Скачать 182.26 Kb.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА по физике для обучающихся 11 класса «Фундаментальные эксперименты в физической науке» муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №16 Бугульминского муниципального района Республики Татарстан учителя Гордовой Галины Дмитриевны, первой квалификационной категории Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол № 185 от 29.08.13г. 2013 - 2014 учебный год Программа элективного курса по физике «Фундаментальные эксперименты в физической науке». 11 класс (35 часов в год, 1 час в неделю) ВВЕДЕНИЕ. Элективный курс предназначен для учащихся 11–х классов и построен с опорой на знания и умения учащихся, приобретённые при изучении физики в основной школе, даёт возможность более глубоко познакомиться с экспериментальным методом научного познания и приобрести целый ряд практических умений (обработка, анализ результатов опытов и др.). Основной целью элективного курса «Фундаментальные эксперименты в физической науке» является решение проблемы организации обобщающего повторения, то есть, построить обобщающее повторение базового курса физики на изучении фундаментальных опытов. Это должно позволить ученику познакомиться с одной стороны, с историей развития физики, становлением и эволюцией физической науки, а с другой – с биографиями учёных и тем самым представить физику в контексте культуры. Изучение фундаментальных экспериментов в физической науке должно также помочь учащимся сознательно выбрать профиль дальнейшего обучения или профессиональной деятельности. Реализовать эту цель предлагается нетрадиционно: изучая последовательно модели из различных разделов физики или в процессе выполнения ряда фундаментальных экспериментов. В процессе изучения данного курса школьники смогут расширить свои представления о физике, как фундаментальной науке о природе, по-иному взглянуть на роль эксперимента, осознать ход процесса познания человеком природы, пересмотреть и «присвоить» вроде бы уже знакомые понятия, законы, узнать об истории развития физики. Применение различных приёмов обучения должно привести к освоению следующих умений: · владение циклом познания (факты, гипотезы, эксперименты, следствия); · процессуальными умениями (наблюдать и изучать явления, описывать результаты наблюдения, моделировать явления, отбирать нужные приборы, выполнять измерение, определять порядок погрешности, представлять результаты измерений в виде таблиц и графиков, делать выводы, обсуждать результаты эксперимента). ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Элективный курс «Фундаментальные эксперименты в физической науке» рассчитан на 35 часов учебного времени (1 час в неделю), для учащихся 11 класса. Целью курса является предоставление учащимся возможности удовлетворить индивидуальный интерес к изучению практических применений физики в процессе познавательной и творческой деятельности (при проведении самостоятельных экспериментов, исследований). Основной задачей курса является помощь каждому ученику в выборе будущей профессиональной деятельности, так как учащиеся на практике знакомятся с такими видами деятельности, которые являются ведущими во многих инженерных и технических профессиях, связанных с практическим применением физики. Изучение фундаментальных опытов позволяет познакомить учащихся с историей развития физики, становлением и эволюцией физической науки, с биографиями учёных и тем самым представить физику в контексте культуры. Данный курс связан идейно и содержательно с базовым курсом физики старшей школы и позволяет углубить и расширить представления учащихся об экспериментальном методе познания в физике, о роли и месте фундаментального эксперимента в становлении физического знания, о взаимосвязи теории и эксперимента. Выполнение учащимися некоторых фундаментальных опытов с использованием физических приборов позволяет внести вклад в формирование у них экспериментальных умений. Использование компьютерного моделирования даёт возможность сформировать умения выполнять исследования с помощью компьютера, даёт представление о возможностях и границах применимости компьютерного эксперимента, а также целый ряд других общеучебных умений. Таким образом, в ходе изучения данного элективного курса создаются условия для решения следующих общеобразовательных задач: 1. Приобретение учащимися знаний о цикле научного познания, о месте эксперимента в нём, о соотношении теории и эксперимента; о роли и месте фундаментальных опытов в истории развития физической науки; об истории развития физики; о научной деятельности учёных и биографии учёных. 2. Приобретение учащимися предметных умений: планировать эксперимент; отбирать приборы для выполнения эксперимента; выполнять эксперимент, применять математические методы к решению теоретических задач. 3. Приобретение учащимися общеучебных умений: работать со средствами информации (учебной, хрестоматийной, справочной, научно-популярной литературой, программно-педагогическими средствами, средствами дистанционного образования); готовить сообщения и доклады, оформлять и представлять их; готовить и представлять эксперимент как натурный, так и модельный, использовать технические средства обучения и средства новых информационных технологий; участвовать в дискуссии. Данный курс предполагает использование активных форм организации учебного процесса: практическая и самостоятельная исследовательская работа; презентация результатов, участие в дискуссиях. Использование этих форм позволяет решить задачу всестороннего развития учеников, создать условия для приобретения ими не только предметных, но и интеллектуальных умений: овладение навыками устной и письменной речи; учением как процессом, позволяющим использовать усвоенное, знанием как динамической структурой умственных действий. Кроме того, курс решает задачи воспитания, развития функциональных механизмов психики, а также типологических и индивидуальных свойств личности учащихся. Работа учащихся в элективном курсе оценивается с учётом их активности, качества подготовки докладов и выступлений. Все виды практических заданий рассчитаны на использование типового оборудования кабинета физики и могут выполняться всеми учащимися класса в форме лабораторной работы или в качестве индивидуальных экспериментальных заданий учащихся по выбору. ПРОГРАММА КУРСА. 11 класс (35 часов в год; 1 час в неделю). 1. Эксперимент и теория в естественно – научном познании (2 часа). Цикл естественно – научного познания. Теоретический и экспериментальный уровни познания. Теоретические и экспериментальные методы познания, их место в цикле познания, связь между ними. Роль эксперимента в познании. Виды исторических физических опытов. Фундаментальные опыты по физике, их роль в науке и место в процессе естественно – научного познания. Лекционное занятие 2 часа. 2. Фундаментальные опыты в механике (5 часов). Зарождение экспериментального метода в физике. Роль фундаментальных опытов в становлении классической механики. Опыты Галилея по изучению движения. Мысленный эксперимент Галилея и закон инерции. Открытие Ньютоном закона всемирного тяготения и опыт Кавендиша. Опыты Гюйгенса по изучению коле- бательного движения. Эмпирический базис как структурный элемент физической теории. Лекционное занятие 1 час. Компьютерные модели опытов 3 часа. Семинарское занятие 1 час. 3. Фундаментальные опыты в молекулярной физике (7 часов). Возникновение атомарной гипотезы строения вещества. Опыты Броуна по изучению теплового движения молекул. Опыт Релея по измерению размеров молекул. Опыты Перрена по измерению массы молекул и определению постоянной Авагадро. Опыт Штерна по измерению скоростей движения молекул. Экспериментально и теоретически полученное распределение молекул по скоростям. Победа молекулярно – кинетической теории строения вещества. Опыты по исследованию свойств газов. Опыты Бойля. Опыты Румфрда. Опыты Джоуля по доказательствам эквивалентности теплоты и работы. Фундаментальные опыты как основа научных обобщений. Лекционное занятие 1 час. Компьютерные модели опытов 5 часов. Семинарское занятие 1 час. 4. Фундаментальные опыты в электродинамике (7 часов). Опыты Кулона по электростатическому взаимодействию. Опыты Рикке, Иоффе, Милликена, Мандельштама, Папалекси, Толмена, Стюарта, лежащие в основе электронной теории проводимости. Опыты Ома, позволившие установить закон постоянного тока. Различие между ролью фундаментальных опытов в науке и в процессе изучения основ наук. Опыты Ампера, Эрстеда и Фарадея по электромагнетизму. Опыты Герца по излучению и приёму электромагнитных волн. Фундаментальные опыты как подтверждение следствий теории в структуре физической теории. Демонстрационный эксперимент (лаборатория L-микро): · Зависимость силы тока от сопротивления участка цепи. · Зависимость силы тока от напряжения. Учебный Эксперимент (лаборатория L-микро): · Определение заряда электрона. Демонстрационный эксперимент (лаборатория L-микро) 3 часа. Учебный Эксперимент (лаборатория L-микро) 1 час. Компьютерные модели опытов 2 часа. Семинарское занятие 1 час. 5. Фундаментальные опыты в оптике (8 часов). Краткая история развития учения о свете. Опыты, послужившие основой возникновения волновой теории света. Опыты Ньютона по дисперсии света. Опыты Ньютона по интерференции света. Опыты Юнга. Опыты по поляризации света. Проблема скорости света в физической науке. Астрономические наблюдения и лабораторные опыты по измерению скорости света. Учебный Эксперимент (лаборатория L-микро): · Наблюдение преломления света призмой. · Наблюдение дифракции света. · Наблюдение интерференции света. · Наблюдение поляризации света. · Наблюдение дисперсии света. Демонстрационный эксперимент (лаборатория L-микро): · Принцип действия поворотной призмы. · Принцип действия оборотной призмы. · Прохождение света сквозь треугольную призму. · Наблюдение дисперсии света. · Поляризация света. · Интерференция света в схеме с бипризмой Френеля. · Наблюдение колец Ньютона в естественном свете. · Наблюдение колец Ньютона в монохроматическом свете. · Интерференция света в мыльной плёнке. · Интерференция света в схеме Юнга. · Дифракция параллельного пучка света на щели. · Дифракция расходящегося пучка света на щели. · Дифракция параллельного пучка света на нити. · Дифракция расходящегося пучка света на нити. · Дифракция параллельного пучка света на круглом отверстии. · Дифракция расходящегося пучка света на круглом отверстии. · Разложение естественного света в спектр с помощью дифракционной решётки. · Дифракция монохроматического света на одномерной решётке · Дифракция монохроматического света на двумерной структуре. Лекционное занятие 1 час. Демонстрационный эксперимент (лаборатория L-микро) 3 часа. Учебный Эксперимент (лаборатория L-микро) 2 часа. Семинарское занятие 1 час 6. Фундаментальные опыты в квантовой физике (5 часов). Зарождение квантовой теории. Экспериментальное изучение теплового излучения. Опыты А. Г. Столетова и Г. Герца по изучению явления и законов фотоэффекта. Опыты П. Н. Лебедева по измерению давления света. Опыты Резерфорда по зондированию вещества и модель строения атома. Опыты Франка и Герца и модель атома Бора. Фундаментальные опыты и формирование нового стиля научного мышления. Лекционное занятие 2 часа. Компьютерные модели опытов 3 часа. Анализ внутренней логики программы данного элективного курса показывает целесообразность следующего примерного соотношения между различными формами и методами проведения занятий:
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
35/5 Итоговое занятие. 1 лекция СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ. К средствам обучения по этому курсу относятся: 1. Физические приборы. 2. Компьютерные программы «Открытая физика», «Физика в картинках», «Фундаментальные физические опыты», «Живая физика» и др. 3. Видеофильмы. 4. Слайды (диапозитивы). 5. Графические иллюстрации. 6. Дидактические материалы. 7. Учебники физики для старших классов средней школы. 8. Учебные пособия по физике, хрестоматии по истории физики. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ АТТЕСТАЦИИ УЧЕНИКОВ. Элективные занятия по данной программе проводятся для удовлетворения индивидуального интереса учащихся к изучению практических приложений физики и для помощи в выборе профиля дальнейшего обучения. Поэтому нет нужды систематически контролировать и оценивать знания учащихся. Однако следует отмечать их достижения и тем самым поощрять к дальнейшим занятиям. По результатам выполнения творческих заданий (лабораторные работы, эксперименты) кроме письменных отчётов полезно практиковать сообщения с демонстрацией выполненного эксперимента, возможно проведение конкурса творческих работ. При подготовке к конкурсу творческих работ учащиеся приобретают умения оформлять свой доклад графиками, таблицами и кратко и эмоционально рассказать о самом главном. Итоговый зачёт выставляется по критериям: 1. Выполнение лабораторных работ. 2. Выполнение экспериментальных заданий исследовательского или конструкторского типа. 3. Активное участие в подготовке и проведении семинаров, дискуссий, конкурсов. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ. 1. Электронный вариант брошюры «Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Естествознание»»/ Министерство образования Российской Федерации – Национальный фонд подготовки кадров. – М.: Вита-Пресс, 2004. стр.78 – 80. 2. В. А. Буров и др. «Демонстрационный эксперимент по физике» под редакцией А. А. Покровского. М.: «Просвещение». 1972 год. 3. В. А. Буров, Г. Г. Никифорова «Фронтальные лабораторные занятия по физике в 7 – 11 классах общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение» «Учебная литература». 1996 год. 4. Н. М. Шахмаев и др. «Физический эксперимент в средней школе». М.: «Просвещение». 1991 год. 5. В. А. Буров, Ю. И. Дик «Практикум по физике в средней школе». М.: «Просвещение» 1987 год. 6. Ю. И. Дик, О. Ф. Кабардин «Физический практикум для классов с углублённым изучением физики». М.: «Просвещение» 1993 год. 7. С. А. Хорошавин «Демонстрационный эксперимент по физике в школах и классах с углублённым изучением предмета». М.: «Просвещение» 1994 год. 8. А. В. Хуторской, Л. Н. Хуторская «Увлекательная физика» Сборник заданий и опытов для школьников и абитуриентов. М.: «Аркти». 2000 год. 9. Я. Л. Трембвольский, И. В. Чекалов «Ваше слово, эрудиты!» М.: «Просвещение» 1990 год. 10. В. М. Дуков «Исторические обзоры в курсе физики средней школы». М.: «Просвещение» 1983 год. 11. А. В. Хуторской «Фундаментальные физические постоянные». Минск «Народная асвета» 1988 год. 12. С. А. Хорошавин «Физический эксперимент в средней школе» М.: «Просвещение» 2007 год. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ, 1. М. И. Блудов «Беседы по физике». М.: «Просвещение» 1973 год. 2. С. А. Порхаев «Великие учёные ХХ века». М.: «Мартин» 2002 год. 3. Б. Н. Иванов «Законы физики». М.: «Высшая школа» 1986 год. 4. Л. Г. Алмазов, А. А. Варламов «Удивительная физика». Библиотечка «Квант» выпуск 63. М.: «Наука» 1988 год. 5. Г. С. Ландсберг «Элементарный учебник физики». Том 1,2,3. М.: «Наука» 1972 год. 6. Компьютерные программы «Открытая физика», «Физика в картинках», «Фундаментальные физические опыты», «Живая физика» и др. 7. Учебники физики для старших классов средней школы. |
Рабочая программа элективного курса по физике в 11-б классе Элективный курс предназначен для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений, проявляющих интерес к физике и астрономии, желающих... | Пояснительная записка рабочая программа профориентационного элективного... Рабочая программа профориентационного элективного курса «Человек и профессия» составлен в рамках предпрофильной подготовки обучающихся... | ||
Рабочая программа элективного курса по английскому языку «Лингва. Страноведение. Великобритания» Программа элективного курса по страноведению предназначена для учащихся 5 класса и рассчитана на 17 часов | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа элективного курса «Глобальные проблемы человечества» предназначена для обучающихся 10 (11) класса, базируется на знаниях... | ||
Рабочая программа учебного курса по физике основного общего образования... Рабочая программа предназначена для обучения обучающихся 7 класса, которые имеют средний уровень мотивации. Основная доля, а это... | Программа элективного курса по алгебре для 9 класса «Уравнения, неравенства и их системы» Программа данного элективного курса рассчитана на 16 часов и предназначена для учащихся 9 класса | ||
Программа и дидактическое обеспечение элективного курса для обучающихся... Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №33 г. Томска | Рабочая программа элективного курса «Содержание и языковой анализ текста» Рабочая программа элективного курса «Содержание и языковой анализ текста» для 9 класса является авторской. Программа составлена на... | ||
Рабочая программа элективного курса «рекреационная география» Программа элективного курса «Рекреационная география» предназначена для учащихся 11 класса (всего 17 часов, 0,5 часов в неделю) | Календарно-Тематическое планирование элективного курса «Компьютер для начинающих» для 5 класс Программа элективного курса «Компьютер для начинающих» для 5 класса (Рекомендована Экспертным Советом му «Управление образования... | ||
Паспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной... | Рабочая программа элективного курса по физике Мбоу «Средняя общеобразовательная школа №17 с углубленным изучением музыки и изо» | ||
Рабочая программа по физической культуре для 2 класса Составитель: учитель второй Ухудшение состояния здоровья и физической подготовленности обучающихся, прогрессирующее в последние годы, привело к необходимости... | Программа элективного курса по русскому языку для учащихся 9-го класса "Практикум по орфографии" Программа элективного курса «Практикум по орфографии» рассчитана на 17 часов и предназначена для всех учащихся 9 класса | ||
Рабочая программа элективного курса «Методы решения задач по физике» С. А. Тихомировой, Б. М. Яворского, и примерной программы среднего (полного) образования по физике базовый уровень Х – ХI классы,... | Пояснительная записка Программа элективного курса по биологии предназначена... Программа элективного курса по биологии для10(11)класса в рамках профильной подготовки |