Главное управление образования и молодежной политики алтайского края
краевое государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования
«Профессиональное училище № 76»,
КГБОУ НПО «Профессиональное училище №76»
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ОПД.04. «ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ»
ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ 110800.02 ТРАКТОРИСТ-МАШИНИСТ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА РАССМОТРЕНО
На заседании педсовета
«30» августа 2012г.
Протокол № 1
«__» ___________ 2012г.
Романово – 2012г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии начального профессионального образования 110800.02 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства», утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 8 октября 2009 г. № 389. Составители:
Урослов Н.А. - Зам. по УПР высшей квалификационной категории.
Сердюк В.С.- преподаватель высшей квалификационной категории;
СОДЕРЖАНИЕ
| стр.
| ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4
| СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5
| условия реализации учебной дисциплины | 8
| Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 9
| 1. паспорт ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.04 «ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ» 1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС профессии НПО 110800.02 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства».
Программа учебной дисциплины может быть использована при реализации программы профессиональной подготовки по ОК 016-94 по профессии 18545 «Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования». 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Программа «Основы электротехники» является общепрофессиональным предметом. 1.2. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;
рассчитывать параметры электрических схем;
собирать электрические схемы;
пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;
проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
электротехническую терминологию;
основные законы электротехники;
типы электрических схем;
правила графического изображения элементов электрических схем;
методы расчета электрических цепей;
основные элементы электрических сетей;
принцип действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты;
схемы электроснабжения;
основные правила эксплуатации электрооборудования;
способы экономии электроэнергии;
основные электротехнические материалы;
правила сращивания, спайки и изоляции проводов.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 46 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося - 14 часов
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 46
| В том числе:
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 32
| В том числе:
|
| Лабораторные занятия
| 16
| Контрольная работа
| 1
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
| 14
| Форма промежуточной аттестации Зачет
|
| 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
ОПД.04 «Основы электротехники»
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
| Объем часов
| Уровень освоения
| 1
| 2
| 3
| 4
| Раздел 1. Основы электротехники.
|
|
| 32
|
| Тема 1.1. Однофазный переменный электрический ток.
| Содержание
| 8
|
| 1
| Получение переменного тока. Действующее значение напряжения и силы тока.
Метод векторных диаграмм.
Цепь переменного тока с активным сопротивлением.
| 2
| 2
| 2
| Цепь переменного тока с индуктивным сопротивлением.
Цепь переменного тока с ёмкостным сопротивлением.
Мощность переменного тока.
| 2
|
| Лабораторная работа
Построение векторных диаграмм
Вычисление параметров цепи. Резонанс.
Расчет мощности тока в электрической цепи
| 6
|
| Самостоятельная работа обучающегося
1. Изучение материала по дополнительным источникам.
2. Реферат.
3. Проработка конспектов
| 4
|
| Тема 1.2. Трехфазный переменный электрический ток.
| Содержание
| 8
|
| 1
| Принцип построения трёхфазной системы.
Соединение звездой.
| 2
| 2
| 2
| Соединение треугольником.
Мощность трёхфазной системы.
| 2
|
| Лабораторная работа
Схематическое подключение нагрузки к сети соединения «звездой»
Схематическое подключение нагрузки к сети соединения «треугольником»
| 6
|
|
| Контрольная работа
| 1
|
| Самостоятельная работа обучающегося
1. Изучение материала по дополнительным источникам.
2. Реферат.
3. Проработка конспектов
| 4
|
| Тема 1.3. Электрические измерения и приборы
| Содержание
| 4
|
| 1
| Классификация измерительных приборов, их устройство и погрешности измерений
| 3
| 2
| 2
| Приборы магнитоэлектрической системы.
Приборы электромагнитной системы.
| 2
| 3
| Измерение силы тока, напряжения, сопротивления, мощности и неэлектрических величин.
| 2
|
| Лабораторная работа
Измерение параметров электрической цепи
| 1
|
| Самостоятельная работа обучающегося
1. Изучение материала по дополнительным источникам.
2. Реферат.
3. Проработка конспектов
| 2
|
| Тема 1.4. Элементы электрических цепей.
| Содержание
| 4
|
| 1
| Элементы электрических цепей.
Условные графические обозначения элементов электрических цепей.
| 3
| 2
| 2
| Электрические цепи постоянного тока.
| 2
| 3
| Электрические цепи переменного тока.
| 2
|
| Лабораторное занятие.
Выполнение тестов по элементам электрических цепей
Обозначения элементов электрических цепей.
Монтаж электрических цепей
| 1
|
| Самостоятельная работа обучающегося
1. Изучение материала по дополнительным источникам.
2. Реферат.
3. Проработка конспектов
| 2
|
| Тема 1.5. Электрические машины.
Элементы техники безопасности.
| Содержание
| 3
|
| 1
| Общие сведения. Машины постоянного тока.
| 3
| 2
| 2
| Устройство и принцип работы асинхронных машин
| 2
| 3
| Устройство и принцип работы синхронных машин
Заземление электроустановок
| 2
| Самостоятельная работа обучающегося
1. Изучение материала по дополнительным источникам.
2. Реферат.
3. Проработка конспектов
| 2
|
| Тема1.6. Электромонтажные работы.
|
| Практическое занятие
Чтение и сборка электрических и монтажных схем.
Спайка и изоляция проводов.
| 2
|
|
|
| Зачет
| 2
|
| Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия лаборатории электротехники
Оборудование учебного кабинета:
- комплект учебно-методической документации;
- наглядные пособия;
- комплект инструментов, приспособлений; Оборудование лаборатории:
- электротехнический инструмент (паяльники, линейки, штангенциркуль, угольники, транспортиры, пассатижи, бокорезы, изоляционные материалы, токопроводящие жилы, электрические провода);
- припои, канифоль, 25% - й раствор серной кислоты
- электротехнические приборы и устройства (амперметры, вольтметры, ваттметры, омметры, мультиметры, гальванометр, набор гальванических элементов);
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники:
СиндеевЮ.Г., Электротехника с основами электроники. – Ростов н/Д. : Феникс, 2000.
Дополнительные источники:
Бечева М.К. , Элетротехика и электроника. – М. : Высш. шк., 1991.
Новиков П.Н., Задачник по электротехнике. – М. : ИРПО, 1999.
Под ред. ШихинаА.Я. ,Электротехника. – М. : Высш. шк., 1991.
КабардинО.Ф., Физика Справочные материалы. – М. : Просвещение, 1988.ЕноховичА.С., Справочник по физике. – М. : Просвещение, 1990.
. МоскалёвА.Н., Готовимся к ЕГЭ физика. – М. : Дрофа, 2004.
КабардинО.Ф..,Контрольные и проверочные работы по физике. – М. : Дрофа, 2000.
ЛангеВ.Н., Физические парадоксы и софизмы. – М. : Просвещение, 1978.
ИвановА.С., Мир механики и техники. – М. : Просвещение, 1993.
Троицкий И.Д. , Производство кабельных изделий. – М. : Высш. шк., 1988.
4. Контроль и оценка результатов освоения Контроль и оценку результатов освоения учебной дисциплины осуществляет преподаватель в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Результаты обучения
(усвоенные знания, освоенные умения)
| Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
| Знания
|
| электротехническая терминология;
| - Тестирование
| основные законы электротехники;
| - Тестирование
| типы электрических схем;
| - Тестирование
| правила графического изображения элементов электрических схем;
| - Тестирование
| методы расчета электрических цепей;
| - Тестирование
- защита практической работы
| основные элементы электрических сетей;
| - Тестирование
| принцип действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты;
| - Тестирование
| схемы электроснабжения;
| - Тестирование
| основные правила эксплуатации электрооборудования;
| - Тестирование
| способы экономии электроэнергии;
| - Тестирование
| основные электротехнические материалы;
| - Тестирование
| правила сращивания, спайки и изоляции проводов
| - Тестирование
| Умения
|
| читать принципиальные, электрические и монтажные схемы
| практическая работа
| рассчитывать параметры электрических схем;
| практическая работа
| собирать электрические схемы
| практическая работа
| пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями
| практическая работа
| проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ
| практическая работа
|
|