Скачать 41.23 Kb.
|
Урок №10 Тема урока: Распространение света в оптически неоднородной среде. Цель урока: объяснить образование миражей на основе законов физики; продолжить формирование умений работы с компьютером; совершенствовать умения анализировать, сравнивать, делать выводы. Ход урока. 1.Вступительное слово учителя. Давным- давно, еще в средние века, из уст в уста передавались легенды и поверия о «Летучем голландце»- призрачном корабле, являющемся во время шторма морякам, обреченным на гибель; о «Фата- Моргане»- призрачных дворцах, вырастающих на горизонте и исчезающих по мере приближения к ним; о «Брокенских призраках»- возникающих на небосводе движущихся гигантских фигурах людей и животных. Непонятные явления вселяли в людей мистический ужас. А ученые пытались объяснить их. В ХI веке попытки были предприняты арабским ученым Ибн Аль- Хайтаном, в XVII веке Иоган Кеплер пытался решить эту задачу, но самый большой вклад в ее решение внес великий Исаак Ньютон. Все перечисленные выше явления получили название миражей. Мираж- это оптический обман. Сегодня на уроке мы попытаемся объяснить образование миражей на основе законов физики. 2.Актуализация знаний. А какие законы оптики нам известны? Дети: -прямолинейного распространения света; -отражения; -преломления. Учитель : кто не помнит, может посмотреть в конспектах электронного учебного издания Физика 7-11кл. Практикум. Раздел «Оптика» 4.1. Аксиомы геометрической оптики. Вспомним формулировки законов. Подробнее остановимся на законе преломления. Работаем в программе Физика 7-11. Практикум . Открыли Лаборатории. Раздел «Оптика» 7.5. Полное внутреннее отражение света. Свет переходит из воды в воздух, то есть из среды более плотной в менее плотную. Что вы можете сказать про соотношение углов падения и преломления? Какой из них больше? (Угол преломления больше угла падения). Рисунок 1. Поменяйте величину угла падения. Что произошло с углом преломления? ( Если угол падения увеличили, то и угол преломления увеличился, а если угол падения уменьшили, то и угол преломления уменьшился, но угол преломления больше угла падения.) Какой вывод можно сделать? (Если свет переходит из оптически более плотной среды в оптически менее плотную, то угол преломления больше угла падения.) Поменяйте вторую среду. Наведите курсор на сосуд с водой и 2 раза щелкните мышью. Выберите в качестве второй среды алмаз. Как теперь соотносятся углы падения и преломления? Рисунок 2. Какой вывод можно сделать? (Если свет переходит из оптически менее плотной среды в оптически более плотную, то угол преломления меньше угла падения.) А теперь вспомните к чему приводит изменение направления распространения света на границе двух прозрачных сред? (вспоминают примеры: камушки на дне прозрачного ручейка, ложечка в стакане чая и т.д. К оптическим обманам.) На экран видеофрагмент с диска Физика 7-11. Практикум. «Оптические иллюзии». 3. Новый материал С оптическими иллюзиями мы сталкиваемся довольно часто, а вот миражи, куда более сложные явления. Как же они образуются? Несколько ребят попытались самостоятельно разобраться в этом вопросе. Послушаем их. 1-й ученик демонстрирует опыт: в аквариуме, наполненном водой растворили некоторое количество сахара. Показатель преломления раствора непрерывно уменьшается по направлению от дна сосуда к его верхней части. Через боковую стенку в сосуд направляют узкий световой луч. Прослеживается путь луча в растворе. Луч изгибается так, что его траектория обращена выпуклостью вверх. Рисунок 3. 2-й ученик объясняет образование так называемых верхних миражей. Для его возникновения необходимо, чтобы показатель преломления приповерхностного слоя воздуха достаточно быстро уменьшался с высотой. Это возможно, например, когда внизу располагается слой холодного воздуха, а над ним находится слой более теплого воздуха. Эти миражи можно наблюдать над морем. Рисунок 4. 3й ученик рассказывает о так называемых нижних миражах. Над сильно нагретой поверхностью (в пустыне, над асфальтовой дорогой в жаркий день) возникают такие миражи- сильно нагретый приповерхностный слой воздуха (с относительно низким показателем преломления) накрыт слоем достаточно холодного воздуха (с заметно более высоким показателем преломления). Рисунок 5. Рисунок 6. А теперь посмотрим небольшой фрагмент «Образование миражей» (. Анимация). Подведем итог услышанному и увиденному. Если свет распространяется в среде, показатель преломления которой непрерывно уменьшается в направлении снизу вверх, то, независимо от начального направления луча, он всегда будет искривляться так, что его траектория будет обращена выпуклостью вверх. Если показатель преломления уменьшается в направлении сверху вниз, то выпуклость луча обращена вниз. В оптически неоднородной среде световой луч изгибается так, что его траектория всегда обращена в сторону уменьшения показателя преломления среды. Попробуйте нарисовать ход светового луча у себя в тетрадях п4 п3 п2 п1 п1 > п2 > п3 > п4 4. Заключение. Многие миражи, особенно сверхдальние, когда изображение переносится за тысячи километров, являются весьма сложными оптическими явлениями. Для их объяснения недостаточно рассмотрения только рефракции света в атмосфере; физический механизм таких миражей значительно сложнее. Возможно, что при определенных условиях в атмосфере образуются гигантские воздушные линзы, что определенную роль в образовании миражей играет ионосфера, которая может отражать световые волны. |
Урок1 Тема урока Свет. Источники света. Прямолинейное распространение... Научить определять условия образования тени и полутени на основе закона прямолинейного распространения света | Урок по физике в 8-м классе на тему: "Свет. Источники света. Распространение света" Обучающая: показать на конкретных примерах роль света в жизни человека; сформировать представление о естественных и искусственных... | ||
Цель урока: Формирование у учащихся представление о световых явлениях... Свет. Источники света. Прямолинейное распространение света. Солнечные и лунные затмения | Тест по физике для 8 класса Тема: Источники света. Распространение света к В трудах какого учёного были обнаружены первые высказывания о прямолинейном распространении света? | ||
Тема урока: «Плоды. Классификация плодов. Распространение плодов и семян» Ребята! Сегодня на уроке мы продолжим постигать тайны главного чуда света – человека | Тема: «Урок-путешествие к семи чудесам Света» Цель: познакомить учащихся с чудесами Света, повторяя при этом уже изученный материал | ||
Урока в 5 классе Тема : «Семь чудес света» Цель урока: создать условия для самостоятельного усвоения учащимися истории семи (четырех) чудес света, созданных в древнем мире | Определение оптической глубины проникновения низкоинтенсивного лазерного... Нии лазерного излучения биологическими тканями. Одновременно с поглощением излучения происходит ряд других физических процессов:... | ||
Конспект урока по физике в 11 классе. Тема урока «Волновые свойства света» Цели урока Обучающая: Повторить, обобщить систематизировать знания учащихся по теме «Волновые свойства света» посредствам решения качественных... | План урока- конференции по теме: «Что мы знаем о пирамидах?» Просмотр презентации (ссылка здесь →) «7 чудес света». (5 мин.) Вопрос? Какому одному из чудес света будет посвящён урок? | ||
Урока: «Преломление света» Цель урока Цель урока: расширить знания и представления учащихся об особенностях распространения света, о практической значимости этих знаний,... | Тема: Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука. Цель урока Обучающая: закрепление понятий звуковые колебания, звук, распространение и отражение звука посредствам решения качественных, количественных... | ||
Урок по предмету «Истоки» 2 класс Тема урока: Лес Цели: введение ребенка в круг основных социокультурных ценностей (интегрирование знаний о среде, в которой живет) | Урок биологии в 9 классе. Тема урока: Энергетическое обеспечение клетки. Фотосинтез Задачи урока: сформировать знания о фотосинтезе как пластическом обмене веществ у растений, о световой фазе фотосинтеза, механизмах... | ||
Планирование по физике в 12 "А,Б" классе. Заочное обучение. I полугодие:... Электромагнитная природа света. Закон прямолинейного распространения света. Скорость света. Закон отражения света | Конспект урока и мультимедийных учебных материалов в среде smart... Создавать условия для воспитания патриотизма у обучающихся на примерах исторических и современных событий с использованием музыкальных... |