заполнить педагогически организованным процессом воспитания духовности школьников, Опыт показывает, что именно младший школьник с его большей зависимостью от взрослых может стать «проводником» духовного начала в семью, Традиционная система обучения, отличающаяся устойчивостью классно-урочной системы и консерватизмом отношений учителя и ученика, не способствует динамичному разнообразию учебной деятельности, доминирует знаниевый внешний контроль, хотя известно, что духовное развитие ребенка происходит под внутренним контролем личного спроса, Назрела необходимость переакцентировать цели образования на духовность и педагогически организовать этот процесс, а именно создать программу «Уроки духовности») для учащихся младших классов Специфика данной программы заключается в том, что oна построена на следующих концептуальных идеях: - построение образовательного пространства на принципах гуманно-личностной педагогики: сотрудничество + принятие ребенка таким, какой он есть; - духовность является основой целостности взгляда ребенка на мир, поэтому процесс духовного воспитания предусматривает организацию такого образовательно-воспитательнorо пространства урока, школы, семьи, которое инициирует самосознание и самопроявление личности младшего школьника; - в основе содержания воспитания духовности лежит продуманная система ценностей, необходимых и достаточных для развития младшего школьника; - создание единого образовательного пространства на основе ценностей добра и красоты невозможно без участия семьи, школьного коллектива, без продуманной системы взаимодействия ребенка и взрослого; - в качестве технологии сопровождения духовного развития младшего школьника используются технологии сотрудничества, личностно- ориентированного образования, тщательная диагностика становления внутренней устойчивости личности; _знание и понимание смысла основных духовных ценностей (добро, красота, мир, человек); - желание и умение строить свою жизнь по законам этих ценностей: стремление изменять мир вокруг себя по этим духовным ценностям. В качестве методологических основ программы мы выделяем генезис категории «духовность человека», экзистенцию как внутренний механизм развития духовности, гуманизм как центрированность на потребностях, способностях и интересах ребенка. Программа построена на принципах: -гуманизации, одновременного усвоения и переживания как личностно значимых общечеловеческих ценностей; - прородосообразности, опора на индивидуальный опыт ребенка, учет индивидуальных, единичных и уникальных особенностей детей; - сотрудничества и взаимодействия всех субъектов процесса духовного воспитания. Основная задача программы - построить процесс воспитания духовности как систему формирования духовных ценностей через взаимодействие ребенка с миром добра и красоты, гуманных внутриколлективных отношений и общение с миром взрослых. Целью данного факультатива является облагораживание души и сердца Ребенка, обогащение его духовного мира и мотивационного обеспечения жизни через поселение в нём светлых образов и мыслей (Духовное воспитание через развитие мысли Ребенка.) Преподавание факультатива « Уроки духовности» ставит перед преподавателем следующие задачи:
2. Сориентировать Ребёнка на ценности человеческой личности. 3 Создать благоприятные условия для работы над качеством мысли Ребёнка
Программа факультатива «Уроки духовности» отличается динамичностью (рассчитана на 4 года) и целостностью, т.к. все содержательные линии в ней пронизаны единым смыслом. Методы и формы обучения направлены на создание "психологически комфортных" способов взаимоотношений ученика и учителя, что стимулирует переход ученика от репродуктивной деятельности по усвоению ценностей к самореализации во внутриколлективных отношениях и общении в семье. Первый этап (первый класс) решает задачи эмоционального развития младшего школьника, развитие умений видеть мир, отличать добро и зло, красивое и безобразное. Это этап становления образов. Основными методами развития духовности ребёнка являются методы активации эмоций ребёнка, метод «одушевлённой игрушки», аналогии через героев сказок; метод восстановления культурного смысла пословиц, поговорок, анализ и осмысление различных ситуаций; имитационные игры, художественное творчество, тренинги и др. Каждая группа методов направлена на самостроительство ребёнка как субъекта духовного развития. При этом личность учителя, его терпение и терпимость, умение построить позицию сотрудничества является основанием для духовного совершенствования ученика. Содержание программы – 2 класс О человеке (6 ч.) Что значит чело-век. Для чего человек пришёл в этот мир. Человек среди людей, люди вокруг человека. Высшие и низшие качества человека. Человек стремится к совершенству. Счастье семьи (11 ч.) Мамин портрет. Любовь мамы. Сердце матери. Мудрость отца. Роль отца. Любовь отца. Наши родители. Мудрая старость. Наши братья и сёстры. Моя будущая семья. Конференция отцов. Душевная красота (8 ч.) Щедрость. Благородство. Великодушие. Уважение к людям. Умение прощать. Служение людям. Мужество. Любовь к жизни. Богатство доброты (7 ч.) Доброта. Добролюбие. Добросердечность. Доброжелательность. Добромыслие. Доброе дело – это и есть счастье. Содержание программы – 3 класс (34 часа) Воспитание сердца (9 ч.). Язык сердца. Культура сердца. Законы сердца. Оздоровление сердца. Сокровища сердца. Какие бывают сердца у людей. Переживания сердца. Как воспитать свое сердце. Сердце – хранитель чаши мудрости. Гигиена мысли (9 ч.). Откуда берутся предрассудки. Как отучиться злословить. Думай, что говоришь. Язык - мой друг. Лечение словом. Культура мысли. Мысль – основа творчества. Мысль рождает действия. Положу мысль на сердце. Здоровье духа (7 ч.) Радость. Любовь. Тайны творчества. Трудолюбие. Искусство – великий учитель. Человеческая культура. Общение – проявление духовной жизни людей. Природа – глазами души (9 ч.). Удивительное чудо – природа. В ней есть любовь, в ней есть язык. Как подружиться с природой. Забота о Природе на планете Земля. Мысленные полеты к дальним мирам. Созерцание звездного неба. Уроки духовности 1 класс (33 часа)
Уроки духовности 2 класс (34 часа)
Уроки духовности 3 класс (34 часа)
|