Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 85.64 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации12.05.2014
Размер85.64 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Философия > Урок

"Ты всегда в ответе за всех, кого приручил…"

(Урок по сказке Экзюпери "Маленький принц") 


Цели:  1. Познакомить учащихся с именем А. де Сент-Экзюпери

2. Помочь разобраться в философском содержании сказки «Маленький принц»

3. Подвести детей к выводу о том, что человек несет ответственность за всех, кого приручил, независимо от возраста, подчеркнуть мысль о важности бережного отношения не только к любви и дружбе, а и к воспоминаниям об этих чувствах, которые надо беречь и лелеять.

Главная роскошь на Земле – это роскошь человеческого общения.

Откуда я родом? Я родом из моего детства, словно из какой-нибудь страны.

  1. Слово учителя.

Сказка уводит от жизни, повторяют иные люди. Как, куда оно может увести, если ничего, кроме жизни, в мире нет, сказка открывает самое драгоценное, что заключено в нашем существовании.  Она как дверь в смысле существования. Следите, следите, чтобы дверь не захлопнулась.

Сент-Экзюпери писал: «Жил да был Маленький принц… Я пытаюсь рассказать о нем для того, чтобы его не забыть. Это очень печально – когда забывают друзей. Не у всякого есть друг. И я боюсь стать таким, как взрослые, которым ничего не интересно, кроме цифр».

- Как вы думаете, о чем пойдет речь у нас на уроке?

- Прочитайте эпиграфы к сегодняшнему уроку. О чем мы будем говорить.

«Прошу детей простить меня за то, что я посвятил эту книжку взрослому… Ведь все взрослые сначала были детьми», - писал Сент-Экзюпери.

«Право же, - взрослые очень странные люди».

- Согласны вы с этими словами? Почему?

Бывает так, что взрослые совершенно не понимают своих детей, а дети делают безуспешно попытку достучаться до сердец взрослых. Как же так? Неужели родители сами никогда не были детьми? Или детство так быстро забывается? Почему мама и папа не интересуются детским миром? На любимый детский вопрос «Почему?», родители не дают ответа, отмахиваются от сына или дочери, как от надоедливой мухи.

«Право же, взрослые – очень странные люди», - вслед за принцем может сказать любой земной ребенок. Так же, как любой земной ребенок, Маленький принц очень любил задавать вопросы. На некоторые из этих вопросов попытаемся ответить в течение урока и мы.

- Кто такой это Сент-Экзюпери?

Сообщение нам приготовили ребята.

1 ученик – страницы из жизни писателя

Философская повесть – сказка «Маленький принц» (1942) – одно из поздних произведений французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери. В нем автор высказал свои заветные мечты и чаяния, это своеобразное литературное завещание писателя, мудрая притча о любви и верности, о дружбе и самопожертвовании, доброте и красоте. Прозу Антуана де Сент-Экзюпери обычно называют философской, лирической. И действительно, она интересна прежде всего раздумьями автора. Можно с полным основанием утверждать, что книги Сент-Экзюпери – это его жизнь, отражение его богатого внутреннего мира, самобытной и яркой личности…

«Ищите меня в том, что я пишу», - говорил писатель.

В письме другу он признавался: «Я писал… чтобы сказать моему поколению: вы – обитатели одной планеты, пассажиры одного корабля!»

Учитель:

- Как вы понимаете эти слова?

Свою книгу Сент-Экзюпери  иллюстрировал сам.

- Для кого написана эта сказка?

(И для детей, и для взрослых. Писатель хочет, чтобы взрослые и дети понимали друг друга.)

- Давайте определим, о чем эта сказка?

Ученик: «Маленький принц» - это романтическое повествование о том, как взрослого человека с немалым жизненным опытом в трудную для него минуту спасает прибывший с другой планеты маленький мальчик – спасает чистотою своей души, своей добротой и непосредственностью.

- Чем же, по мнению автора, взрослые отличаются от детей? Почему Сент-Экзюпери так ценит мир детства?

(Взрослые утратили свою непосредственность, в походе за доходами забыли о своем призвании. Только в детях Сент-Экзюпери видит самую ценную, ничем не замутненную основу человеческого бытия. Дети видят вещи в их истинном свете, не считаясь с их «практической пользой»!)

- «Да, странный народ – эти взрослые!»

Почему у Маленького принца возникает такая мысль?

(- Пустяки кажутся им важными, а главного они не видят.

- Вместо того, чтобы украшать свой дом, возделывать свой сад, свою планету, они ведут войны.

- Они тиранят друг друга, заняты дурацкой цифирью.

- Они оскорбляют своей суетой и алчностью красоту закатов и восходов, полей и песков. Нет, не так надо жить!... – делает вывод Маленький принц.)

- А как живет Маленький принц

Расскажите о нем и его планете. Дома вы работали по группам.

- Маленький принц был одинок, пока на его планете не появился цветок, прекрасный и благоуханный. Прочитайте сцену знакомства Маленького принца с таинственной гостьей.

- Как ведет себя  Роза? Можно ли оправдать ее поведение?

- Что делает Маленький принц? Как он реагирует на капризы Розы?

(Маленький принц привязался к своей гостье. Он выполнял любые ее пожелания, поливал ее каждый день, но не мог понять, зачем цветку ширма, колпак.

Роза боится сквозняков, и поэтому она так капризна.

Маленького принца обижает тон , каким разговаривает с ним Роза, обижают ее постоянные придирки.)

- Почему же маленький принц покидает эту планету?

(Маленький принц еще не умеет любить. Он обижается на цветок, не понимая, что все капризы его лишь для того, чтобы обратить на себя внимание. Роза любит, но маленький принц не знает, что такое любовь. Когда мы не способны ответить на любовь, мы бежим от нее.)

- Маленький принц отправляется странствовать. Он оказывается на планетах, которые имеют общие черты. Какие?

(- Нет названия;

 - очень маленькие;

 - живет один человек; и это человек – взрослый.)

-Случайно ли это? Какую цель преследовал А. де Сент-Экзюпери?

(Наверное, автор хотел обратить внимание на качества человека, живущего на той или иной планете, а точнее, на одно качество, преобладающее в каждом жителе. Черта характера явно преувеличена и бросается в глаза.)

- Как называется этот литературный прием? (Гипербола)

- Давайте назовет эти планеты.

                1. Властолюбие (король)

                2. Честолюбие (честолюбец)

                3. Пьянство (пьяница)

                4. Жадность (деловой человек)

                5. Фатализм (фонарщик)

                6. Невежество (географ)

- Почему Маленький принц не задерживается на этих планетах?

(Он знакомится с человеческими пороками в высшей степени их проявления. Но детская душа, чистая и невинная, не понимает их и не принимает.

Мы вслед за Маленьким принцем, видим абсурдность поведения взрослых и ищем ответы на вопросы:

Зачем власть, если нет подчиненных;

Зачем жить, если стремишься к забвению;

Зачем слова, если нет поклонников;

Зачем богатство, если его некуда деть;

Зачем работа, если она бессмысленна;

Зачем наука, если она не основана на фактах?)

- Маленькие планеты не дают ответа, они только ставят вопросы, потому что на них живут очень занятые взрослые люди. Маленький принц попадает на большую прекрасную Землю. Может быть, здесь он найдет ответы на свои вопросы?

(Маленький принц попадает в пустыню, хотя… «Земля – планета непростая!  До… итого около двух миллионов взрослых».)

- Наверное, Маленькому принцу не повезло, как вы думаете?

(Маленький принц еще не готов к встрече с Человеком – он узнал о нем только плохое, он может растеряться среди большого количества людей.)

 

- С кем встречается Маленький принц на Земле?

(Змея. Цветок. Лис)

- Каждая встреча несет ему что-то новое, но это уже не узнавание порока, а познание мудрости. Причем мудрые советы исходят не от людей.)

- Что же узнает Маленький принц?

(Змея: «Среди людей тоже может быть одиноко»

 Цветок: «У людей нет корней»)

- Чему учит Лис Маленького принца? Посмотрим инсценирование этой части произведения.

 Лис: «Зорко одно лишь сердце»

          «Ты в ответе за тех, кого приручил»

Сент-Экзюпери отмечал: «Нельзя купить дружбу товарища, с которым навсегда связали нас пережитые испытания. Нельзя купить это чувство, когда летишь сквозь ночь, в которой горят сто тысяч звезд, а душа ясна, и на краткий срок ты всесилен».

- какую же истину забыли люди?

(Ты всегда в ответе за тех, кого приручил)

- Есть замечательные пословицы, народная мудрость.

Нет друга – ищи, а найдешь – береги.

Новых друзей наживай, а старых не теряй!

- А какого мнения придерживаетесь вы?

- Последний, с кем встречается Маленький принц на Земле, - Человек.

Почему Маленький принц не встречает его сразу?

(Он должен сначала познать истину в природе, чтобы поведать ее человеку.)

- А человек не знает этих истин?

(Человек в погоне за ложными ценностями теряет связь с природой, с ее законами. Он уже не чувствует, не понимает природу. Только ребенок может радоваться маленьким победам, взрослый же устремлен в будущее, он постоянно за чем-то гонится, а к старости часто находит лишь одиночество, так как у него не было «корней».

Нужно уметь радоваться смеху ребенка, глотку родниковой воды, колосьям пшеницы, звездному небу, подаренному с любовью цветку.)

        - Почему Маленький принц принимает решение уйти с Земли?

        (Он возвращается к Розе, которую приручил первой и которой ничего не оставил на память о себе. У Лиса – колосья, у человека – звезды, смех, похожий на бубенцы).

        - В этой сказке большое количество поучительных изречений, афоризмов.

        2 группа должна была выписать эти изречения и познакомить нас.

        1) Жить – это значит постепенно рождаться.

        2) Мне всегда была ненавистна роль наблюдателя. Чтобы быть, я должен участвовать.

        3) Величие всякого ремесла прежде всего в том, что оно объединяет людей.

        4) Узнать можно только то, что приручишь.

        5) Мы жители одной планеты, пассажиры одного корабля.

        6) Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.

        7) Единственная настоящая роскошь на земле – это роскошь человеческого общения.

        8) В людях меня интересует не то, что они есть, но кем они могли бы стать.

        9) Меня мучит забота садовника. Я боюсь, что в каждом из людей может  быть убит Моцарт.

        10) Быть человеком – это и значит чувствовать, что ты за все в ответе.

        11) Я знаю, что я люблю. Я люблю – жизнь.

        12) У каждого человека свои звезды. Одним – тем, кто странствует, они указывают путь. Для других это просто маленькие огоньки. Для ученых они – как задача, которую надо решить. Для моего дела они – золото. Но для всех этих людей звезды немые. А у тебя будут особенные звезды. И твои друзья станут удивляться, что ты смеешься, глядя на небо. И все звезды будут точно старые колодцы со скрипучим воротом. И каждая даст напиться.

        Взойди на вершину, испей из этого чистого родника.

        - Символом чего становятся звезды в сказке?

        (Символом надежды, радости, горя)

        - Как бы вы назвали планету Маленького принца? (Любовь)

        Звучит песня «Маленький принц».

        - Какие же заветные и затаенные мысли выразил автор?

        (О необходимости уважать и ценить человека.

         О том, что нельзя жить без любви и дружбы.

         Он уверен: людям нужна красота и доброта.)

        - Согласны вы с эпиграфом нашего урока?

           А вы откуда родом?

        - Я надеюсь, что, когда вы вырастете, вы не забудете заветов Мудрого Лиса. Расставаясь с любимыми, вы будете помнить, что в ответе за всех, кого приручили, что лишь сердцем можно почувствовать любовь, что человеку может грозить одиночество даже среди толпы, что не имеющий корней – обречен на гибель.

        Надеюсь, что, взяв в руки когда-нибудь еще «Маленького принца», вы почувствуете грусть и радость, тихую, звенящую бубенцами звезд.

        Рефлексия

        1 группа – Подумайте и ответьте на вопрос:

                        Чем взрослые отличаются от детей?

        2 группа – Какой вопрос в детстве остался у Вас неразрешенным?

        3 группа – О чем вы мечтали в детстве?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск