Скачать 144.02 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» ШКОЛА ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)«Методология научного исследования» Направление подготовки 080300.68 «Финансы и кредит» Программы подготовки: «Корпоративный налоговый менеджмент»Форма подготовки (очная)Школа экономики и менеджмента ДВФУ Кафедра «Финансы и кредит» курс 1 семестр 1 лекции 8 час. практические занятия 28 час. семинарские занятия лабораторные работы час. консультации час. всего часов аудиторной нагрузки 36 час. самостоятельная работа 72 (час.) реферативные работы (количество) контрольные работы (количество) зачет 1 семестр экзамен семестр Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 1895 от 17.12.2010г. Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры «Финансы и кредит» протокол № 10 7 июня 2012 г. Заведующая (ий) кафедрой к.э.н, доцент Ж.И.Лялина Составитель (ли): д.э.н. профессор М.В.Терский Оборотная сторона титульного листа РПУД I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 2012 г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ Ж.И.Лялина (подпись) (И.О. Фамилия) II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 2012 г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ Ж.И.Лялина (подпись) (И.О. Фамилия) АННОТАЦИЯ Дисциплина «Методология научных исследований» предназначена для магистрантов, обучающихся по магистерской программе «Финансы и кредит» и изучается на I году обучения Цель курса Дать магистранту в области экономической и финансовой науки наук широкую панораму методологических принципов и подходов к организации научно-аналитической деятельности, раскрыть роль методов в получении достоверного научного результата, научить пользоваться технологиями и инструментарием получения научного знания. Основными задачами дисциплины являются: - определить подходы к научно-аналитической деятельности; - обозначить основные понятия научного знания; - выделить методы ведения научной деятельности; Требования к результатам освоения дисциплины Изучение дисциплины должно обеспечивать приобретение студентами совокупности знаний, умений и навыков, способствующих развитию и у них различных видов компетенций: способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный, общекультурный и профессиональный уровень (ОК-1); способностью владеть навыками публичной и научной речи (ОК-2); способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового и профессионального общения (ОК-3); способностью принимать организационно-управленческие решения, оценивать их последствия и готов нести за них ответственность (ОК-4); способностью генерировать новую информацию в сфере профессиональной деятельности для развития, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-5); способностью владеть методами аналитической работы, связанными с финансовыми аспектами деятельности коммерческих и некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм, в том числе финансово-кредитных (ПК-1); способностью анализировать и использовать различные источники информации для проведения финансово-экономических расчетов (ПК-2); В результате изучения дисциплины студент должен иметь представление: - о способах и методах научного исследования; - об особенностях научных исследований; - о проблемах, существующих на данный момент в научной работе; знать: - понятия, используемые в научных исследованиях; - методологические основы проведения научного исследования; - организационные, технические и информационные основы научной работы; уметь: - организовывать сбор информации по объекту, анализировать, обобщать и использовать ее; - определять задачи, программы исследования; - вырабатывать определенный порядок действий на каждом этапе работ; - выбирать методологию проведения научного исследования; - составлять отчет о выполненной работе в письменной форме. Требования к результатам освоения дисциплины Изучение дисциплины должно обеспечивать приобретение студентами совокупности знаний, умений и навыков, способствующих развитию и у них различных видов компетенций: способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный, общекультурный и профессиональный уровень (ОК-1); способностью владеть навыками публичной и научной речи (ОК-2); способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового и профессионального общения (ОК-3); способностью принимать организационно-управленческие решения, оценивать их последствия и готов нести за них ответственность (ОК-4); способностью генерировать новую информацию в сфере профессиональной деятельности для развития, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-5); способностью владеть методами аналитической работы, связанными с финансовыми аспектами деятельности коммерческих и некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм, в том числе финансово-кредитных (ПК-1); способностью анализировать и использовать различные источники информации для проведения финансово-экономических расчетов (ПК-2). В результате изучения дисциплины магистрант должен:
Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции Лекционный курс, семинарские занятия, выполнение домашних заданий, Контроль успеваемости Промежуточная аттестация проходит 3 раза в семестр и предусматривает выполнение тестовых заданий.
Раздел 1: введение в научное исследование (2,5ч.) Тема 1. Введение в научное исследование (0,5 ч.) 1.История организации и управления научными исследованиями. 2.Классификация отраслей науки в контексте научных исследований. Тема 2.Научные исследования как социальный институт (1 ч.) 1.Признаки и характеристики научного исследования. 2.Научные школы. 3.Объект и предмет НИ. Тема 3.Конструкторы и регуляторы научно-аналитической деятельности (1 ч.) 1.Актуальность научного исследования. 2.Значение результатов для теории и практики. 3.Проблемы, цели, задачи НИР. Раздел 2: методика проведения научного исследования (5,5ч.) Тема 4.Методы обработки и структурирования научной информации (1 ч.) 1. Технологии информационного поиска. 2. Виды научной информации. 3. Требования к научной информации. 4. Верификация научной информации Тема 5.Технологии научно-аналитической деятельности (1ч.) 1.Типы научной рациональности. 2.Методы научного исследования 3.Интерпретация результатов научных исследований. 4. Научные публикации и конференции Тема 6.Новации в НИ и достижение научных результатов (1 ч.) 1.Научные выводы. 2.Фальсификация научных теорий. 3.Типы научных фальсификаций. 4.Концептуальные знания. Тема 7. Управление научно-аналитической работой (1 ч.) 1.Планирование, организация и контроль НИР. 2.Требования к техническому заданию на проведение НИР. 3.Экспертиза результатов научных исследований. Тема 8. Коммерциализация научных исследований (0,5 ч.) 1.Рынок научных исследований и инновационных товаров 2.Технологии и этапы вывода результатов научных исследований на рынок. Тема 9. Финансирование НИР (1 ч.) 1.Источники финансирования НИР. 2.Требования к заявкам на НИР. 3.Оценка эффективности НИР.
Практические занятия (28 часов) Занятие 1. Научно-аналическое обеспечение управленческих решений (4 часа) 1.Техническое задание на проведение научных исследований. 2.Поиск проблемы и постановка исследовательских вопросов. 3.Прикладные и фундаментальные исследования. 4.Формулирование широкой проблемы и ее постепенное сужение. 5.Формулировка исследовательских вопросов и оценка возможностей ответить на них в приемлемые сроки Занятие 2. Первичная обработка и анализ научных данных и модельной информации (4ч.) 1.Необходимость научной коммуникации. 2.Технологии сбора эмпирических данных. 3.Научные журналы, система peer-review. 4.Основные элементы сети трансляции: сбор и обработка эмпирических данных и написание текстов. 5.Полевые дневники, аудио, фото и видеоматериалы. 6.Формализация научной информации. Занятие 3. Композиция научной статьи, эссе, отчета – интерактивная форма (4 ч.). 1.Структура введения: формирование контекста и постановка исследовательской задачи. 2.Функциональная нагрузка разделов . 3.Структура аргумента: тезис (claim), обоснование (reason) и эмпирические доказательства (evidence), признание проблем (acknowledgement and response), общие принципы (warrants). 4.Отличия книги и статьи. Курсовая работа как статья, а не мини-книга. 5. Обоснования и эмпирические доказательства, формы представления эмпирических данных, цитирование. 6.Проверка прочности аргумента: поиск альтернативных объяснений и возможных возражений. 7.Ответы на возможные возражения как самостоятельные аргументы. 8.Выбор композиционного решения. 9.Типичные ошибки: отсутствие центрального тезиса, отсутствие адекватного обоснования, отсутствие связи между тезисом и эмпирическими доказательствами Занятие 4. Методы верификации научно-аналитических данных (6 ч.) 1.Доказательства и опровержения. 2. Риски экспертной информации. 3. Интернет-информация. 4.Различные типы визуальной презентации: таблицы и графики. 5.Выбор типа графика в зависимости от характера представляемых данных. 6.Подписи к иллюстрациям и таблицам как самостоятельный элемент научного текста. Занятие 5. Управление финансированием научно-аналитической деятельности (4 ч.) 1.Источники финансирования НИР, НИОКР, инноваций. 2. Оценка результативности НИР, НИОКР, инноваций. Занятие 6. Научный отчет. Акты. Споры (6ч.) 1.Договорное право НИР, НИОКР, инноваций. 2.Стандартные ошибки: буквальное следование заданию, пересказ источников и «диктат данных», изложение историй о ходе исследования. 3.Плагиат: рабочее определение, как избежать случайных заимствований. 4.Политика нетерпимости к плагиату. 5. Важность вводных и заключительных разделов в статье в целом, в ее отдельных главах. 6.Как научиться «думать как читатель»: несколько советов (дружеский peer-review, общеобразовательный уровень как точка отсчета).
Вопросы к зачету
Рефераты
Основная литература
Дополнительная литература:
Электронные образовательные ресурсы
|