Скачать 37.11 Kb.
|
Тема: «Чёрное и белое – основа языка графики. Силуэт как выразительное средство графики». 6 класс. Цели: 1. Формировать представление о силуэте как выразительном средстве графики, который даёт возможность показать форму пятен, их конфигурацию, характер, движение, читаемость. Дать представление о разнообразии графических средств, об искусстве силуэтного портрета. 2. Развивать навыки работы с художественными материалами в технике аппликации. 3. Воспитывать аккуратность. 4. Воспитывать нравственно – эстетическое восприятие мира, любовь к искусству и творчеству. Вид урока: творческое проектирование. Оборудование и материалы: схемы рисования головы человека в профиль; силуэтные портреты Эжена де Силуэта, сказочных персонажей; репродукции мастеров графики; материалы для аппликации: чёрный картон, белая бумага, ножницы, записи классической музыки. Ход урока. Художники – графики очень любят чёрный цвет, потому что он главный рисующий цвет и без него никак нельзя обойтись. Сегодня мы и поговорим о не совсем обычных работах. В них всё изображено в виде чёрных теней. Как называются такие работы? (Силуэт). Ситуация порождения сомнения Силуэт (фр. Silhouette) – плоскостное изображение, приём работы, средство художественной выразительности, а также вид графики. Явление силуэта может возникать и в процессе восприятия объёмных форм в зависимости от освещения. Силуэт подобен тени объекта. Качество силуэтности используется художниками во всех видах искусства. В силуэте фигуры или предметы рисуются обычно сплошным чёрным пятном на светлом фоне или белым на тёмном фоне – в технике выворотки. Портреты в технике силуэта делаются, как правило, в профиль. Силуэты можно не только рисовать, но и вырезать ножницами. Силуэты были известны в Древнем Китае, Японии и других странах Азии. Необыкновенно изящные силуэты с прорезанными тончайшими деталями использовались в теневом театре народов Древнего Востока. В Европе как самостоятельный вид графики искусство силуэта сформировалось в первой половине XVIII во Франции. В России искусством силуэта особенно увлекались известные художники Ф. Толстой, М. Добужинский, А. Ильин, Н. Рерберг, Г. Нарбут, Е. Кругликова. Посмотрите на эти замечательные иллюстрации. Что их объединяет? Это камея – изображение тёмного или белого силуэта головы в профиль в круге или овале, что придаёт камее изящную завершённость. Интересно, а почему же изображение в виде теней назвали «силуэтами», а не иначе? Сообщение ученика. Из истории мы узнаём, что силуэт – это фамилия человека, француза. Звали его Эжен де Силуэт. Он был маркизом и министром финансов Франции, то есть распоряжался деньгами всей страны: куда и на что их тратить. Силуэт был знатен и богат, но мало кто любил его. Сам Эжен де силуэт увлекался вырезанием портретов из чёрной бумаги. И вот однажды ранним утром вышла газета с его портретом. Художник изобразил его голову в профиль в виде тени. У министра и так-то был длинный нос, но художник решил пошутить и нарисовал его ещё длиннее. Но люди, покупавшие газету, всё равно узнали своего министра финансов и весело смеялись, тыкая пальцем в газету. С этого случая такие изображения и стали называть силуэтами. Было это почти 200 лет назад. (Показ предполагаемого портрета с длинным носом и париком на голове.) Силуэтные изображения стали входить в моду. Заказать портрет живописцу было очень дорого, а иметь свой собственный силуэтный портрет за меньшую цену хотели многие. Такими портретами украшали стены комнат, кабинетов. Силуэтами украшали шкатулки, вазы, посуду, зонтики. В России любили всё французское. Дворяне говорили на французском языке. Силуэт стал популярен в России в XVIII – XIX веках. Учитель: скажите, а почему головы людей изображены в профиль, а не в фас? Верно. Потому что при таком положении головы мы имеем лучшее представление о чертах лица человека в силуэте. Вспомним, как надо рисовать голову человека в профиль (вид сбоку).
Постановка художественной задачи Сделать силуэты или выворотки сказочных персонажей в зависимости от характера сказочного героя: для положительных персонажей – выворотки, для отрицательных – силуэты. Для выполнения задания необходимо иметь лист белой и чёрной бумаги, карандаш, ножницы, клей. Последовательность выполнения такова:
Подведение итогов, анализ работы, вывод. Первые законченные работы сразу укрепляются на доске. Отмечаются наиболее красивые, оригинальные композиции и выразительные силуэты героев. По характеру контура определяется характер персонажей. Вывод: Силуэт – одно из самых сильных, ярких, правдивых, выразительных средств графики. С его помощью можно охарактеризовать человеческую фигуру или портрет, выделить её среди других фигур и предметов. |