Программа и дидактическое обеспечение элективного курса для обучающихся 9 класса основной школы. Тип курса: предметно-ориентированный





НазваниеПрограмма и дидактическое обеспечение элективного курса для обучающихся 9 класса основной школы. Тип курса: предметно-ориентированный
страница1/6
Дата публикации24.12.2014
Размер0.53 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Математика > Программа
  1   2   3   4   5   6
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №33 г. Томска

«ЭТОТ ПРОСТОЙ, СЛОЖНЫЙ ПАРАМЕТР»
Программа и дидактическое обеспечение элективного курса для обучающихся 9 класса основной школы.
Тип курса: предметно-ориентированный.

Количество часов: 17
Методическая разработка

Исполнитель: Ерилова Галина Федоровна,

учитель математики

г. Томск, 2010

Содержание


  1. Пояснительная записка ____________________________________________________ 3

  2. Цели и задачи, формы проведения занятий, методыобучения_____________________4

  3. Ожидаемые результаты, формы подведения итогов_____________________________5

  4. Учебно-тематический план курса____________________________________________6

  5. Содержание курса _________________________________________________________7

Модуль I.

6. Знакомство с параметром. Уравнения, содержащие параметр_____________________7

7. Задания с параметром, встречающиеся в школьном учебнике «Алгебра 7,8,9»_______8

  1. Задания с параметром из экзаменационного сборника для 9 класса________________10

  2. Задания с параметром, предлагаемые на областном тестировании и на экзамене

по новой форме в 9 классе__________________________________________________10

  1. Основные типы задач с параметром__________________________________________11

  2. Основные способы (методы) решения задач с параметром_______________________12

Модуль II.

  1. Линейные уравнения и уравнения, приводимые к линейным, с параметром________12

  2. Дополнительные задания для самостоятельного решения или осуществления контроля знаний обучающихся ______________________________________________________16

Модуль III.

13. Квадратные уравнения и уравнения, приводимые к квадратным, с параметром_____17

14. Дополнительные задания для самостоятельного решения или осуществления контроля

знаний обучающихся _____________________________________________________20

15. Задачи на решение уравнений с параметрами, связанные с определением расположения корней квадратного трехчлена ax2 + bx + c на действительной оси___21

Модуль IV.

16. Дробные рациональные уравнения с параметром______________________________22

17. Дополнительные задания для самостоятельного решения или осуществления контроля

знаний обучающихся _____________________________________________________28

Модуль V.

18. Графический способ решения уравнений с параметром_________________________28

19. Дополнительные задания для самостоятельного решения или осуществления контроля

знаний обучающихся _____________________________________________________34

20. Система контроля________________________________________________________41

21. Диагностическая карта результатов обучения учащихся на данном курсе__________42

22. Методические рекомендации_______________________________________________43

23. Заключение _____________________________________________________________43

24. Литература_____________________________________________________________ 43

Пояснительная записка
Элективные курсы призваны помочь школьнику реализовать свой интерес к предмету, уточнить свою готовность и способность к изучению предмета на повышенном уровне. Поэтому назначение данного предпрофильного курса по математике состоит в развитии способностей и интересов учащихся в сочетании с общеобразовательной подготовкой, зарождении интереса к математике на первичном уровне, поддерживании его до познавательного уровня и тем самым создании основы для выбора профиля.

Актуальность и научная обоснованность курса:

Известно, что в программах по математике для неспециализированных школ задачам с параметром отводится незначительное место. Так, с параметрами мы встречаемся:

- при введении некоторых понятий (например, при введении понятий функции прямая пропорциональность y = kx (x и y – переменные, k – параметр, k ≠ 0); линейной функция y = kx + b (x и y – переменные, k и b – параметры); линейного уравнения ax + b = 0, где x – переменная, a и b – параметры; квадратного уравнения ax2 + bx + c = 0, где x – переменная, a, b, c – параметры, a ≠ 0);

- при поиске решений линейных и квадратных уравнений в общем виде;

- при исследовании количества их корней в зависимости от значений параметров (например, решая относительно x уравнение ax2 + bx +c , мы фактически решаем не одно, а множество уравнений относительно x, при каждом наборе значений параметров a, b, c получается определенное уравнение относительно x).

Естественно, такой небольшой класс задач многим не позволяет усвоить главное: параметр, будучи фиксированным, но неизвестным числом, имеет как бы двойственную природу. Во-первых, предполагаемая известность позволяет «общаться» с параметром как с числом, а во-вторых, - степень свободы общения ограничивается его неизвестностью. Трудности решения задач с параметром вызваны прежде всего тем, что в любом случае, даже при решении простейших уравнений, содержащих параметры, как мы видим, приходится производить ветвление всех значений параметров на отдельные классы, при каждом из которых задача имеет решение. При этом следует четко и последовательно следить за сохранением равносильности решаемых уравнений с учетом области определения выражений, входящих в уравнение, а также учитывать выполнимость производимых операций. Однако школьная программа не предусматривает выработки прочных навыков решения таких задач, хотя практика единого государственного экзамена показывает, что такие задачи стали традиционными, и совершенно очевидно, что к «встрече» с ними надо специально готовиться. Поэтому необходимо знакомить учащихся с параметром и начать это знакомство можно в 9-ом классе.

Изучение курса предполагает углубленное изучение предмета по данной теме, но предлагаемый материал дополняет стандартную программу школьного курса математики, что, безусловно, будет способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических умений, предусмотренных программой.

Материал представленного курса является интересным, доступным и способствующим развитию интереса к математике, мыслительных и творческих способностей школьников. Уровень его сложности таков, что к изучению данного курса можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее способных, что, возможно, позволит школьникам, не проявляющих интереса к предмету, заинтересоваться математикой.

Кроме того, данная методическая разработка будет полезна учителям, осуществляющим предпрофильную подготовку обучающихся по математике, так как в ней представлена не только программа элективного курса, но и дано полное дидактическое обеспечение, позволяющее проводить занятия курса и осуществлять контроль знаний обучающихся.

Содержание данного курса предполагает решение заданий с параметром, встречающихся в школьных учебниках алгебры 7 - 9 классов, заданий с параметром из экзаменационного сборника, тестовых заданий, в том числе предлагаемых на экзамене по новой форме в 9 классе; рассмотрение решений линейных, квадратных, дробно-рациональных уравнений с одной неизвестной и одним параметром и рассмотрение основных методов и приемов их решения, в том числе и графического метода, чтобы в дальнейшем, обучаясь в старших классах, ребята смогли применить полученные навыки для решения более сложных задач с параметрами.
Цели курса:

- расширение и углубление знаний по предмету через изучение курса с учетом интересов и склонностей учащихся;

- создание основы для выбора профиля;

- расширение кругозора учащихся;

- развитие математического мышления;

- формирование активного познавательного интереса к предмету;

- развитие исследовательской и проектной деятельности обучающихся;

- воспитание мировоззрения и ряда личностных качеств средствами углубления изучения математики;

- улучшение подготовки к экзаменам.

Задачи:

- познакомить учащихся с основными теоретическими сведениями о линейных, квадратных, дробно – рациональных уравнениях с параметром;

- изучить основные типы задач с параметром;

- создать у ребят систему знаний по решению линейных, квадратных, дробно-рациональных уравнений с параметром;

- научить решать задачи с параметром, в которых фигурирует квадратичная функция;

- сформировать умения решать уравнения с параметром аналитическим и графическим способом;

- начать подготовку к заключительной аттестации за курс средней школы, к вступительным экзаменам в вузы.

Формы проведения занятий:

  1. Лекции и минилекции.

  2. Семинарские занятия с элементами лекций.

  3. Практические занятия по выработке умений и навыков решения задач.

  4. Уроки – сообщения.

  5. Собеседования.

  6. Самостоятельные работы.

7. Защита проектов.
Методы обучения:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

- По источнику передачи и восприятия учебной информации:

1. Словесные (рассказ, беседа, лекции);

2. Наглядные (иллюстрации, демонстрации);

3. Практические ( упражнения).

- По логике передачи и восприятия учебной информации:

1. Индуктивные;

2. Дедуктивные;

3. Аналитические.

- По степени самостоятельного мышления:

1. Репродуктивные;

2. Поисковые, частично-поисковые, исследовательские.

- По степени управления учебной работой:

1. Работа под руководством учителя;

2. Самостоятельная работа учащихся.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

- Стимулирование интереса к учению:

1. Познавательные игры;

2. Учебные дискуссии;

3. Эмоционально-нравственные переживания;

4. Занимательность;

5. Ситуация познавательной новизны.

- Стимулирование долга и ответственности к учению:

1. Убеждение в значимости учения;

2. Предъявление требований;

3. Упражнения в выполнении требований;

4. Поощрения в учении;

Методы контроля и самоконтроля в обучении:

- Устный контроль:

1. Индивидуальный опрос;

2. Фронтальный опрос;

3. Программированный опрос.

- Письменный контроль:

1. Самостоятельные и контрольные письменные работы;

2. Письменные зачеты;

3. Тестирование.
Ожидаемые результаты:
По окончании изучения данного курса учащиеся имеют представление:

- о параметре;

- о задачах с параметром;

- о типах задач с параметром;

- о линейных, квадратных, дробно–рациональных уравнениях с параметром;

- о методах решения уравнений с параметром;

и умеют:

- решать линейные, квадратные, дробно–рациональные уравнения с параметром;

- применять аналитический и графический методы решения уравнений с параметром.

Формы подведения итогов:
Формой подведения итогов может стать самостоятельная или контрольная работа, собеседование или защита собственного проекта учащегося по данной теме, создание банка заданий по данному курсу.

Если формой подведения итогов предполагается реферат, то можно предложить следующие темы для рефератов:

- «Методы решения уравнений с параметром»;

- «Решение неравенств с параметром»;

- «Решение экзаменационных заданий с параметром»;

- «Решение линейных уравнений с параметром»;

- «Решение квадратных уравнений с параметром»;

- «Решение дробных рациональных уравнений с параметром»;

- «Графический способ решения уравнений с параметром».
Основные этапы подготовки реферата:
1. Собеседование с учащимися по обсуждению предлагаемых тем;

2. Выбор темы учащимися;

3. Базовые и текущие консультации;

4. Поиск и работа с информационными источниками;

5. Оформление материалов исследования;

6. Предзащита на занятии курса, обсуждение и получение отзывов;

7. Выступление на конференции: школьной, городской;

8. Использование полученных в результате исследования материалов.

Правила оформления реферата:


  1. Титульный лист, который включает:

- наименование образовательного учреждения;

- тема реферата;

- исполнитель;

- руководитель;

- название населенного пункта;

- год разработки реферата.

2. Пояснительная записка, в которой необходимо отразить проблему, актуальность работы.

3. Цели и задачи реферата.

4. Содержание.

5. Введение.

6. Само содержание реферата.

7. Заключение.

8. Литература.

Предполагаемой формой документа, фиксирующего усвоение курса, может быть сертификат, выданный администрацией школы.
Учебно–тематический план курса

«Этот простой, сложный параметр»


№ п/п

Название тем

Количество

часов

Теория


Практика

Вид занятия

1

Модуль 1: Знакомство с параметром.

2

1

1

Лекция

2

Модуль 2: Линейные уравнения и уравнения, приводимые к линейным, с параметром.

2

1

1

Семинар с элементами лекции

3

Модуль 3: Квадратные уравнения и уравнения, приводимые к квадратным.

3

1

2

Практикум, работа в группах

4

Модуль 4: Дробные рациональные уравнения с параметром.


4

1

3

Минилекция и практикум

5

Модуль 5: Графический способ решения уравнений с параметром.

4

1

3

Урок- сообщение (слайдовая презентация), уроки-практикумы

6

Обобщающее занятие курса.

2




2

Урок защиты проектов




Итого

17

5

12




  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа и дидактическое обеспечение элективного курса для обучающихся 9 класса основной школы. Тип курса: предметно-ориентированный iconПрограмма элективного курса: Основы права
Вид курса: предметно-ориентированный. Теоретические занятия курса гармонично сочетаются с практическими, что позволяет учащимся глубже...
Программа и дидактическое обеспечение элективного курса для обучающихся 9 класса основной школы. Тип курса: предметно-ориентированный iconПояснительная записка Особенности курса Программа элективного курса...
Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ
Программа и дидактическое обеспечение элективного курса для обучающихся 9 класса основной школы. Тип курса: предметно-ориентированный iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа элективного курса «Глобальные проблемы человечества» предназначена для обучающихся 10 (11) класса, базируется на знаниях...
Программа и дидактическое обеспечение элективного курса для обучающихся 9 класса основной школы. Тип курса: предметно-ориентированный iconПрограмма элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» для 10-11 класса
Предлагаемая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» предназначена для учащихся 10-11-х классов основной...
Программа и дидактическое обеспечение элективного курса для обучающихся 9 класса основной школы. Тип курса: предметно-ориентированный iconПояснительная записка. Основное содержание. Требования к уровню подготовки...
Курс является предметно-ориентированным. Для освоения курса необходимы базовые знания по курсу планиметрии основной школы. Содержание...
Программа и дидактическое обеспечение элективного курса для обучающихся 9 класса основной школы. Тип курса: предметно-ориентированный iconПрограмма элективного курса по алгебре для 9 класса «Уравнения, неравенства и их системы»
Программа данного элективного курса рассчитана на 16 часов и предназначена для учащихся 9 класса
Программа и дидактическое обеспечение элективного курса для обучающихся 9 класса основной школы. Тип курса: предметно-ориентированный iconРабочая программа элективного курса по английскому языку «Лингва. Страноведение. Великобритания»
Программа элективного курса по страноведению предназначена для учащихся 5 класса и рассчитана на 17 часов
Программа и дидактическое обеспечение элективного курса для обучающихся 9 класса основной школы. Тип курса: предметно-ориентированный iconПрограмма элективного курса по химии
Одним из вариантов решения этой проблемы является включение в учебный план элективного курса «Строение и свойства кислородсодержащих...
Программа и дидактическое обеспечение элективного курса для обучающихся 9 класса основной школы. Тип курса: предметно-ориентированный iconПрограмма элективного курса для обучающихся 8-9 классов основной...
Тема Дискретная случайная величина, способы ее задания. Числовые характеристики. Функция распределения и ее свойства. 19
Программа и дидактическое обеспечение элективного курса для обучающихся 9 класса основной школы. Тип курса: предметно-ориентированный iconКалендарно-Тематическое планирование элективного курса «Компьютер для начинающих» для 5 класс
Программа элективного курса «Компьютер для начинающих» для 5 класса (Рекомендована Экспертным Советом му «Управление образования...
Программа и дидактическое обеспечение элективного курса для обучающихся 9 класса основной школы. Тип курса: предметно-ориентированный iconПояснительная записка Программа элективного курса по биологии предназначена...
Программа элективного курса по биологии для10(11)класса в рамках профильной подготовки
Программа и дидактическое обеспечение элективного курса для обучающихся 9 класса основной школы. Тип курса: предметно-ориентированный iconПрограмма элективного курса «Избранные вопросы физики» (2ч в неделю, всего 68часов)
...
Программа и дидактическое обеспечение элективного курса для обучающихся 9 класса основной школы. Тип курса: предметно-ориентированный iconРабочая программа элективного курса по экологии для 5 класса основного...
Программа составлена на основе программы для основной общеобразовательной школы. Интегрированный курс «Экология» для учащихся 5-9...
Программа и дидактическое обеспечение элективного курса для обучающихся 9 класса основной школы. Тип курса: предметно-ориентированный iconПрограмма элективного курса по литературе «умейте владеть словом»...
«системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию...
Программа и дидактическое обеспечение элективного курса для обучающихся 9 класса основной школы. Тип курса: предметно-ориентированный iconПояснительная записка рабочая программа профориентационного элективного...
Рабочая программа профориентационного элективного курса «Человек и профессия» составлен в рамках предпрофильной подготовки обучающихся...
Программа и дидактическое обеспечение элективного курса для обучающихся 9 класса основной школы. Тип курса: предметно-ориентированный iconПрограмма элективного курса для 10 класса Составитель: Павлова О....
Курс разработан для предпрофильного обучения на ступени основной средней общеобразовательной школы, рассчитан на 17 часов (1 час...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск