Скачать 30.2 Kb.
|
План-конспект открытого урока по литературе в 8 классепо рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма»Тема урока: «Любите – и любимы будете» Тип урока: Урок повторения и обобщения знаний. Вид урока: Урок-исследование. Время проведения: 09.12.2008 Цель урока: 1.Уяснение содержания и смысла рассказа. Исследование характеров героев, построение «собора души». 2.Развитие аналитических навыков, формирование умения высказывать своё мнение; 3.Воспитание сострадания, жалости, милосердия к ближним через произведение К.Г.Паустовского. Оборудование: текст рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма», пустые бланки телеграмм, карточки с именами героев. Ход урока: 1)Организация. 2)Сообщение темы и цели. Создание эмоционального настроя.
«Если твоя душа затуманилась, как зеркальце, протри её и помни, что главное человеческое дело – любить. И сколько бы ни было в нашей душе примесей, золотой песок любви отыщется. Не надо ждать любви, надо просто любить самому». (А.В.Куприянова) -Тёплые и очень мудрые слова, не правда ли? А как вы понимаете слова о золотом песке души? Давайте порассуждаем. (ответы детей) -Я решила проверить, не завален ли он, наш золотой песок, пустой породой и поэтому сегодня мы начнём разговор с произведения К.Г.Паустовского «Телеграмма». -Как вы думаете, чем обусловлен такой выбор? (ответы детей) (роль семьи, год семьи и т.д.) -О чём же будет наш разговор? Как определить его тему? А главная мысль разговора на уроке какова, по-вашему? (О любви, жалости, милосердии, об исцелении души…) 3)Объявление формы урока. Постановка целей и задач. (Собрание собора души) 4) Составление словаря урока.
Собор, дом, земля родная, семья, любовь, жалость, счастье и т.д. -Это строительный материал, который будет использован нами при построении собора своей души, собора души героев произведения. 5)Работа по теме урока. -Хотелось бы услышать ваше восприятие содержания рассказа Паустовского «Телеграмма». (Ответы учащихся) (Примерные вопросы: Как могло такое случиться, что Настя, проявляя заботу о других, так невнимательна к собственной матери? В чём причина невыносимой тяжести, которая посещает Настю после смерти матери? С какой целью автор изобразил молоденькую учительницу в сцене похорон Катерины Петровны?) -А теперь попробуем выстроить собор вашей души. Конечно, это нелёгкая задача, но герои произведения должны вам помочь. Кто встанет на одну ступеньку с вами, а кто останется далеко внизу? -Расположим героев на ступеньках вашего собора. В какой последовательности? (Ответы учащихся, защита своей «лестницы мыслей») Катерина ПетровнаТихон Учительница МанюшкаНастя -На ступеньки собора мы поместили героев, в чьих сердцах живёт жалость, участливость, доброта, скромность, сердоболие. -Найдите в тексте цитаты, подтверждающие нашу мысль. (Работа с текстом) -Рассказ Паустовского называется «Телеграмма».Почему? Кто хочет нам, героине подсказать, помочь подняться хотя бы на ступеньку выше?(Тихон) -Чем хочет помочь? (Посылает телеграмму матери от имени дочери с сообщением, что она выехала)
Вывод: итак, любите и любимы будете. На этой истине держится мир. 6.Подведение итогов урока. Слово учителя: -Что же такое Собор души? Это то высокое, к чему стремится каждый из нас. Давайте соберём «золотой песок любви» у своих героев и положим на алтарь Собора своей души. Какие качества мы должны с вами записать в свой словарь? (Ответственность за любимых, преданность, нежное сердце, материнское сердце, любовь и т.д.) -В заключение приведу слова краткой молитвы матери: «Господи, да сохрани нас и вас, детей наших, в чистоте и гармонии». Пусть эти простые слова берегут вас от зла и несправедливости, помогут всем нам жить с любовью и добром. |