Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 55.12 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации08.05.2014
Размер55.12 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Философия > Урок
ТЕМА: Жизнь среди «серых камней…»

Цели урока:

  1. Образовательная: создание условий для осмысления 4,5 глав повести В.Г. Короленко «Дети подземелья», раскрыть для учащихся тонкие душевные переживания героев, показать сложность человеческих взаимоотношений, раскрыть мотивы поведения персонажей; закрепление художественно-изобразительных средств: эпитет, сравнение.

2.Развивающая: развитие у учащихся творческих способностей, эмоций, познавательные способности – речь, мышление, внимание, воображение, восприятие.

  1. Воспитывающая: воспитание доброжелательности, умение сочувствовать другим, проникаться бедой другого.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник под ред. В.Я.Коровина; презентатация к уроку.

ЭПИГРАФ:

…лучше иметь в груди кусочек

человеческого сердца вместо холодного камня.

В.Г. Короленко

ХОД УРОКА:

I.Организационный момент. Здравствуйте, ребята. Я рада с вами познакомиться и надеюсь на хорошую работу.

II. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы продолжим изучение повести Владимира Галактионовича Короленко «Дети подземелья», обратившись к IV и V главам. Тема урока Жизнь среди серых камней…

Наша задача – понять, какие изменения происходят в сознании Васи под влиянием встречи с новыми друзьями; выяснить, какие нравственные уроки мы можем извлечь, наблюдая за взаимоотношениями героя с представителями «дурного общества».

А что такое нравственность? (внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек; правила поведения, определяемые этими качествами).

Читая художественное произведение, мы стараемся понять то главное, что хотел донести до нас автор. Писатели вводят нас в мир человеческих отношений, пытаются пробудить в наших душах добрые и искренние чувства, интерес и уважение, бережное отношение к человеку.

Владимир Галактионович Короленко сумел проникнуть в тайники человеческой души и показать, что самый великий дар, данный человеку, - это чуткое сердце. И таким даром – чутким сердцем – обладал и сам писатель. В основе его мироощущения лежат сострадание, сочувствие, ощущение чужой боли как своей. Современники называли его «нравственным гением».

III. Изучение нового материала.

Начнём нашу беседу…

- Почему знакомство с Валеком и Марусей целиком увлекло Васю?

После знакомства с Валеком и Марусей Вася почувствовал радость от новой дружбы. Ему нравилось беседовать с Валеком, заботиться о Марусе.

- Маруся. Какой её увидел Вася?

Маленькая девочка, лет 4-х, глаза грустные, волосы белокурые, лицо бледное.

- Прочитайте в IV главе описание внешности Маруси.

СТР.26 3-й абзац.

- Что такое эпитет и сравнение? Если затрудяетесь ответить, обратитесь к словарю литературоведческих терминов на стр.293

- Какие эпитеты и сравнения использует автор в описании внешности детей?

Эпитеты- крошечное создание, белокурые волосы;

Сравнение - …как былинка, … как головка полевого колокольчика

- О каком отношении Васи к Марусе говорят эти эпитеты, сравнения и слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами? (Показывают любовь, сострадание, жалость…)

Слайд Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

- Чем Валик и Маруся не похожи на обычных детей, которых знал Вася до знакомства с ними?

Валек (9 )внушал Васе доверие и уважение «своими манерами взрослого человека», Маруся (4) не любила играть в веселые игры, смеялась очень редко.

Ребята, с которыми Вася дружил до знакомства, бросили его в трудную минуту испугавшись. Валек …

- Почему Вася не понял смысл загадочных слов Валека: «Серый камень высосал из нее жизнь»?

Вася жил в достатке , Он не представлял в каких условиях могут жить дети

- Когда раскрылась мальчику эта загадка?

Когда Вася впервые увидел подземелье

2. Работа с текстом.

- Обратим внимание на описание подземелья.

- Выделите в тексте повести слова , характеризующие подземелье.

Очутились в темноте, под землей…,повел меня по узкому сырому коридору…,две струи света резко лились сверху, выделяясь на темном фоне подземелья…, стены сложены из камня…,на фоне серого камня…, стены подземелья тонули совсем в темноте…

Слайд № подземелье

- Как вы понимаете слова о «серых камнях», которые «высосали жизнь» из Маруси?

Ответить на этот вопрос вы сможете, назвав слова, которые у вас ассоциируются с холодным серым камнем. Посмотрите, потрогайте, какой камень (серый, жесткий, холодный…)

- Что «неумолимое, твердое и жестокое, как камень», «высасывало» румянец, блеск глаз и живость движений девочки?

Слайд № Камень

(Ученики называют слова «голод», «холод», «боль», «страх», «ужас», «безжалостность», «черствость», «равнодушие», «жестокость», «бесчувствие», «несправедливость».)

- Серый камень является символом жестоких, несправедливых законов общества.

3. Работа с текстом.

- Не меньшее потрясение испытывает Вася, познакомившись не только с тем, где живут его друзья, но и с тем, как они добывают средства к существованию.

Послушайте диалог Васи и Валека из V главы. (Ира –читает)??7

- Что переживает Вася, узнав, что его друзья нищие и воры?

Вася ушел домой и горько плакал от чувства глубокого горя. Его любовь к друзьям не стала меньше, но к ней примешалась «острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли»

- Как решил для себя эти проблемы Вася? Почему их называют проблемами нравственного выбора?

Он понял, что люди не всегда совершают плохие поступки (например, воруют) потому, что этого хотят. Вася увидел сложность жизни, начал задумываться над понятиями справедливости, верности и человеческой любви

Слайд № Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

- Ребята, серому камню, символизирующему человеческую жестокость и несправедливость, противостоит в повести человеческое сердце.

- Какие ассоциации у вас вызывает слово сердце?

Слайд № Сердце

(Ученики называют слова «доброта», «чуткость», «сочувствие», «сострадание», «милосердие», «терпимость», «понимание», «душевное тепло», «справедливость», «великодушие», «искренность».)

В результате работы учащихся Слайд № Серый камень и Сердце

«Серый камень»

Человеческое сердце

Голод, холод, боль, страх, ужас, безжалостность, черствость, равнодушие, жестокость, бесчувствие, несправедливость.

Доброта, чуткость, сочувствие, сострадание, милосердие, терпимость, понимание, душевное тепло, справедливость, великодушие, искренность.

Символ жестоких, несправедливых законов общества

Закон совести



- Если серый камень является символом жестоких, несправедливых законов общества, то сердце является нашей совестью.

Если бы все люди жили по законам человеческого сердца, поступали бы, как велит им совесть, то не было бы «серых камней», «высасывающих жизнь» из людей, обитающих в трущобах.

-Ребята, а в наше мирное время, живут ли дети в подземелье, в бедности?

К сожалению, да.

-Приходилось ли вам проявлять соучастие в жизни других?

Акции «Теплая варежка»….

- Милосердие состоит не столько в вещественной пользе, сколько в духовной поддержке. Духовная же поддержка состоит прежде всего в неосуждении ближнего и уважении к его человеческому достоинству. (Л.Н. Толстой) Перед нами всегда есть нравственный выбор, «…лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня».

Рефлексия . Закончите предложение: «Самое главное, что я поняла сегодня на уроке - это…»

Оценки

Д.З. 1.Чтение глав 6,7, 8. Инд. Задание-вопрос №8

Ребята, кто поступил бы так как Вася? (Прикрепите сердце)

Кто не определился в собственном выборе, кто сомневается? (Прикрепите серый камень)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск