Рабочая программа элективного курса по физике для обучающихся 11 класса «Фундаментальные эксперименты в физической науке»





Скачать 182.26 Kb.
НазваниеРабочая программа элективного курса по физике для обучающихся 11 класса «Фундаментальные эксперименты в физической науке»
Дата публикации03.01.2015
Размер182.26 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Физика > Рабочая программа

Рассмотрено

на заседании ШМО учителей

физики, математики _______

Протокол № 1 от 29.08.13 г.

Руководитель ШМО учителей

физики, математики _______

___________/Журавлева Л.Н./

ФИО

Согласовано

Заместитель директора

по учебной работе

МБОУ СОШ № 16

_____________/Исламова М.М./

ФИО

29. 08. 2013 г.


Утверждаю
Директор МБОУ СОШ № 16
_____________/Мокеев Д.В./

ФИО

Приказ № 140о/д от 29.08.2013 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

по физике для обучающихся 11 класса

«Фундаментальные эксперименты в физической науке»

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №16

Бугульминского муниципального района

Республики Татарстан

учителя Гордовой Галины Дмитриевны, первой квалификационной категории

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол № 185 от 29.08.13г.
2013 - 2014 учебный год

Программа элективного курса по физике

«Фундаментальные эксперименты в физической науке».

11 класс (35 часов в год, 1 час в неделю)

ВВЕДЕНИЕ.

Элективный курс предназначен для учащихся 11–х классов и построен с опорой на знания и умения учащихся, приобретённые при изучении физики в основной школе, даёт возможность более глубоко познакомиться с экспериментальным методом научного познания и приобрести целый ряд практических умений (обработка, анализ результатов опытов и др.).

Основной целью элективного курса «Фундаментальные эксперименты в физической науке» является решение проблемы организации обобщающего повторения, то есть, построить обобщающее повторение базового курса физики на изучении фундаментальных опытов. Это должно позволить ученику познакомиться с одной стороны, с историей развития физики, становлением и эволюцией физической науки, а с другой – с биографиями учёных и тем самым представить физику в контексте культуры.

Изучение фундаментальных экспериментов в физической науке должно также помочь учащимся сознательно выбрать профиль дальнейшего обучения или профессиональной деятельности.

Реализовать эту цель предлагается нетрадиционно: изучая последовательно модели из различных разделов физики или в процессе выполнения ряда фундаментальных экспериментов.

В процессе изучения данного курса школьники смогут расширить свои представления о физике, как фундаментальной науке о природе, по-иному взглянуть на роль эксперимента, осознать ход процесса познания человеком природы, пересмотреть и «присвоить» вроде бы уже знакомые понятия, законы, узнать об истории развития физики.

Применение различных приёмов обучения должно привести к освоению следующих умений:

·  владение циклом познания (факты, гипотезы, эксперименты, следствия);

·  процессуальными умениями (наблюдать и изучать явления, описывать результаты наблюдения, моделировать явления, отбирать нужные приборы, выполнять измерение, определять порядок погрешности, представлять результаты измерений в виде таблиц и графиков, делать выводы, обсуждать результаты эксперимента).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Элективный курс «Фундаментальные эксперименты в физической науке» рассчитан на

35 часов учебного времени (1 час в неделю), для учащихся 11 класса.

Целью курса является предоставление учащимся возможности удовлетворить индивидуальный интерес к изучению практических применений физики в процессе познавательной и творческой деятельности (при проведении самостоятельных экспериментов, исследований).

Основной задачей курса является помощь каждому ученику в выборе будущей профессиональной деятельности, так как учащиеся на практике знакомятся с такими видами деятельности, которые являются ведущими во многих инженерных и технических профессиях, связанных с практическим применением физики.

Изучение фундаментальных опытов позволяет познакомить учащихся с историей развития физики, становлением и эволюцией физической науки, с биографиями учёных и тем самым представить физику в контексте культуры.

Данный курс связан идейно и содержательно с базовым курсом физики старшей школы и позволяет углубить и расширить представления учащихся об экспериментальном методе познания в физике, о роли и месте фундаментального эксперимента в становлении физического знания, о взаимосвязи теории и эксперимента. Выполнение учащимися некоторых фундаментальных опытов с использованием физических приборов позволяет внести вклад в формирование у них экспериментальных умений. Использование компьютерного моделирования даёт возможность сформировать умения выполнять исследования с помощью компьютера, даёт представление о возможностях и границах применимости компьютерного эксперимента, а также целый ряд других общеучебных умений.

Таким образом, в ходе изучения данного элективного курса создаются условия для решения следующих общеобразовательных задач:

1.  Приобретение учащимися знаний о цикле научного познания, о месте эксперимента в нём, о соотношении теории и эксперимента; о роли и месте фундаментальных опытов в истории развития физической науки; об истории развития физики; о научной деятельности учёных и биографии учёных.

2.  Приобретение учащимися предметных умений: планировать эксперимент; отбирать приборы для выполнения эксперимента; выполнять эксперимент, применять математические методы к решению теоретических задач.

3.  Приобретение учащимися общеучебных умений: работать со средствами информации (учебной, хрестоматийной, справочной, научно-популярной литературой, программно-педагогическими средствами, средствами дистанционного образования); готовить сообщения и доклады, оформлять и представлять их; готовить и представлять эксперимент как натурный, так и модельный, использовать технические средства обучения и средства новых информационных технологий; участвовать в дискуссии.

Данный курс предполагает использование активных форм организации учебного процесса: практическая и самостоятельная исследовательская работа; презентация результатов, участие в дискуссиях. Использование этих форм позволяет решить задачу всестороннего развития учеников, создать условия для приобретения ими не только предметных, но и интеллектуальных умений: овладение навыками устной и письменной речи; учением как процессом, позволяющим использовать усвоенное, знанием как динамической структурой умственных действий.

Кроме того, курс решает задачи воспитания, развития функциональных механизмов психики, а также типологических и индивидуальных свойств личности учащихся.

Работа учащихся в элективном курсе оценивается с учётом их активности, качества подготовки докладов и выступлений.

Все виды практических заданий рассчитаны на использование типового оборудования кабинета физики и могут выполняться всеми учащимися класса в форме лабораторной работы или в качестве индивидуальных экспериментальных заданий учащихся по выбору.

ПРОГРАММА КУРСА.

11 класс (35 часов в год; 1 час в неделю).

1.  Эксперимент и теория в естественно – научном познании (2 часа).

Цикл естественно – научного познания. Теоретический и экспериментальный уровни познания. Теоретические и экспериментальные методы познания, их место в цикле познания, связь между ними.

Роль эксперимента в познании. Виды исторических физических опытов. Фундаментальные опыты по физике, их роль в науке и место в процессе естественно – научного познания.

Лекционное занятие 2 часа.

2.  Фундаментальные опыты в механике (5 часов).

Зарождение экспериментального метода в физике. Роль фундаментальных опытов в становлении классической механики.

Опыты Галилея по изучению движения. Мысленный эксперимент Галилея и закон инерции. Открытие Ньютоном закона всемирного тяготения и опыт Кавендиша. Опыты Гюйгенса по изучению коле-

бательного движения.

Эмпирический базис как структурный элемент физической теории.

Лекционное занятие 1 час.

Компьютерные модели опытов 3 часа.

Семинарское занятие 1 час.

3.  Фундаментальные опыты в молекулярной физике (7 часов).

Возникновение атомарной гипотезы строения вещества. Опыты Броуна по изучению теплового движения молекул. Опыт Релея по измерению размеров молекул. Опыты Перрена по измерению массы молекул и определению постоянной Авагадро. Опыт Штерна по измерению скоростей движения молекул. Экспериментально и теоретически полученное распределение молекул по скоростям. Победа молекулярно – кинетической теории строения вещества.

Опыты по исследованию свойств газов. Опыты Бойля. Опыты Румфрда. Опыты Джоуля по доказательствам эквивалентности теплоты и работы.

Фундаментальные опыты как основа научных обобщений.

Лекционное занятие 1 час.

Компьютерные модели опытов 5 часов.

Семинарское занятие 1 час.

4.  Фундаментальные опыты в электродинамике (7 часов).

Опыты Кулона по электростатическому взаимодействию. Опыты Рикке, Иоффе, Милликена, Мандельштама, Папалекси, Толмена, Стюарта, лежащие в основе электронной теории проводимости. Опыты Ома, позволившие установить закон постоянного тока. Различие между ролью фундаментальных опытов в науке и в процессе изучения основ наук.

Опыты Ампера, Эрстеда и Фарадея по электромагнетизму. Опыты Герца по излучению и приёму электромагнитных волн.

Фундаментальные опыты как подтверждение следствий теории в структуре физической теории.

Демонстрационный эксперимент (лаборатория L-микро):

·  Зависимость силы тока от сопротивления участка цепи.

·  Зависимость силы тока от напряжения.

Учебный Эксперимент (лаборатория L-микро):

·  Определение заряда электрона.

Демонстрационный эксперимент (лаборатория L-микро) 3 часа.

Учебный Эксперимент (лаборатория L-микро) 1 час.

Компьютерные модели опытов 2 часа.

Семинарское занятие 1 час.

5.  Фундаментальные опыты в оптике (8 часов).

Краткая история развития учения о свете. Опыты, послужившие основой возникновения волновой теории света.

Опыты Ньютона по дисперсии света. Опыты Ньютона по интерференции света. Опыты Юнга. Опыты по поляризации света.

Проблема скорости света в физической науке. Астрономические наблюдения и лабораторные опыты по измерению скорости света.

Учебный Эксперимент (лаборатория L-микро):

·  Наблюдение преломления света призмой.

·  Наблюдение дифракции света.

·  Наблюдение интерференции света.

·  Наблюдение поляризации света.

·  Наблюдение дисперсии света.

Демонстрационный эксперимент (лаборатория L-микро):

·  Принцип действия поворотной призмы.

·  Принцип действия оборотной призмы.

·  Прохождение света сквозь треугольную призму.

·  Наблюдение дисперсии света.

·  Поляризация света.

·  Интерференция света в схеме с бипризмой Френеля.

·  Наблюдение колец Ньютона в естественном свете.

·  Наблюдение колец Ньютона в монохроматическом свете.

·  Интерференция света в мыльной плёнке.

·  Интерференция света в схеме Юнга.

·  Дифракция параллельного пучка света на щели.

·  Дифракция расходящегося пучка света на щели.

·  Дифракция параллельного пучка света на нити.

·  Дифракция расходящегося пучка света на нити.

·  Дифракция параллельного пучка света на круглом отверстии.

·  Дифракция расходящегося пучка света на круглом отверстии.

·  Разложение естественного света в спектр с помощью дифракционной решётки.

·  Дифракция монохроматического света на одномерной решётке

·  Дифракция монохроматического света на двумерной структуре.

Лекционное занятие 1 час.

Демонстрационный эксперимент (лаборатория L-микро) 3 часа.

Учебный Эксперимент (лаборатория L-микро) 2 часа.

Семинарское занятие 1 час

6.  Фундаментальные опыты в квантовой физике (5 часов).

Зарождение квантовой теории. Экспериментальное изучение теплового излучения. Опыты А. Г. Столетова и Г. Герца по изучению явления и законов фотоэффекта. Опыты П. Н. Лебедева по измерению давления света.

Опыты Резерфорда по зондированию вещества и модель строения атома. Опыты Франка и Герца и модель атома Бора.

Фундаментальные опыты и формирование нового стиля научного мышления.

Лекционное занятие 2 часа.

Компьютерные модели опытов 3 часа.

Анализ внутренней логики программы данного элективного курса показывает целесообразность следующего примерного соотношения между различными формами и методами проведения занятий:


Форма занятия


количества часов


процентное содержание

лекция

8

23%

демонстрационный эксперимент

6

17%

учебный эксперимент

3

9%

семинар

4

11%

компьютерное моделирование опытов

13

37%

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.



п/п

Тема

кол-во

час.

Форма проведения.

Образовательный продукт

1.

1/1

Эксперимент и теория в естественно – научном познании.

Цикл естественно – научного познания.

2

1

лекция

конспект лекции

2/2

Роль эксперимента в познании.

1

лекция

конспект лекции

2.

3/1

Фундаментальные опыты в механике.

Зарождение экспериментального метода в физике. Роль фундаментальных опытов в становлении классической механики.

5

лекция

конспект лекции

4/2

Опыты Галилея по изучению движения. Мысленный эксперимент Галилея и закон инерции.

1

Компьютерное моделирование.

Презентация, реферат.

5/3

Открытие Ньютоном закона всемирного тяготения и опыт Кавендиша.

1

Компьютерное моделирование.

Презентация, реферат.

6/4

Опыты Гюйгенса по изучению коле-

бательного движения.

1

Компьютерное моделирование.

Презентация, реферат.

7/5

Эмпирический базис как структурный элемент физической теории.

1

Семинар

Тест.

3.

8/1-9/2

Фундаментальные опыты в молекулярной физике.

Возникновение атомарной гипотезы строения вещества. Опыты Броуна по изучению теплового движения молекул. Опыт Релея по измерению размеров молекул. Опыты Перрена по измерению массы молекул и определению постоянной Авагадро.

7

2

Лекция.

Компьютерное моделирование.

Конспект лекции.

Презентация.

10/3

Опыт Штерна по измерению скоростей движения молекул. Экспериментально и теоретически полученное распределение молекул по скоростям.

1

Компьютерное моделирование.

Презентация, реферат.

11/4-12/5

Победа молекулярно – кинетической теории строения вещества.

Опыты по исследованию свойств газов. Опыты Бойля. Опыты Румфрда.

2

Компьютерное моделирование.

Презентация, реферат.

13/6

Опыты Джоуля по доказательствам эквивалентности теплоты и работы.

1

Компьютерное моделирование.

Презентация, реферат.

14/7

Фундаментальные опыты как основа научных обобщений

1

Семинар

Тест.

4.

15/1

Фундаментальные опыты в электродинамике.

Опыты Кулона по электростатическому взаимодействию.

7

1

Компьютерное моделирование.

Презентация, реферат.

16/2

Опыты Рикке, Иоффе, Милликена, Мандельштама, Папалекси, Толмена, Стюарта, лежащие в основе электронной теории проводимости.

1

Лабораторная работа

Отчёт о работе.

17/3

Опыты Ома, позволившие установить закон постоянного тока.

1

Фронтальный эксперимент

Отчёт о работе.

18/4

Различие между ролью фундаментальных опытов в науке и в процессе изучения основ наук.

1

Семинар

Тест.

19/5

Опыты Ампера, Эрстеда и Фарадея по электромагнетизму.

1

Компьютерное моделирование.

Презентация, реферат.

20/6

Опыты Герца по излучению и приёму электромагнитных волн.

1

Фронтальный эксперимент

Отчёт о работе.

21/7

Фундаментальные опыты как подтверждение следствий теории в структуре физической теории.

1

Фронтальный эксперимент

Отчёт о работе.

5.

22/1-23-2

Фундаментальные опыты в оптике.

Краткая история развития учения о свете. Опыты, послужившие основой возникновения волновой теории света.

Астрономические наблюдения и лабораторные опыты по измерению скорости света.

8

2

Лекция.

Конспект лекции.

24/3

Опыты Ньютона по дисперсии света.

1

Фронтальный эксперимент

индивидуальные задания

25/4

Опыты Ньютона по интерференции света.

1

Фронтальный эксперимент

отчёт о работе

26/5

Опыты Юнга.

1

Фронтальный эксперимент

отчёт о работе

27/6

Опыты по поляризации света.

1

Лабораторная работа

отчёт о работе

28/7

Проблема скорости света в физической науке.

1

Лабораторная работа

отчёт о работе

29/8

Астрономические наблюдения и лабораторные опыты по измерению скорости света.

8

Семинар

Тест.

6.

Фундаментальные опыты в квантовой физике.

5







30/1

Зарождение квантовой теории. Экспериментальное изучение теплового излучения.

1

лекция

конспект лекции

32/2

Опыты А. Г. Столетова и Г. Герца по изучению явления и законов фотоэффекта. Опыты П. Н. Лебедева по измерению давления света.

1

Компьютерное моделирование.

индивидуальные задания

33/3

Опыты Резерфорда по зондированию вещества и модель строения атома. Опыты Франка и Герца и модель атома Бора.

1

Компьютерное моделирование.

индивидуальные задания

34/4

Фундаментальные опыты и формирование нового стиля научного мышления.

1

лекция

конспект лекции

35/5 Итоговое занятие. 1 лекция

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.

К средствам обучения по этому курсу относятся:

1.  Физические приборы.

2.  Компьютерные программы «Открытая физика», «Физика в картинках», «Фундаментальные физические опыты», «Живая физика» и др.

3.  Видеофильмы.

4.  Слайды (диапозитивы).

5.  Графические иллюстрации.

6.  Дидактические материалы.

7.  Учебники физики для старших классов средней школы.

8.  Учебные пособия по физике, хрестоматии по истории физики.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ АТТЕСТАЦИИ УЧЕНИКОВ.

Элективные занятия по данной программе проводятся для удовлетворения индивидуального интереса учащихся к изучению практических приложений физики и для помощи в выборе профиля дальнейшего обучения. Поэтому нет нужды систематически контролировать и оценивать знания учащихся.

Однако следует отмечать их достижения и тем самым поощрять к дальнейшим занятиям.

По результатам выполнения творческих заданий (лабораторные работы, эксперименты) кроме письменных отчётов полезно практиковать сообщения с демонстрацией выполненного эксперимента, возможно проведение конкурса творческих работ. При подготовке к конкурсу творческих работ учащиеся приобретают умения оформлять свой доклад графиками, таблицами и кратко и эмоционально рассказать о самом главном.

Итоговый зачёт выставляется по критериям:

1.  Выполнение лабораторных работ.

2.  Выполнение экспериментальных заданий исследовательского или конструкторского типа.

3.  Активное участие в подготовке и проведении семинаров, дискуссий, конкурсов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.

1.  Электронный вариант брошюры «Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Естествознание»»/ Министерство образования Российской Федерации – Национальный фонд подготовки кадров. – М.: Вита-Пресс, 2004. стр.78 – 80.

2.  В. А. Буров и др. «Демонстрационный эксперимент по физике» под редакцией А. А. Покровского. М.: «Просвещение». 1972 год.

3.  В. А. Буров, Г. Г. Никифорова «Фронтальные лабораторные занятия по физике в 7 – 11 классах общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение» «Учебная литература». 1996 год.

4.  Н. М. Шахмаев и др. «Физический эксперимент в средней школе». М.: «Просвещение». 1991 год.

5.  В. А. Буров, Ю. И. Дик «Практикум по физике в средней школе». М.: «Просвещение» 1987 год.

6.  Ю. И. Дик, О. Ф. Кабардин «Физический практикум для классов с углублённым изучением физики». М.: «Просвещение» 1993 год.

7.  С. А. Хорошавин «Демонстрационный эксперимент по физике в школах и классах с углублённым изучением предмета». М.: «Просвещение» 1994 год.

8.  А. В. Хуторской, Л. Н. Хуторская «Увлекательная физика» Сборник заданий и опытов для школьников и абитуриентов. М.: «Аркти». 2000 год.

9.  Я. Л. Трембвольский, И. В. Чекалов «Ваше слово, эрудиты!» М.: «Просвещение» 1990 год.

10.  В. М. Дуков «Исторические обзоры в курсе физики средней школы». М.: «Просвещение» 1983 год.

11.  А. В. Хуторской «Фундаментальные физические постоянные». Минск «Народная асвета» 1988 год.

12.  С. А. Хорошавин «Физический эксперимент в средней школе» М.: «Просвещение» 2007 год.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ,

1.  М. И. Блудов «Беседы по физике». М.: «Просвещение» 1973 год.

2.  С. А. Порхаев «Великие учёные ХХ века». М.: «Мартин» 2002 год.

3.  Б. Н. Иванов «Законы физики». М.: «Высшая школа» 1986 год.

4.  Л. Г. Алмазов, А. А. Варламов «Удивительная физика». Библиотечка «Квант» выпуск 63. М.: «Наука» 1988 год.

5.  Г. С. Ландсберг «Элементарный учебник физики». Том 1,2,3. М.: «Наука» 1972 год.

6.  Компьютерные программы «Открытая физика», «Физика в картинках», «Фундаментальные физические опыты», «Живая физика» и др.

7.  Учебники физики для старших классов средней школы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа элективного курса по физике для обучающихся 11 класса «Фундаментальные эксперименты в физической науке» iconРабочая программа элективного курса по физике в 11-б классе
Элективный курс предназначен для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений, проявляющих интерес к физике и астрономии, желающих...
Рабочая программа элективного курса по физике для обучающихся 11 класса «Фундаментальные эксперименты в физической науке» iconПояснительная записка рабочая программа профориентационного элективного...
Рабочая программа профориентационного элективного курса «Человек и профессия» составлен в рамках предпрофильной подготовки обучающихся...
Рабочая программа элективного курса по физике для обучающихся 11 класса «Фундаментальные эксперименты в физической науке» iconРабочая программа элективного курса по английскому языку «Лингва. Страноведение. Великобритания»
Программа элективного курса по страноведению предназначена для учащихся 5 класса и рассчитана на 17 часов
Рабочая программа элективного курса по физике для обучающихся 11 класса «Фундаментальные эксперименты в физической науке» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа элективного курса «Глобальные проблемы человечества» предназначена для обучающихся 10 (11) класса, базируется на знаниях...
Рабочая программа элективного курса по физике для обучающихся 11 класса «Фундаментальные эксперименты в физической науке» iconРабочая программа учебного курса по физике основного общего образования...
Рабочая программа предназначена для обучения обучающихся 7 класса, которые имеют средний уровень мотивации. Основная доля, а это...
Рабочая программа элективного курса по физике для обучающихся 11 класса «Фундаментальные эксперименты в физической науке» iconПрограмма элективного курса по алгебре для 9 класса «Уравнения, неравенства и их системы»
Программа данного элективного курса рассчитана на 16 часов и предназначена для учащихся 9 класса
Рабочая программа элективного курса по физике для обучающихся 11 класса «Фундаментальные эксперименты в физической науке» iconПрограмма и дидактическое обеспечение элективного курса для обучающихся...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №33 г. Томска
Рабочая программа элективного курса по физике для обучающихся 11 класса «Фундаментальные эксперименты в физической науке» iconРабочая программа элективного курса «Содержание и языковой анализ текста»
Рабочая программа элективного курса «Содержание и языковой анализ текста» для 9 класса является авторской. Программа составлена на...
Рабочая программа элективного курса по физике для обучающихся 11 класса «Фундаментальные эксперименты в физической науке» iconРабочая программа элективного курса «рекреационная география»
Программа элективного курса «Рекреационная география» предназначена для учащихся 11 класса (всего 17 часов, 0,5 часов в неделю)
Рабочая программа элективного курса по физике для обучающихся 11 класса «Фундаментальные эксперименты в физической науке» iconКалендарно-Тематическое планирование элективного курса «Компьютер для начинающих» для 5 класс
Программа элективного курса «Компьютер для начинающих» для 5 класса (Рекомендована Экспертным Советом му «Управление образования...
Рабочая программа элективного курса по физике для обучающихся 11 класса «Фундаментальные эксперименты в физической науке» iconПаспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса
Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной...
Рабочая программа элективного курса по физике для обучающихся 11 класса «Фундаментальные эксперименты в физической науке» iconРабочая программа элективного курса по физике
Мбоу «Средняя общеобразовательная школа №17 с углубленным изучением музыки и изо»
Рабочая программа элективного курса по физике для обучающихся 11 класса «Фундаментальные эксперименты в физической науке» iconРабочая программа по физической культуре для 2 класса Составитель: учитель второй
Ухудшение состояния здоровья и физической подготовленности обучающихся, прогрессирующее в последние годы, привело к необходимости...
Рабочая программа элективного курса по физике для обучающихся 11 класса «Фундаментальные эксперименты в физической науке» iconПрограмма элективного курса по русскому языку для учащихся 9-го класса "Практикум по орфографии"
Программа элективного курса «Практикум по орфографии» рассчитана на 17 часов и предназначена для всех учащихся 9 класса
Рабочая программа элективного курса по физике для обучающихся 11 класса «Фундаментальные эксперименты в физической науке» iconРабочая программа элективного курса «Методы решения задач по физике»
С. А. Тихомировой, Б. М. Яворского, и примерной программы среднего (полного) образования по физике базовый уровень Х – ХI классы,...
Рабочая программа элективного курса по физике для обучающихся 11 класса «Фундаментальные эксперименты в физической науке» iconПояснительная записка Программа элективного курса по биологии предназначена...
Программа элективного курса по биологии для10(11)класса в рамках профильной подготовки


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск