Скачать 63.1 Kb.
|
Тема: Формирование нравственных понятий «правда» и «ложь». Цели:
Ход классного часа Учитель: Начинаем наш классный час. И поговорим сегодня мы с вами о правде и лжи. Но прежде чем мы начнем разговор, я предлагаю вам прослушать сказку. За высокими горами, за зелеными лесами жили-были две сестры. Одну звали Правда, другую — Ложь. Правда была красивой, сильной, доброй; Ложь — хитрой, изворотливой. Народ Правду любил, а Ложь стороной обходил, так как она мешала честно жить и трудиться. Вот, скажем, начинают посев зерна, чтобы урожай вырастить, а Ложь тут как тут: «Что вам трудиться да спину гнуть, бросьте зерна, ветер их сам разнесет». Честный человек ее не слушает, «знай себе, трудится», а ленивому такой совет по нраву: ляжет под куст, да и заснет. Работа кое-как выполнена, сам себя обманывает, урожаю и не бывать на поле. А это голод для народа. Стал народ думать, как от Лжи избавиться. Уж и Правда ее корила и стыдила, а ей хоть бы что — «знай себе, врет» да обманывает. Решил народ прогнать ее вон. С тех пор бродит Ложь по свету и творит свои черные дела. До сих пор живет она с нами, и никто не знает, как ее изжить с земли. Стараются люди только с Правдой дружить. Но если человек хоть раз распахнет для Лжи свое сердце, то она там и поселится, и очень трудно будет от нее тогда избавиться.
Учитель: Подберите синонимы (близкие по значению слова) к словам «ложь» и «правда».
• А у вас были ситуации, когда вы обманывали? Учитель: Вам на дом было дано задание написать сочинения-миниатюры на тему «Случай, когда тебе помогла правда и подвела ложь». Учащиеся зачитывают домашние сочинения-миниатюры. Учитель: Прежде чем мы дальше будем работать по теме классного часа, я предлагаю вам прослушать рассказ В. Осеевой «Что легче». «Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошел. Идут домой — боятся: — Попадет нам дома! Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать? Я скажу, — говорит первый, — будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец, и не будет бранить!.. Я скажу, — говорит второй, — что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.
Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка, глядь — лесной сторож идет. — Нет, — говорит, — в этих местах волка. Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь — вдвое. Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут — в гости идет. Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь — вдвое. А третий мальчик как пришел, так с порога во всем повинился. Поворчала на него тетка и простила». • Какая пословица подходит к этому рассказу? Учитель: Послушайте еще один рассказ. Автором его является Л. Н. Толстой, а называется он «Косточка». «Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они еще лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит — одной нет. Она сказала отцу. За обедом отец и говорит:
Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже: — Нет, я не ел. Тогда отец сказал: — Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь. Ваня побледнел и сказал: — Нет, я косточку бросил за окошко. И все засмеялись, а Ваня заплакал».
Учитель: Часто ребят, которые рассказывают учителю о плохом поступке какого-нибудь ученика, называют ябедой. И порой это бывает несправедливо. Послушайте рассказ, который так и называется — «Ябеда». «Вася вбежал в класс, когда Саша складывал черепки разбитого цветочного горшка. Черепки соединились, и не было видно, что горшок разбит. Начался урок. Учительница и ребята сначала ничего не заметили. Но вдруг горшок развалился. — Кто разбил горшок? — спросила учительница. Все молчали. Вася посмотрел на Сашу. Тот молчал. Тогда Вася встал и сказал: — Это сделал Саша, я видел. Он нечаянно задел горшок, и горшок разбился. Кто-то из ребят тихо сказал: «Ябеда...»
Учитель: Вот и подошел наш классный час к концу. Сегодня мы с вами поговорили о правде и лжи. Правда и ложь, так же как добро и зло, ходят рядом. Пока вы еще школьники и не полностью осмысливаете эти понятия. Хорошо то, что вы понимаете: нужно не бояться говорить правду, а ложь обходить стороной. Закончить классный час я хочу стихотворением: На свете так бывает, Порой не разберешь: С тобою правда рядом Иль вкрадчивая ложь? Как в этом разобраться? Как научиться жить, Чтоб только с правдой рядом, А с ложью не дружить? Бывает ложь красива, А правда так горька, Но человеку честному Та горечь не страшна! Давайте мы, ребята, На свете честно жить, Не будем лгать, а только Правду говорить! (А.В. Коваленко) |