Скачать 41.63 Kb.
|
Зорко одно лишь сердце (Урок внеклассного чтения по повести А.Сент-Экзюпери «Маленький принц») Один лишь дух, коснувшись глины, творит из нее человека. А.Сент-Экзюпери Цель Раскрыть глубокий нравственно-философский смысл сказки-притчи «Маленький принц», вызвать чувство сопричастности всему, что происходит в мире. Задачи - развитие эмоциональной сферы личности; - формирование нравственных качеств личности (отзывчивости, ответственности), гуманистического мировоззрения, социальной активности; - развитие коммуникативной компетенции; - совершенствование навыков анализа художественного текста; Ход урока 1. Эмоциональный настрой. Учитель читает под музыку отрывок из книги Экзюпери «Планета людей» (гл.4, ч.4): Если внимательно вслушаться в эти слова, легко представит себе очень красивый, поэтичный образ: наша Земля – корабль, несущий нас по волнам безбрежного океана Вселенной. И этот образ помогает постичь очень важную истину, которую Экзюпери утверждал всем своим творчеством и всей своей жизнью: мы – команда одного корабля, значит, мы должны быть едины. Будучи патриотом своей родины – Франции, Сент-Экс (так его называли друзья) был космополитом – гражданином мира, сыном планеты Земля. А еще Экзюпери – человек-легенда. Каким же он был? 2. Рассказ о жизни и творчестве Антуана де Сент-Экзюпери - выступления подготовившихся учащихся; - дополнения учителя; Наверное, лучше всего его жизненное и творческое кредо определяют слова: «Мне всегда была ненавистна роль наблюдателя. Что же я такое, если я не принимаю участия? Чтобы быть, я должен участвовать». А еще Экзюпери говорил: «Ищите меня в том, что я пишу». Вы прочитали только одну книгу писателя – сказку-притчу «Маленький принц». Но это одна из лучших его книг, если не самая лучшая. Это одно из последних произведений Экзюпери – квинтэссенция его художественных и философских открытий. 3.Выявление восприятия. ? Какое впечатление произвела на вас книга? Какие чувства она вызвала? О чем вы задумались, читая «Маленького принца»? Какие вопросы у вас возникли? 4. Беседа по содержанию. ? Каков сюжет произведения? ( Он прост: встреча Маленького принца и летчика – общение, рассказы Маленького принца о доме, путешествии – расставание.) ? Кто главные герои? ? Откуда прилетел Маленький принц? ? Почему он решил отправиться в путешествие? ? Что увидел он, с кем встретился во время своего путешествия? ? Кто из новых знакомых вызвал у Маленького принца симпатию? Почему? ? Как встретились Маленький принц и летчик? ? Как они относились друг к другу? 5. Викторина. ? Кому посвятил свою книгу Экзюпери? ? Какое твердое правило было у Маленького принца, когда он жил на своей планете? ? С чем сравнил Маленький принц делового человека? ? Кто посоветовал Маленькому принцу отправиться на Землю? ? «Могущества у меня больше, чем в пальце короля». Чьи это слова? ? «Их носит ветром. У них нет корней, это очень неудобно». О ком эти слова? Кто их произносит? ? Что продавал торговец, с которым встречался Маленький принц? ? О какой планете говорит Маленький принц: «Какая странная планета!.. Совсем сухая, вся в иголках и соленая». 6. Инсценирование эпизода «Встреча Маленького принца с Лисом». 7.Беседа. ? Понравилось вам выступление? ? А как вы себе представляли героев и их встречу? ? Какой секрет открыл Маленькому принцу Лис? ? Как вы понимаете слова: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил»? ? Стоит ли «приручаться», если потом придется плакать? 8. Идейно-художественное своеобразие книги. Дискуссия. ? Какие еще эпизоды, на ваш взгляд, заключают в себе важные жизненные истины? Учащиеся вспоминают разные эпизоды, идет обсуждение. Учитель организует процесс. Важно обратить внимание на следующие эпизоды: - гл.3 «…на третий день я узнал о трагедии с баобабами». Какой иносказательный смысл имеют слова: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету»? - гл.8-9 Рассказ о Розе Объясните смысл слов: «Надо судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. …я был слишком молод, я еще не умел любить». - гл.9 Встреча с королем Обратить внимание на слова: «Власть должна быть разумной. …Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр». - гл.14 Встреча с фонарщиком Почему фонарщик вызвал симпатию Маленького принца? - гл. 24-25 О чем говорили Маленький принц и летчик, когда искали родник? - Вода бывает нужна и сердцу… - Звезды очень красивые, потому что где-то там есть цветок, хоть его и не видно… - Знаешь, отчего хороша пустыня? Где-то в ней скрываются родники… - Будь то дом, звезды или пустыня – самое прекрасное в них то, чего не увидишь глазами - Но глаза слепы. Искать надо сердцем. Самое главное – то, чего не увидишь глазами… Как закончилось знакомство летчика с Маленьким принцем? Что чувствовали они, расставаясь? Что подарил Маленький принц своему другу? 9. Заключение. Выразительное чтение заключительных строк повести: «Все это загадочно и непостижимо. Вам, кто тоже полюбил Маленького принца, как и мне, это совсем, совсем не все равно: весь мир становится для нас иным оттого, что где-то в безвестном уголке Вселенной барашек, которого мы никогда не видели, быть может, съел не знакомую нам розу». Как вы понимаете эти слова? Помните, в начале урока мы говорили о жизненном кредо Экзюпери: «Чтобы быть, я должен участвовать». Эту мысль писатель подчеркивал всегда: «Быть человеком – это значит чувствовать, что ты за все в ответе». 10. Рефлексия. Давайте закончим наш урок словами о повести-сказке «Маленький принц». Я держу в руках эту книгу и мне хочется сказать, что я ее очень люблю, я читала ее много раз, но всегда открываю в ней что-то новое, она не перестает волновать меня. А что вам хочется сказать в конце нашего разговора. Прошу вас, передавая друг другу книгу, продолжите фразу: «Мне хочется сказать…» 11. Домашнее задание. Выпишите из текста «Маленького принца» 10-12 афоризмов |