Ширинских Галина Алексеевна Управление образования и науки Администрации Губкинского городского округа





НазваниеШиринских Галина Алексеевна Управление образования и науки Администрации Губкинского городского округа
страница1/6
Дата публикации15.02.2015
Размер0.7 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Физика > Документы
  1   2   3   4   5   6

Ширинских Галина Алексеевна



Управление образования и науки

Администрации Губкинского городского округа


«Здоровьесберегающие технологии как средство освоения школьниками учебной деятельности при обучении физике»

Автор: Ширинских Галина Алексеевна,

учитель физики МОУ «СОШ №17»

2010

Содержание


  1. Информация об опыте……………………………………………стр. 3

  2. Технология опыта……………………………………………….. стр. 5

  3. Результативность опыта………………………………………….стр.12

  4. Библиографический список…………………………………….. стр.14

  5. Приложение к опыту……………………………………………. стр.15








Информация об опыте

1.Тема опыта: «Здоровьесберегающие технологии как средство освоения школьниками учебной деятельности при обучении физике».

2.Автор опыта: Ширинских Галина Алексеевна: работает учителем физики в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №17» с 1992 г.

3.Условия становления опыта

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №17» расположена в микрорайоне «Журавлики», по адресу: ул. Королева д.2 а. В ней обучаются дети проживающие на улицах Преображенская, Космонавтов, Королёва, Петра Великого, Агошкова и других. В данной школе учатся 757 детей рабочих и служащих Лебединского ГОКа, комбината КМАруда, Губкинского мясокомбината и других предприятий города.

По результатам мониторинга уровень воспитанности обучающихся в данной школе – средний.

Научно-технический прогресс неизбежно приводит к возрастанию объёма знаний, которые должны быть приобретены в период обучения в средней школе, повышает требования к уровню общего образования людей. Когда возникла необходимость в общем обязательном среднем образовании, актуальной стала проблема совершенствования содержания, методов и организационных форм обучения. Необходимо не только сообщить систему научных знаний, но и навыков познавательного и практического характера. Обучающиеся должны будут быстро ориентироваться в новой обстановке, мыслить самостоятельно, свободно от стереотипов.

4.Актуальность опыта заключается в том, что взросление нынешнего молодого поколения происходит в условиях быстро меняющегося мира, наполненного огромным объемом информации. Цель современной школы- подготовка детей к жизни в нем. Все больше повышаются нагрузки и востребованность в информации. В школах активно применяются современные средства обучения: компьютеры, аудио - и видеотехника. Это порождает определенные проблемы сохранения здоровья школьников и педагогов. Осознание своей ответственности за здоровье учащихся приводит к поиску и решению проблемы негативного влияния нарастающей информатизации учебно-воспитательного процесса на здоровье учащихся в овладении здоровьесберегающими приемами и методами.

Опыт актуален ещё и потому, что решает ряд проблем, стоящих перед современной школой:

1) противоречие между требованиями овладеть единым уровнем среднего образования и необходимостью удовлетворения индивидуальных запросов и интересов обучающихся;

2) между традиционными методами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний и ориентацией на развитие творческих способностей и самостоятельности;

3) между требованиями педагога и неспособностью ряда учащихся удовлетворять этим требованиям;

4) противоречие между принципами дидактики – научностью и доступностью, системностью и последовательностью, самостоятельностью и активностью учащихся в усвоении учебного материала, приобретении нужных им для дальнейшего обучения профессии знаний, умений и навыков.

5.Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для реализации потенциальных возможностей обучающихся с помощью таких методов и приёмов обучения, которые пробуждают интерес у обучающихся и вызывают желание приобретать знания. Это возможно при использовании идеи педагогики сотрудничества и налаженном психологическом контакте на эмоциональном уровне между учителем и обучающимся. Для реализации индивидуальных способностей ученика необходимо подбирать методы и формы обучения так, чтобы разнообразная познавательная деятельность способствовала формированию прочных знаний, умений и навыков, так как опирается на все сенсорные системы: «вижу» - «слышу» - «чувствую», а также вкус и запах (ВАК).

Причиной возникновения идеи является то, что российская система образования вступила в период фундаментальных перемен, характеризующихся новым пониманием его целей и ценностей, новыми концептуальными подходами, использованием инновационных технологий. Меняются цели и задачи образования, акцент переносится на личностно - ориентированный подход, формирование компетентности. В условиях же личностно-ориентированного обучения образовательный процесс организован оптимально, если ученика не просто воспитывают и учат, а создают условия, в которых он воспитыается и учится. За годы педагогической деятельности сформировалась и окрепла моя позиция: нельзя научить школьника всему, что понадобится ему в жизни, но можно и нужно научить самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Использование нестандартных форм и методов работы позволяет учителю сделать урок физики более живым, интересным, снять нервное напряжение и усталость учащихся, восстановить их внимание и работоспособность. Решать эти проблемы наряду с традиционными методами обучения позволяют современные технологии и прежде всего здоровьесберегающие. Они повышают эффективность урока, позволяют привлечь учеников к активной работе.

Сущность опыта заключается в том, что процесс обучения направлен на развитие личности ученика с учётом его индивидуальных интересов и устойчивых профессиональных склонностей. Усвоение знаний осуществляется в контексте различных видов деятельности, в том числе и самостоятельной работы, которая и создаёт ситуацию необходимости получения новых знаний.

6. Длительность работы над опытом составляет 5 лет.

7. Диапазон опыта распространяется как на отдельную педагогическую ситуацию, так и на систему уроков и на внеклассную воспитательную систему.

8. Теоретическая база опыта.

В основе моего педагогического опыта лежат: поэтапная система обучения Н. Н. Палтышева, технология развивающего обучения Щукиной Т. И., идеи педагогического сотрудничества А. Н. Леонтьева и Ш. А.Амонашвили, система здоровьесберегающей образовательной технологии Петрова О.В.

В настоящее время стоит вопрос об усовершенствовании способов формирования человека Мира, человека Земли, который не может решиться без использования личностно-ориентированного подхода к обучению с учётом индивидуальных способностей и потребностей школьников, лежащего в основе здоровьесберегающих технологий в обучении. Они повышают эффективность урока, позволяют привлечь учеников к активной работе, развивают такие качества личности как: умение работать в коллективе, коммуникабельность.

9. Новизна педагогического опыта заключается в комбинации известных методик и элементов здоровьесберегающих технологий: средств двигательной направленности, гигиенических факторов, частой смены видов и разнообразных форм учебной деятельности школьников.

Технология опыта

Здоровый образ жизни – основа здоровьесберегающей стратегии государства. В условиях социально-экономических и политических преобразований современной России особое значение приобретают вопросы укрепления физического и духовного здоровья человека, формирования здорового образа жизни. В Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию «О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства» на 2001г. отмечается, что «... здоровье народа сегодня напрямую связано не только с состоянием общественного здравоохранения, но и с самим образом жизни людей...».

Стремительное ухудшение состояния здоровья детей школьного возраста в России стало общепризнанным фактом. Необходимо признать, что не медицина, ни образование не успевают адекватно реагировать на эти изменения. В связи с этим особую актуальность приобретают любые профилактические условия, которые могли бы способствовать улучшению здоровья детей.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить сохранение здоровья школьника в период обучения, научить использовать знания, умения, навыки здоровьесбережения в повседневной жизни.

Основные задачи применения здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках физики:

1. Добиваться усвоения знаний, формировать представления, умения и навыки, необходимые для обеспечения безопасности жизнедеятельности в быту, во время игр, физкультурных занятий, пребывание на природе.

2. Актуализировать и углублять знания учащихся о здоровье и здоровом образе жизни.

3. Воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.

4. Формировать представление о влиянии на организм утомления, гиподинамии, нарушения режима труда и отдыха.

5. Обучать школьников умениям и навыкам сотрудничества с окружающимися.

Существует немало методик обучения здоровому образу жизни. Их общим недостатком является субъективно-объективный подход: учитель поучает, а ребенок, словно пустой сосуд, должен наполняться под мудрым взором педагога полезными знаниями о том, как быть здоровым. Такой подход абсолютно не подходит для воспитания у детей ответственного отношения к собственному здоровью.

Чтобы создать условия для принятия детьми здорового образа жизни, мы должны выступать не в роли лекторов, а постараться стать партнерами ребенка, сотрудничая с ним, признавая его право на здоровье и иметь ответственность за него. Только так мы сможем найти подходы, которые помогут понять, как дети видят мир.

Сегодняшние школьники не такие, какими были мы в их возрасте. Они взрослеют в условиях быстро развивающегося научно — технического прогресса, и как следствием этого растет объем информации, «обрушившейся» на современных детей, которые интенсивно осваивают современную технику: сотовые телефоны, компьютеры, аудио- и видеотехнику. Использование современных средств обучения, нагрузки, связанные с огромным объемом информации, порождают проблемы сохранения здоровья обучающихся. Использование здоровьесберегающих приемов и методов учителями на своих уроках решат проблемы негативного влияния информатизации учебно- воспитательного процесса на здоровье школьников.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения.

«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:

условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность
требований, адекватность методик обучения и воспитания);

рациональная организация учебного процесса (в соответствии с
возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и
гигиеническими требованиями);

•соответствие учебной и физической нагрузки возрастным
возможностям ребенка;

•необходимый, достаточный и рационально организованный
двигательный режим.

Под здоровьесберегающей образовательной технологией (Петров О.В.) понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).

В эту систему входит:

1. Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся,
проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.

2. Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка
образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти,
мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной
возрастной группы.

3. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата
в процессе реализации технологии.

4. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей
деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов
здоровья, работоспособности (Петров О.В.) предусматривает различную степень помощи учителя.

Здоровьесберегающей технологии обучения физике наиболее подходит по-моему следующая технология уроков опирающаяся на принципы дидактики – научность и доступность, дифференциация и индивидуализация в организации учебно-воспитательного процесса.

В своей работе использую: 1) вводные уроки, 2) урок изложения новых знаний, 3) урок закрепления полученных знаний, 4) урок отработки полученных знаний, 5) урок контроля знаний учащихся, 6) урок ликвидации пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся; 7) обобщающий урок.

На уроке изложения новых знаний (Приложение 1. Урок-лекция «Внутренняя энергия в термодинамике») основная его часть посвящена изложению новых знаний, здесь же идёт как бы первичное закрепление полученных знаний. Построение этого урока зависит от уровня учащихся. Если это «сильный класс», то урок изложения новых знаний можно начинать с проблемных ситуаций для того, чтобы подвести к самостоятельному сотворению изучаемого материала.

Если это «слабый класс» как приведённый выше пример урока, то можно начинать изложение материала с небольших, взаимосвязанных друг с другом, его «порций», каждая из которых репродуктивно закрепляется с учащимися и в конце изложения материала прорабатывается, путём решения проблемных ситуаций. Изложение материала начинается с исторической справки, что вызывает несомненно эмоциональный отклик в душах детей.

Возможен и другой вариант данного типа урока (Приложение 4. Урок «Первый закон термодинамики»); предусматривающий самостоятельное изучение нового материала по предложенному плану (информационный блок) с указанием страниц учебника базового (под редакцией Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева, Н.Н.Сотского и дополнительного, например под редакцией Н. М. Шахмаева); написанием опорного конспекта с помощью опорных сигналов. А также практической части изучаемого материала, как на уроке закрепления полученных знаний, где закрепление знаний идёт на репродуктивном уровне. Учащиеся не только должны понять данный материал, но и уметь его воспроизвести.

На уроке контроля знаний учащихся целью которого – дать возможность обучающимся продемонстрировать полученные знания, показать свои умения в их применении. Грамотно составленные задания ( Приложение 7. Урок «Контрольная работа по теме: «Основы термодинамики для учащихся»») позволяет учителю увидеть, на какой уровень знаний вышли его ученики. Поэтому составляю задания так, чтобы один – два вопроса были на репродукцию полученных знаний, вторые один – два вопроса – на умение их применять и, наконец, третий пласт вопросов – на определение умений учащихся творчески использовать полученные знания.

На обобщающем уроке, основной задачей которого является, систематизация полученных знаний учащихся, необходимо создать такую обстановку, так построить урок, чтобы под руководством учителя учащиеся смогли продемонстрировать в самом лучшем для себя виде полученные знания, умения и навыки. (Приложение 8. Повторительно-обобщающий урок по теме: «Основы термодинамики») содержит задания всех трёх уровней: репродуктивного, конструктивного и творческого.

Из урока в урок рождается самостоятельность в творчестве учащихся. От прослушивания материала до отработки его сначала на репродуктивном уровне, а затем на творческом, через контроль знаний рождается синтез знаний, умений и навыков.

На них создаются условия благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации здоровьесберегающей технологии. Используются разнообразные виды здоровьесберегающей
деятельности учащихся, направленные на сохранение и повышение резервов
здоровья, работоспособности, что соответствует здоровьесберегающей технологии по Петрову О.В. Эмоциональный настрой учащихся на восприятие изучаемого материала, его эмоциональная окраска, за счет интересных моментов на уроке, вызывающая несомненное желание обучающегося познать как можно больше, сделать этот мир более совершенным. Определенный отклик в душе ребенка находят и межпреметные связи физики с биологией, ОБЖ, например цикл мини-информаций для уроков на тему: «Физика, здоровье, окружающая среда и мы», опубликованный в журнале «Физика в школе», №2 за 1995 год. После ознакомления с этим материалом у некоторых учащихся возникнет желание избавиться от вредных привычек.

Типология уроков предусматривает несомненно оценочную деятельность учителя. Она носит и воспитательный характер и является одним из показателей усвоенного материала. Правила оценивания, которыми пользуюсь выглядят так:

  1. Не ставь отметку, пока не уверена, что научила ученика.

  2. Не бойся пользоваться оценкой деятельности каждого ученика.

  3. Научись наблюдать за продвижением к знаниям каждого ученика. Похвали ученика, когда у него начинается прогресс в его учении. Похвали его. Выставь ему отметку.

  4. Умей прощать ученику незнания, если видишь, что он начал стремиться о себе заявить. Поддержи его в этот момент.

  5. Умей радоваться успеху учеников.

  6. Верь, что каждого ученика можно научить. Нужно, чтобы ученик в это поверил.

  7. Умей любить учеников по-человечески.

Выбираемые мной методы и средства обучения, формы деятельности учащихся способствуют основной задаче урока. Учащиеся должны получить удовлетворение от приведённого контроля или полученных знаний. В приложении 1-8 (система уроков) использовала перцептивные: 1) словесные методы (рассказ, лекция, беседа); 2) наглядные методы (иллюстрации, демонстрации и др.); 3) практические методы (упражнения, лабораторные опыты).

Методы управления учением – это: организация учебной работы учителем, самостоятельная работа учащихся с книгой, письменная работа и др.

Методы стимулирования и мотивации учения:

1) метод познавательных игр;

2) метод учебных дискуссий;

3) метод создания эмоционально-нравственных переживаний, ситуаций занимательности, ситуаций познавательной новизны.

Методы контроля и самоконтроля:

1) методы устного, письменного и практического контроля.

2) методы самоконтроля (устный, письменный, программированный и др.)

Средства обучения подбираю таким образом, чтобы у учащихся появилось наглядно-образное представление о материале. Так лекция сопровождается, к примеру, разнообразными сведениями, поэтическими строками. Викторины, конкурсы, физические вечера, демонстрации занимательных опытов, интересные сообщения способствуют созданию единого образа изучаемой темы.

Получение достойного образования предусматривает безусловно самостоятельную работу учащихся, которая в моём опыте представляет собой:

1) работу с учебным и дополнительной литературой, где важную роль играют учебные семинары и конференции, к которым учащиеся готовят доклады и сообщения, а так же небольшие рефераты, приложение работы учащихся. Без этих видов работы невозможно полноценно решить задачу подготовки учащихся к самообразованию, воспитать у них потребность самостоятельно приобретать и углублять знания, полноценно формировать познавательный интерес.

2) работу с учебной литературой, которая в 7 кл. предусматривает обучение использованию оглавления и предметного указателя, работу с графиками, умение выделять в тексте основные структурные элементы системы научных знаний (научные факты, понятия, законы, теории), пользование планами обобщённого характера в процессе самостоятельного изучения основных структурных элементов системы научных знаний;

3) в 9 – 10 кл. работу со сложным текстом: делить его на части, составлять сложный план построения ответа, в 10 – 11 кл. конспектировать дополнительную литературу, составлять тезисные планы при подготовке к семинару; работать с каталогом; составлять библиографию; сравнивать и сопоставлять изложение одних и тех же вопросов в различных источниках, высказывать свою точку зрения.

4) самостоятельное наблюдение и постановка эксперимента не только в школьных, но и домашних заданиях, исследованиях учащихся.

5) самостоятельное решение физических задач.

В своей работе использую следующие элементы здоровьесберегающих технологий обучения:

1.Средства двигательной направленности - физкультминутки (в приложении 1 «Внутренняя энергия в термодинамике» (урок - лекция) представлены примеры физкульминутки для улучшения мозгового кровообращения, в приложении 2 — комбинированный урок по теме: «Работа в термодинамике» - для снятия напряжения с мышц туловища, в приложении 4 урок по теме: « Первый закон термодинамики » - для поднятия общего настроя, в приложении 5 и 6 -уроки по темам: «Необратимость тепловых процессов» и «Тепловые двигатели. КПД тепловых двигателей» - упражнения для снятия усталости, а в приложении 8- урок по теме: «Повторительно-обобщающий урок»- для поднятия общего настроя учащихся; тренинги, музыкальное сопровождение в приложении 9 -сценарий физического вечера «Удивительное электричество». Частая смена видов и разнообразные формы учебной деятельности школьников: самостоятельная работа (в приложении 2), тест (в приложении 3), а также соревнования, игры, вечера и т.д. во внеурочное время.

2.Гигиенические факторы - выполнение санитарно-гигиенических требований, в том числе проветривание и влажная уборка кабинета, обучение элементам здорового образа жизни (режим дня, рационального питания и т.д.), нормам личной и общественной гигиены (чистота тела и места занятий, воздуха, гигиена питания и др.)

3.Частая смена видов деятельности и разнообразные формы учебной деятельности, представленные в приложении: самостоятельная работа (в приложении 2), тест (в приложении 3); а также использование схем, таблиц, графиков, алгоритмов при решении задач, способствуют уменьшению утомляемости обучающихся и повышению уровня работоспособности на уроках.

Результативность опыта

Благодаря применению здоровьесберегающих технологий в обучении физике мои ученики умеют использовать самостоятельно в повседневной жизни необходимые знания, умения и навыки, показывают стабильные результаты качества знаний и успеваемости по предмету:


Учебный год

Качество знаний, %

Успеваемость, %

2006-2007

65,2

100

2007-2008

60,8

100

2008-2009

77,5

100

2009-2010

(1полугодие)

71

100


Используя здоровьесберегающие технологии и участвуя в течение 3-х лет в проводимом в школе эксперименте «Приобщение школьников к работе в научно - исследовательских обществах учащихся с целью их дальнейшего профессионального самоопределения» секцией научного общества учащихся «Эврика», руководителем которого являюсь, были достигнуты следующие результаты:


Учебный год

Тема исследования

Наименование конкурса, конференции

Результат участия

2006-2007

Влияния невесомости и гравитации на организм человека

«Земля, Галактика, Вселенная»

Участие

2007-2008

Зависимость поглощения тепловой энергии поверхностями из различных материалов

III региональная научно—практическая конференция учащихся «Первые шаги»

Лауреат

Зависимость скорости ветра от атмосферного давления

II научно-практическая конференция школьников МОУ «СОШ №17» «День науки»

Победитель

2008-2009

Исследование процесса получения биогаза в зависимости от температурного режима и кислотности среды»

IY региональная научно — практическая конференции учащихся «Первые шаги»

Лауреат

Исследование основных характеристик горения материалов, используемых при отделки жилых помещений».

III научно-практическая конференция школьников МОУ «СОШ №17» «День науки»

Победитель


Метод проектов и исследовательская деятельность в секции позволила сформировать у учащихся некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в практической деятельности и не могут быть сформированы вербально. В первую очередь это относится к групповым проектам, когда в процессе работы небольшого коллектива появляется совместный продукт труда. К таким качествам можно отнести: умение работать в коллективе, способность брать ответственность за выбор, решение на себя, также умение анализировать результаты своей деятельности.

Диагностические методики, использующиеся с целью согласования индивидуально ориентированной траектории каждого ученика с учетом его психофизического развития, типа темперамента; оптимизация соответствующих учебных нагрузок на обучающегося: «Определение коэффициента утомляемости для группы учащихся (класса) по дням недели», «Определение напряженности функционального состояния учащихся», «Определение психологического климата в старших классах» и другие, показали, что уровень напряженности обучающихся старших и средних классов на уроках физики имеют- низкий- 29 %, ниже среднего - 38 %, средний - 14%, выше среднего- 16,9 %, высокий - 1,4 % обучающихся. Уровень здоровья, по оценке самих учащихся — средний и выше среднего. В мониторинге принимали участие 71 учащийся 7-11 классов.

В 2007 году в сборнике управления образования и науки администрации Губкинского муниципального района «Здоровьесберегающая деятельность в школе» (из опыта работы муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №7» г. Губкина Белгородской области) опубликован мой урок по теме: «Диффузия» (7 класс), на котором приведены примеры использования технологий здоровьесбережения школьников.

Библиографический список

1. Анофрикова, С.В. Создание условий для самостоятельной познавательной деятельности учащихся. //Физика в школе.- №2.- 1997.

2. Дубенский, Ю.П. Индивидуализация заданий по физике.//Физика в школе №1, 1994.

3. Каменецкий,С.Е. , Левашов А.М., Павлова Н.П. Дифференцированное преподавание физики в сельской малокомплектной школе// Физика в школе №2, 1994.

4. Львова, И.М. Физкультминутки // «Начальная школа», 2005. - № 10. С. 86.

5. Разумовский,В.Г., Рабоджийска Р.К. Обучение школьников и развитие их способностей.// Физика в школе №2, 1994.

6 Палтышев,Н.Н. Педагогическая гармония. Киев «Магистр – S», 1996.

7. Плигин,А.А., Баксанский О.Е., Кучер Н.Е.. Личностно ориентированный подход к обучению физике. Физика в школе №4, 2003.

12. Науменко, Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы// Педагогика.-2005.-№6.-С.37-44.

13. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей: [гендер. подход в обучении и воспитании: психол. аспект]/ Чубарова, С., Козловская Г., Еремеева Е. // Развитие личности.-№2.-С.171-187.

14. Петров, К. Здровьесберегающая деятельность в школе//Воспитание школьников.-2005.-№2.-С.19-22.

15. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО,2002.-121с.

16. Тверская, Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика//Образование в современной школе.-2005.-№2.-С.40-44.

17. Тронева, Л.Ф. Использование современных технологий на уроках ОБЖ// ОБЖ. Основы безопасности жизни.-2009.-№10.-С.25-35.

18.Усова,А.В., Бобров А.А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики. М: - Просвещение, 1988.

Приложение

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ширинских Галина Алексеевна Управление образования и науки Администрации Губкинского городского округа icon«детская музыкальная школа №1» Методический доклад
Управление культуры администрации Губкинского городского округа Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного...
Ширинских Галина Алексеевна Управление образования и науки Администрации Губкинского городского округа iconУправление образования и науки администрации Губкинского городского...
Цели: познакомить с экологическими проблемами тайги, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью человека в зоне...
Ширинских Галина Алексеевна Управление образования и науки Администрации Губкинского городского округа iconУправление образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области
Исполнитель: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт проблем машиноведения Российской академии наук
Ширинских Галина Алексеевна Управление образования и науки Администрации Губкинского городского округа iconОтчет о результатах деятельности главы администрации городского округа Нижняя Салда
Деятельность по исполнению контрольных заданий главы городского округа, Думы городского округа
Ширинских Галина Алексеевна Управление образования и науки Администрации Губкинского городского округа iconЗакон РФ «Об образовании»
Управление образования, культуры и спорта Администрации городского округа «Поронайский»
Ширинских Галина Алексеевна Управление образования и науки Администрации Губкинского городского округа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Республики Коми, нормативными правовыми актами администрации муниципального образования городского округа «Воркута», Управления образования...
Ширинских Галина Алексеевна Управление образования и науки Администрации Губкинского городского округа iconАдминистрация Ленинск-Кузнецкого городского округа
Ваше обращение, поступившее на официальный сайт администрации Ленинск-Кузнецкого округа, в соответствии с Федеральным законом от...
Ширинских Галина Алексеевна Управление образования и науки Администрации Губкинского городского округа iconПоложение о системе оплаты труда работников муниципального общеобразовательного...
Шуя, подведомственных отделу образования администрации городского округа Шуя с изменениями и дополнениями (Постановления Администрации...
Ширинских Галина Алексеевна Управление образования и науки Администрации Губкинского городского округа iconУправление образования Администрации городского округа Электросталь Московской области
«Средняя общеобразовательная школа №22 с углубленным изучением отдельных предметов»
Ширинских Галина Алексеевна Управление образования и науки Администрации Губкинского городского округа iconПостановление От 30 сентября 2010 г n 1704 об утверждении долгосрочной...
Михайловка от 22. 07. 2008 n 990 "Об утверждении Положения о долгосрочных целевых программах городского округа город Михайловка",...
Ширинских Галина Алексеевна Управление образования и науки Администрации Губкинского городского округа iconОтчет о результатах самообследования муниципального бюджетного образовательного учреждения
Учредитель: управление образования администрации городского округа «Город Йошкар Ола»
Ширинских Галина Алексеевна Управление образования и науки Администрации Губкинского городского округа iconОсновная образовательная программа основного общего образования мбоу «оо обуховская школа»
Управление образования администрации Старооскольского городского округа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ширинских Галина Алексеевна Управление образования и науки Администрации Губкинского городского округа iconОтчет об итогах развития физической культуры и спорта на территории...
На территории Полевского городского округа реализацией полномочий по осуществлению вопросов местного значения в сфере физической...
Ширинских Галина Алексеевна Управление образования и науки Администрации Губкинского городского округа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Управление образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области
Ширинских Галина Алексеевна Управление образования и науки Администрации Губкинского городского округа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Управление образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области
Ширинских Галина Алексеевна Управление образования и науки Администрации Губкинского городского округа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Управление образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск