Пояснительная записка 6 стр





НазваниеПояснительная записка 6 стр
страница1/5
Дата публикации24.11.2014
Размер0.68 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Физика > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА»
Кафедра теории и методики обучения физике
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА
Направление подготовки: 050100 «Педагогическое образование»

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр,

Профиль «Физика, информатика»

Нормативный срок освоения программы – 5 лет

КРАСНОЯРСК 2013
Учебная программа составлена д.п.н., профессором В.И. Тесленко;

к.п.н., доцентом Т.А. Залезной
Учебная программа обсуждена на заседании кафедры теории и методики обучения физике


"__" _____________201__ г.
Заведующий кафедрой д.п.н., профессор В.И. Тесленко

_______________________

(ф.и.о., подпись)

Одобрено учебно-методическим советом

"____" ___________201__ г.

Председатель _____________________________

(ф.и.о., подпись)


Протокол согласования учебной программы с другими дисциплинами Направление подготовки: 050100 «Педагогическое образование»

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр, Профиль «Физика, информатика»

на 2013/ 2014 учебный год


Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

Кафедра

Предложения об изменениях в дидактических единицах, временной последовательности изучения и т.д.

Принятое решение (протокол №, дата) кафедрой, разработавшей программу







































Заведующий кафедрой
Председатель НМС __________________________________


"____" ___________201__ г.

Оглавление


  1. Пояснительная записка 6 стр.

  2. Рабочая программа дисциплины 7стр.

    1. Выдержка из стандарта 8 стр.

    2. Введение 9 стр.

    3. Содержание теоретического курса дисциплины стр.

    4. Тематический план стр.

    5. Учебно-методическая (технологическая) карта дисциплины- стр.

    6. Карта литературного обеспечения стр.

    7. Технологическая карта рейтинга стр.

  3. Методические рекомендации для студентов стр.

  4. Банк контрольных заданий и вопросов стр.

  5. Вопросы к экзамену стр.

  6. Тематика рефератов стр.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Естественнонаучная картина мира» для студентов очной формы обучения по направлению подготовки: 050100 «Педагогическое образование», квалификация (степень) выпускника – бакалавр, профиль «Физика, информатика» состоит из следующих элементов:

  1. Рабочей программы дисциплины, включающей в себя основное её содержание и учебные ресурсы: литературное обеспечение, мультимедиа и электронные ресурсы.

  2. Методических рекомендаций для студентов, которые содержат советы и разъяснения, позволяющие студенту оптимальным образом организовать процесс изучения дисциплины «Естественнонаучная картина мира».

  3. Банка контрольных заданий и вопросов по дисциплине «Естественнонаучная картина мира», который представлен различными тестами, логическими, проблемными задачами и упражнениями, что позволяет углубить и расширить теоретический материал по изучаемым темам. К каждой теме даны тестовые вопросы для проверки знаний студентов и для закрепления учебного материала.

  4. Вопросов к экзамену, который является итоговым контролем освоения студентом компетенции в области физики.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Естественнонаучная картина мира

Введение

Цели и задачи дисциплины

Цель изучения дисциплины: подготовка к выполнению задач профессиональной деятельности бакалавра, установленных ФГОС ВПО.

Задачи изучения дисциплины: ознакомление с сущностью основных природных явлений и методами их исследования; формирование целостного представления о современной естественнонаучной картине мира; овладение новыми естественнонаучными понятиями; расширение кругозора, формирование научного мышления и научного мировоззрения; приобретение знаний, необходимых для изучения смежных дисциплин.
Место дисциплины в структуре ООП: курс «Естественнонаучная картина мира» является дисциплиной базовой части математического и естественнонаучного цикла учебного плана при подготовке бакалавров педагогического образования. Данная дисциплина входит в базовую часть математического и естественнонаучного цикла Б2. Дисциплина читается в 5 семестре 3 курса и для успешного освоения дисциплины необходимы элементарные сведения из школьного курса по математике, физике, химии, астрономии, географии и биологии. Этот предмет является очень важным для дальнейшего изучения дисциплин естественно-математического цикла, а также остальных изучаемых предметов, поскольку формирует методологическую грамотность студента.

Основные требования к входным знаниям, умениям студентов вытекают из ее роли в системе естественнонаучного образования, начиная со школы, через высшее образование к профессиональной педагогической деятельности.

Для овладения дисциплиной студент должен обладать общекультурными компетенциями: культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

способностью анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2); способностью вести логически верно устную и письменную речь (ОК-6); способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9); способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3).

Естественнонаучная дисциплина «Естественнонаучная картина мира» одна из важнейших, которая изучается параллельно с дисциплинами «Информационные технологии в образовании», «Основы математической обработки информации», «Информационная культура», «Оптика», «Молекулярная физика».

Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4); способен вести логически верно устную и письменную речь (ОК-6); готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11); осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1); способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4).

В результате изучения дисциплины студент должен

Знать:

- основные явления и законы природы, научные открытия, которые послужили началом революционных изменений в технологиях, мировоззрении или общественном сознании.

- основные модели естественнонаучной картины мира;

- знать естественнонаучную литературу.

Уметь:

- делать строгий отбор основных научных фактов, представляющих лицо каждой из естественных наук, иметь ясное представление о физической картине мира как основе целостности и многообразия природы;

- отличать научные знания от лженаучных;

- обосновывать выбор теоретико-методологических основ исследования явлений и процессов в контексте различных моделей естественнонаучных картин мира;

- представлять знания как систему логически связанных общих и специальных положений науки;

- использовать полученные знания в своей повседневной деятельности и интерпретировать их для учащихся общеобразовательных школ.

Владеть:

- основами методологии научного познания при изучении различных уровней организации материи, пространства и времени;

- основами системного подхода в оценке развития любой научной дисциплины.

- методиками анализа явлений и процессов в соответствии с выбранной моделью естественнонаучной картины мира;

- обладать навыками оценочного отношения к источникам информации по различным разделам естествознания.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы.
Разработчики: д.п.н., профессор В.И. Тесленко, к.п.н., доцент Т.А. Залезная,

Содержание теоретического курса дисциплины
Семестр 5

Модуль 1. Методология научного познания. Основные исторические периоды развития естествознания

Место науки в духовной жизни общества. Специфика и взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного типов культур. Наука и религия. Этика науки. Содержание и методология курса. Место науки в структуре знания. Структура научной деятельности. Критерии и нормы научности. Научная истина и научное мировоззрение. Парадигмы. Методы научного познания. Формы научного знания. Логика и динамика развития науки. Математизация, дифференциация и интеграция естественнонаучного знания.
Модуль 2. Природа современной естественнонаучной картины мира.

Понятие структурной организации материи. Структурная организация неживой материи: микромир, макромир, мегамир. Уровни организации живой материи: популяции, биоценоз, биогеоценоз, биосфера. Физические законы, действующие в микромире, макромире, мегамире. Материя и движение, время и пространство. Виды фундаментальных взаимодействий. Концепции дальнодействия и близкодействия. Законы сохранения и виды симметрии в природе. Становление классической механики. Развитие учения об электричестве и магнетизме. Корпускулярно-волновой дуализм. Атомно-молекулярный уровень организации материи. Специальная теория относительности. Общая теория относительности. Статистические и термодинамические свойства макросистем. Законы термодинамики. Принципы современной физики: принцип относительности, дополнительности, суперпозиции. Принцип минимума диссипации энергии. Мир элементарных частиц. Традиционная или описательно-натуралистская биология; физико-химическая и эволюционная биология. Создание первых классификаций. Инвентаризация знаний о животном и растительном мире. Введение бинарной номенклатуры К. Линнея. Системный подход в исследовании природы. Зарождение экспериментальной биологии во второй половине ХIХ века. Интеграция биологических наук. Развитие эволюционной концепции и теории естественного отбора. Становление теоретической биологии. Ковариантная редупликация и биологический прогресс. Концепция структурных уровней в биологии; многообразие живых организмов. Отличие живого от неживого. Свойства живых систем. Клетка. Воспроизводство живого. Генетические законы и факторы эволюции. Учение Вернадского о биосфере. Типы сред, действие факторов среды. Учение о популяции. Принципы жизнедеятельности видов и функционирования экосистем.

Модуль 3. Естественнонаучные основы современных технологий, энергетики и экологии. Естествознание XXI века.

Естественнонаучные аспекты технологий. Развитие средств информационных технологий. Современные средства накопления информации. Микро- и наноэлектронная технологии. Лазерные технологии. Современные биотехнологии. Генные технологии. Проблема клонирования. Естественнонаучные проблемы современной энергетики. Естественнонаучные аспекты технологии. Гармония природы и человека. Человек как объект естественнонаучного познания. Представления о появлении человека в эволюции. Социобиология, этология, этнология и социальная экология - их достижения в изучении человека. Особенности физиологии и здоровья человека.
Тематический план

изучения дисциплины «Естественнонаучная картина мира» по направлению подготовки: 050100 «Педагогическое образование», квалификация (степень) выпускника – бакалавр, профиль «Физика, информатика»


№ п/п


Название модулей и тем





Количество часов

Всего

Из них аудиторные занятия:

Лекции

Семинары

Самостоятельная работа



Методология научного познания. Основные исторические периоды развития естествознания

18

14

6

8

4



Природа в современной естественнонаучной картине мира

27

20

8

12

7



Естественнонаучные основы современных технологий, энергетики и экологии. Естествознание XXI века

27

20

8

12

7




Итого:

72

54

22

32

18



Технологическая карта обучения дисциплины

«Естественнонаучная картина мира» по направлению подготовки: 050100 «Педагогическое образование», квалификация (степень) выпускника – бакалавр, профиль «Физика, информатика»

по очной форме обучения (общая трудоемкость 3 з.е.)


Модули. Наименование разделов и тем

Всего часов


Аудиторных часов

Внеауди-

торных

часов

Результаты обучения и воспитания

Формы и методы

Интерактивного контроля

всего

лекций

семинаров

лаборат.

работ

Знать, уметь, владеть




1. Методология научного познания. Основные исторические периоды развития естествознания

18

14

6

8




4

Владеть основами методологии научного познания при изучении различных уровней организации материи, пространства и времени; основами системного подхода в оценке развития любой научной дисциплины.

Знать основные модели естественнонаучной картины мира; знать естественнонаучную литературу.

Уметь делать строгий отбор основных научных фактов, представляющих лицо каждой из естественных наук, иметь ясное представление о физической картине мира как основе целостности и многообразия природы.


Тестирование

2. Природа современной естественнонаучной картины мира

27

20

8

12




7

Владеть методиками анализа явлений и процессов в соответствии с выбранной моделью естественнонаучной картины мира;

Знать основные явления и законы природы, научные открытия, которые послужили началом революционных изменений в технологиях, мировоззрении или общественном сознании.

Уметь отличать научные знания от лженаучных; обосновывать выбор теоретико-методологических основ исследования явлений и процессов в контексте различных моделей естественнонаучных картин мира;


Тестирование

3. Естественнонаучные основы современных технологий, энергетики и экологии. Естествознание XXI века

27

20

8

12




7

Владеть навыками оценочного отношения к источникам информации по различным разделам естествознания.

Знать основные модели естественнонаучной картины мира.

Уметь представлять знания как систему логически связанных общих и специальных положений науки; использовать полученные знания в своей повседневной деятельности и интерпретировать их для учащихся общеобразовательных школ.

Тестирование

Итого

72

54

22

32




18







  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка 6 стр iconТематическое планирование стр. 7 2 Требования к уровню подготовки...
В числе приоритетных целей изучения музыкального искусства в начальной школе выступают
Пояснительная записка 6 стр iconПаспорт программы стр. 3 Пояснительная записка стр. 5 Предназначение...
Уровень удовлетворенности различными сторонами образовательного процесса учащихся, родителей, учителей
Пояснительная записка 6 стр iconПояснительная записка стр. 9
Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты стр. 21
Пояснительная записка 6 стр iconПояснительная записка 3 cтр. I. Условия, необходимые для реализации...
Этап начальной подготовки 3-го года обучения 16 стр. Учебно-тренировочный этап 1-2 года обучения 18 стр. Учебно-тренировочный этап...
Пояснительная записка 6 стр iconПояснительная записка 5 стр. Тематическое планирование 7 стр
Цель обучения: Овладение технологиями создания изображений, анимации, трансформаций, навигаций, различных flash-представлений, презентаций,...
Пояснительная записка 6 стр iconКалендарно-тематическое планирование стр. 4-5 Формы и средства контроля...
Элективный курс «Вокруг тебя мир» для 6 класса разработан на основе программы учебно-методического комплекса «Вокруг тебя Мир…» 5-8...
Пояснительная записка 6 стр iconПояснительная записка стр. 2
Основная образовательная программа мбоу сош №70 г. Красноярска на 2012 – 2015 гг
Пояснительная записка 6 стр iconЕщё раз о хозрасчёте стр. 202 Последний штрих стр 204
Что происходит на хлебном фронте стр. 164 О неиспользованных резервах стр. 168 О модернизации стр. 171 Нэп по Ленину в исполнении...
Пояснительная записка 6 стр iconПояснительная записка к дидактическим материалам стр. 7
Сборник дидактических материалов для организации самостоятельной работы учащихся на уроках истории и обществознания
Пояснительная записка 6 стр iconПояснительная записка программы
Система дополнительного образования, внеклассной и внеурочной деятельности, как способ учета индивидуальных особенностей учащихся...
Пояснительная записка 6 стр iconКурсовой проект по учебной дисциплине
...
Пояснительная записка 6 стр iconМетодические рекомендации для студентов стр. Фонд оценочных средств...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Интернет технологии ведения бизнеса» для студентов очной формы обучения по направлению...
Пояснительная записка 6 стр icon2 «А» Математика
Пособие: стр. 139 №1,2,3; стр. 143 №1,2,3; стр. 145 №1,2,3; стр. 149 №2,3; стр. 158 №3,4,6
Пояснительная записка 6 стр iconРеферат Пояснительная записка содержит: 90 стр., 53 рис., 26 табл., 12 источников информации
Телефонная сеть, оборудование связи, программный комплекс, база данных, клиентское приложение, паспортно-отчетная документация
Пояснительная записка 6 стр icon2. Пояснительная записка
Пояснительная записка к учебным планам 5 – 11 классов на 2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка 6 стр iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Пояснительная записка. Цели и задачи образования подростков и базовые требования к результатам образования стр. 7


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск