МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА» Кафедра теории и методики обучения физике УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА Направление подготовки: 050100 «Педагогическое образование»
Квалификация (степень) выпускника – бакалавр,
Профиль «Физика, информатика»
Нормативный срок освоения программы – 5 лет
КРАСНОЯРСК 2013 Учебная программа составлена д.п.н., профессором В.И. Тесленко;
к.п.н., доцентом Т.А. Залезной Учебная программа обсуждена на заседании кафедры теории и методики обучения физике
"__" _____________201__ г. Заведующий кафедрой д.п.н., профессор В.И. Тесленко
_______________________
(ф.и.о., подпись)
Одобрено учебно-методическим советом
"____" ___________201__ г.
Председатель _____________________________
(ф.и.о., подпись)
Протокол согласования учебной программы с другими дисциплинами Направление подготовки: 050100 «Педагогическое образование»
Квалификация (степень) выпускника – бакалавр, Профиль «Физика, информатика»
на 2013/ 2014 учебный год
Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину
| Кафедра
| Предложения об изменениях в дидактических единицах, временной последовательности изучения и т.д.
| Принятое решение (протокол №, дата) кафедрой, разработавшей программу
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Заведующий кафедрой Председатель НМС __________________________________
"____" ___________201__ г.
Оглавление
Пояснительная записка 6 стр.
Рабочая программа дисциплины 7стр.
Выдержка из стандарта 8 стр.
Введение 9 стр.
Содержание теоретического курса дисциплины стр.
Тематический план стр.
Учебно-методическая (технологическая) карта дисциплины- стр.
Карта литературного обеспечения стр.
Технологическая карта рейтинга стр.
Методические рекомендации для студентов стр.
Банк контрольных заданий и вопросов стр.
Вопросы к экзамену стр.
Тематика рефератов стр.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Естественнонаучная картина мира» для студентов очной формы обучения по направлению подготовки: 050100 «Педагогическое образование», квалификация (степень) выпускника – бакалавр, профиль «Физика, информатика» состоит из следующих элементов:
Рабочей программы дисциплины, включающей в себя основное её содержание и учебные ресурсы: литературное обеспечение, мультимедиа и электронные ресурсы.
Методических рекомендаций для студентов, которые содержат советы и разъяснения, позволяющие студенту оптимальным образом организовать процесс изучения дисциплины «Естественнонаучная картина мира».
Банка контрольных заданий и вопросов по дисциплине «Естественнонаучная картина мира», который представлен различными тестами, логическими, проблемными задачами и упражнениями, что позволяет углубить и расширить теоретический материал по изучаемым темам. К каждой теме даны тестовые вопросы для проверки знаний студентов и для закрепления учебного материала.
Вопросов к экзамену, который является итоговым контролем освоения студентом компетенции в области физики.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Естественнонаучная картина мира
Введение
Цели и задачи дисциплины
Цель изучения дисциплины: подготовка к выполнению задач профессиональной деятельности бакалавра, установленных ФГОС ВПО.
Задачи изучения дисциплины: ознакомление с сущностью основных природных явлений и методами их исследования; формирование целостного представления о современной естественнонаучной картине мира; овладение новыми естественнонаучными понятиями; расширение кругозора, формирование научного мышления и научного мировоззрения; приобретение знаний, необходимых для изучения смежных дисциплин. Место дисциплины в структуре ООП: курс «Естественнонаучная картина мира» является дисциплиной базовой части математического и естественнонаучного цикла учебного плана при подготовке бакалавров педагогического образования. Данная дисциплина входит в базовую часть математического и естественнонаучного цикла Б2. Дисциплина читается в 5 семестре 3 курса и для успешного освоения дисциплины необходимы элементарные сведения из школьного курса по математике, физике, химии, астрономии, географии и биологии. Этот предмет является очень важным для дальнейшего изучения дисциплин естественно-математического цикла, а также остальных изучаемых предметов, поскольку формирует методологическую грамотность студента.
Основные требования к входным знаниям, умениям студентов вытекают из ее роли в системе естественнонаучного образования, начиная со школы, через высшее образование к профессиональной педагогической деятельности.
Для овладения дисциплиной студент должен обладать общекультурными компетенциями: культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
способностью анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2); способностью вести логически верно устную и письменную речь (ОК-6); способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9); способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3).
Естественнонаучная дисциплина «Естественнонаучная картина мира» одна из важнейших, которая изучается параллельно с дисциплинами «Информационные технологии в образовании», «Основы математической обработки информации», «Информационная культура», «Оптика», «Молекулярная физика».
Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4); способен вести логически верно устную и письменную речь (ОК-6); готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11); осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1); способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4).
В результате изучения дисциплины студент должен
Знать:
- основные явления и законы природы, научные открытия, которые послужили началом революционных изменений в технологиях, мировоззрении или общественном сознании.
- основные модели естественнонаучной картины мира;
- знать естественнонаучную литературу.
Уметь:
- делать строгий отбор основных научных фактов, представляющих лицо каждой из естественных наук, иметь ясное представление о физической картине мира как основе целостности и многообразия природы;
- отличать научные знания от лженаучных;
- обосновывать выбор теоретико-методологических основ исследования явлений и процессов в контексте различных моделей естественнонаучных картин мира;
- представлять знания как систему логически связанных общих и специальных положений науки;
- использовать полученные знания в своей повседневной деятельности и интерпретировать их для учащихся общеобразовательных школ.
Владеть:
- основами методологии научного познания при изучении различных уровней организации материи, пространства и времени;
- основами системного подхода в оценке развития любой научной дисциплины.
- методиками анализа явлений и процессов в соответствии с выбранной моделью естественнонаучной картины мира;
- обладать навыками оценочного отношения к источникам информации по различным разделам естествознания.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы. Разработчики: д.п.н., профессор В.И. Тесленко, к.п.н., доцент Т.А. Залезная,
Содержание теоретического курса дисциплины Семестр 5
Модуль 1. Методология научного познания. Основные исторические периоды развития естествознания
Место науки в духовной жизни общества. Специфика и взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного типов культур. Наука и религия. Этика науки. Содержание и методология курса. Место науки в структуре знания. Структура научной деятельности. Критерии и нормы научности. Научная истина и научное мировоззрение. Парадигмы. Методы научного познания. Формы научного знания. Логика и динамика развития науки. Математизация, дифференциация и интеграция естественнонаучного знания. Модуль 2. Природа современной естественнонаучной картины мира.
Понятие структурной организации материи. Структурная организация неживой материи: микромир, макромир, мегамир. Уровни организации живой материи: популяции, биоценоз, биогеоценоз, биосфера. Физические законы, действующие в микромире, макромире, мегамире. Материя и движение, время и пространство. Виды фундаментальных взаимодействий. Концепции дальнодействия и близкодействия. Законы сохранения и виды симметрии в природе. Становление классической механики. Развитие учения об электричестве и магнетизме. Корпускулярно-волновой дуализм. Атомно-молекулярный уровень организации материи. Специальная теория относительности. Общая теория относительности. Статистические и термодинамические свойства макросистем. Законы термодинамики. Принципы современной физики: принцип относительности, дополнительности, суперпозиции. Принцип минимума диссипации энергии. Мир элементарных частиц. Традиционная или описательно-натуралистская биология; физико-химическая и эволюционная биология. Создание первых классификаций. Инвентаризация знаний о животном и растительном мире. Введение бинарной номенклатуры К. Линнея. Системный подход в исследовании природы. Зарождение экспериментальной биологии во второй половине ХIХ века. Интеграция биологических наук. Развитие эволюционной концепции и теории естественного отбора. Становление теоретической биологии. Ковариантная редупликация и биологический прогресс. Концепция структурных уровней в биологии; многообразие живых организмов. Отличие живого от неживого. Свойства живых систем. Клетка. Воспроизводство живого. Генетические законы и факторы эволюции. Учение Вернадского о биосфере. Типы сред, действие факторов среды. Учение о популяции. Принципы жизнедеятельности видов и функционирования экосистем.
Модуль 3. Естественнонаучные основы современных технологий, энергетики и экологии. Естествознание XXI века.
Естественнонаучные аспекты технологий. Развитие средств информационных технологий. Современные средства накопления информации. Микро- и наноэлектронная технологии. Лазерные технологии. Современные биотехнологии. Генные технологии. Проблема клонирования. Естественнонаучные проблемы современной энергетики. Естественнонаучные аспекты технологии. Гармония природы и человека. Человек как объект естественнонаучного познания. Представления о появлении человека в эволюции. Социобиология, этология, этнология и социальная экология - их достижения в изучении человека. Особенности физиологии и здоровья человека. Тематический план
изучения дисциплины «Естественнонаучная картина мира» по направлению подготовки: 050100 «Педагогическое образование», квалификация (степень) выпускника – бакалавр, профиль «Физика, информатика»
№ п/п
|
Название модулей и тем
|
| Количество часов
| Всего
| Из них аудиторные занятия:
| Лекции
| Семинары
| Самостоятельная работа
|
| Методология научного познания. Основные исторические периоды развития естествознания
| 18
| 14
| 6
| 8
| 4
|
| Природа в современной естественнонаучной картине мира
| 27
| 20
| 8
| 12
| 7
|
| Естественнонаучные основы современных технологий, энергетики и экологии. Естествознание XXI века
| 27
| 20
| 8
| 12
| 7
|
| Итого:
| 72
| 54
| 22
| 32
| 18
|
Технологическая карта обучения дисциплины
«Естественнонаучная картина мира» по направлению подготовки: 050100 «Педагогическое образование», квалификация (степень) выпускника – бакалавр, профиль «Физика, информатика»
по очной форме обучения (общая трудоемкость 3 з.е.)
Модули. Наименование разделов и тем
| Всего часов
| Аудиторных часов
| Внеауди-
торных
часов
| Результаты обучения и воспитания
| Формы и методы
Интерактивного контроля
| всего
| лекций
| семинаров
| лаборат.
работ
| Знать, уметь, владеть
|
| 1. Методология научного познания. Основные исторические периоды развития естествознания
| 18
| 14
| 6
| 8
|
| 4
| Владеть основами методологии научного познания при изучении различных уровней организации материи, пространства и времени; основами системного подхода в оценке развития любой научной дисциплины.
Знать основные модели естественнонаучной картины мира; знать естественнонаучную литературу.
Уметь делать строгий отбор основных научных фактов, представляющих лицо каждой из естественных наук, иметь ясное представление о физической картине мира как основе целостности и многообразия природы.
| Тестирование
| 2. Природа современной естественнонаучной картины мира
| 27
| 20
| 8
| 12
|
| 7
| Владеть методиками анализа явлений и процессов в соответствии с выбранной моделью естественнонаучной картины мира;
Знать основные явления и законы природы, научные открытия, которые послужили началом революционных изменений в технологиях, мировоззрении или общественном сознании.
Уметь отличать научные знания от лженаучных; обосновывать выбор теоретико-методологических основ исследования явлений и процессов в контексте различных моделей естественнонаучных картин мира;
| Тестирование
| 3. Естественнонаучные основы современных технологий, энергетики и экологии. Естествознание XXI века
| 27
| 20
| 8
| 12
|
| 7
| Владеть навыками оценочного отношения к источникам информации по различным разделам естествознания.
Знать основные модели естественнонаучной картины мира.
Уметь представлять знания как систему логически связанных общих и специальных положений науки; использовать полученные знания в своей повседневной деятельности и интерпретировать их для учащихся общеобразовательных школ.
| Тестирование
| Итого
| 72
| 54
| 22
| 32
|
| 18
|
|
|
|